9 июля, при стечении сельчан и гостей праздника, отец Дмитрий освятил часовню во имя Тихвинской иконы Божьей Матери.
Не каждый путник сможет сразу отыскать спрятавшуюся подальше от посторонних глаз деревушку с ласковым названием Ольховец. За рекой и лесом среди густой травы теряется ведущая к ней грунтовая дорога, а дальше – стоп, машина: охраняя покой сельчан, путь через новенький автомобильный мост преграждает шлагбаум с замком. Попасть в деревню через речку Хубу можно только по специально оборудованному для пешеходов крепкому и надёжному подвесному мостику. Дальше дорога разделяется на две главные, одна ведёт к жилым домам, другая, мимо дач, – к жальнику.
Если судить по надгробным плитам на сельском кладбище, история Ольховца уходит в далёкие 1800 годы. Из письменных источников: «В списках населённых мест от 1909 года Крестецкого уезда Карпиногорской волости числится деревня Ольховец с погостом Ольховец. В деревне 48 жилых домов. Жителей 80 человек мужского пола и 92 – женского. Деревня стоит на землях «Ольховецкаго» общества. Погост на церковной земле с расположенными на нём тремя жилыми домами, в которых проживает 8 мужчин и 3 женщины». По рассказам местных жителей, имя своё деревня получила от растущих в изобилии ольховых деревьев.
Ранее, вспоминает Екатерина Лебедева, бывшая местная жительница, нынче дачница из Боровичей, деревня была многолюдной, в каждом дворе куча ребятишек, большие хозяйства, огороды. На колхозном поле в открытом грунте выращивали пшеницу, кукурузу, помидоры. Теперь люди на зиму дома заколачивают, разъезжаясь по городским квартирам, в Ольховце остаются только шесть семей.
Мама Екатерины Павловны, Екатерина Кирилловна Фёдорова, рассказывала, что деревня пережила много горя, до войны дважды горела, последний раз – в 1937 году, чудом сумев выстоять в пожарищах. Но война обошла Ольховец стороной, будто кто оберегал её от очередной напасти, снаряды падали поодаль, за рекой.
На деревенском кладбище на огромном в виде креста фундаменте возвышалась церковь Воздвижения Креста Господня (о чём имеется запись в перечне монастырей и храмов Новгородской епархии за 1916 год), разобранная во время войны для нужд аэродрома, иконы люди уносили по домам. С годами следы большинства святых образов затерялись, и лишь пять ликов и старинная Библия, бережно сохранённые старожилами (на снимке), вновь обрели пристанище на историческом месте.
Несколько лет негласным старостой деревни была Светлана Сорокина, а два года назад её избрали официально, и всё это время вместе с дачницей Еленой Королёвой вынашивали они идею постройки на месте бывшей церкви часовни.
– От одних мыслей и разговоров проку мало, – говорит Светлана Борисовна. – Я решила не дожидаться, пока люди соберут деньги, заказать стройматериалы за собственный счёт. Пригласила знающего толк в строительстве, в том числе и часовен, Михаила Головешкина, который весной прошлого года приступил к работе. Больше года возводилась часовня, Михаил Петрович работал в одиночку, не прибегая ни к чьей помощи.
Часовенка получилась ладной, светлой, с большим, почти во всю высоту стены окном, стёкла покрыты специальной витражной плёнкой. Округлую верхнюю часть венчает купол с металлическим крестом, который мастер сделал в дар. Строительство вместе с внутренним убранством обошлась в 90 тысяч рублей, около 20 из них – самый большой вклад в благое дело – пожертвовали организаторы, семьи Сорокиных и Королёвых.
Но прежде чем дать ход строительству, пришлось всем изрядно потрудиться. В 2013 году на кладбище ураганом повалило много деревьев, и в течение всего лета жители деревень общими усилиями приводили в порядок территорию: выкорчёвывали огромные пни, пилили и вывозили деревья, расчищали фундамент для будущей часовни, косили и убирали траву. На собранные средства ольховчан и жителей деревни Жарово установили железные ворота при входе на кладбище, а металлическую сетку на лицевой части погоста поставил Игорь Каширин.
Сияет среди деревьев светлым бликом небольшое здание для молений и богослужений, в котором есть всё необходимое: установлены подсвечники для затепления свечей во здравие, миниатюрная Голгофа – для поминовения усопших, привезённая из Александро-Невской лавры. В центре часовни – киот с десятью православными праздниками и две главные для Ольховца иконы – Тихвинская и Воздвижения.
– Каждая деревня отмечает свой престольный праздник, – добавляет Светлана Сорокина, – в Замотаеве – Преображение Господне 19 августа, в Бурге – Александров день 12 сентября, в Дворищах – Ильи-пророка 2 августа. Мы почитаем сразу два – Воздвижение Креста Господня 27 сентября и летнюю Тихвинскую. Очень мы старались поспеть к 9 июля и рады, что всё задуманное получилось.
Светлана БОРИСОВА
Фото автора