Ежегодно в первое воскресенье августа страна отмечает День железнодорожника – праздник, история которого уходит корнями во времена царской России. Он был учреждён в 1896 году и приурочен ко дню рождения императора Николая I. Именно он начал строительство железных путей сообщения в России.
Очень сложно в двух словах рассказать, какие бывают профессии на железной дороге. По большому счёту, убери хоть одну, и поезда перестанут ходить.
«Какая же ответственная и важная работа у моей мамы!», — думала я в детстве, видя огромное количество документов и папочек с завязками на её столе в комнате. У техника пути начиналось время отчётов... Всю ночь на экране счётной машинки, сменяя друг друга, мигали зелёные цифры, шуршали листы бумаги, поскрипывал карандаш. Мама снова не спала.
Помню, как учась в начальных классах, несколько раз пробовала помочь ей заполнить зарплатные ведомости. При этом строгое правило – никаких ошибок и исправлений, ластик не использовать. Нужно было внести шестьдесят фамилий. Мой же рекорд при всех стараниях доходил только до тридцати.
Три раза в месяц ей приходилось ездить в Валдай с финансовыми и материальными отчётами по нескольким участкам — Волот, Старая Русса, Морино. Спешила вернуться домой на товарниках, летом — на платформах, напевая с женщинами-коллегами весёлые песни и частушки.
Всю свою трудовую деятельность мама посвятила работе на железной дороге. Она всегда с улыбкой вспоминает те времена.
Начинала Валентина Полякова с ученика стрелочника. Молодую и неопытную девчушку взяла под своё крыло родная тётя, Александра Иванова. Став её наставником в этом непростом деле, обучила всем азам.
— Дежурный позвонит, задаст маршрут, из Тулебля выйдет поезд, а ты сиди и смотри в окно стрелочного поста, — говорила она ученице. — Как появится на прямой поезд, закрывай шлагбаум.
Так и делала Валя, чётко следуя словам наставника.
На экзамене по профпригодности ей задали вопрос: «Когда выйдет поезд с соседней станции, какие ваши действия?»
«Заготовлю маршрут (т.е. переведу стрелку в нужном направлении) и буду сидеть, в окно глядеть!», — ответила Валя, как её учила тётя Саша.
Вся комиссия полегла от смеха, а затем поправила: «Маршрут охранять вы будете».
В восемнадцать лет на своих хрупких плечах девушка ощутила, насколько ответственна и тяжела работа стрелочника. Идёт дождь — он готовит маршрут поездам и маневровым передвижениям. В снегопад, перед тем как перевести стрелку, надо скребком и метлой её очистить от наледи и снега. Зимой постоянная борьба с осадками, летом — очистка от песка и грязи, смазка мазутом, закрепление ослабших болтов. Стрелочник всё время на посту, всё время занят, всё время в движении. Он ведёт постоянные переговоры с дежурным по станции, получая задания на приготовление маршрутов поездам, докладывает о готовности и охраняет их.
В то время ещё стояли шлагбаумы. Нужно было пропускать автотранспорт через переезд.
Приученная с детства к труду, Валентина не роптала на судьбу и почти десять лет исправно поддерживала стрелки в рабочем состоянии. С 1981 года её перевели на должность техника пути. В 2002-м — ушла на заслуженный отдых.
Все эти годы Валентина Александровна работала в дружном коллективе, с опытными мастерами и бригадирами. До сих пор она поддерживает тёплые отношения с ветераном Надеждой Прокофьевной Кудряшовой, с бывшими и нынешними работниками путевой части.
Поздравляем всех железнодорожников с профессиональным праздником! Желает им и их семьям здоровья, благополучия и оптимизма.
Ольга НИПАРКО
Фото автора