Корреспондент газеты увидела, как строится новая скоростная автомобильная дорога М-11
Платная автотрасса М-11 станет дублером существующей дороги М-10 «Москва – Санкт-Петербург». Она пройдет по Московской (90 километров), Тверской (253 км), Новгородской (233 км), Ленинградской (75 км) областям в обход всех населенных пунктов. Ввести трассу в эксплуатацию планируют в 2018 году. Уже построены и открыты для движения два участка – в объезд городов Химки Московской области и Вышнего Волочка – Тверской.
В январе 2014 года было начато строительство шестого этапа автодороги М-11. Этот этап – самый длинный участок дороги, с 334 по 543 километр. Значительная его часть пролегает по территории Новгородской области, а 42 километра приходятся на Савинское и Трубичинское поселения Новгородского района. На территории Новгородского района будет располагаться и самый длинный мост трассы М-11. Его возводят через реку Волхов в районе деревни Ситно, и, как рассказал начальник отдела Санкт-Петербургского территориального управления государственной компании «Автодор» Олег Цепух, он уже построен на 50%.
Протяженность моста – 730 метров. Мостостроевцы завершают сооружение опор, параллельно возводится пролетное строение. При этом, по условиям строительства, обеспечивается постоянный пропуск судов. Несмотря на огромное количество техники, река остается судоходной.
Журналистам объяснили технологию возведения опор в русле реки. В дно забиваются сваи на глубину 24 метра (а под некоторыми опорами и на все 32 метра). Сваи окружают металлическим коробом, из него откачивают воду до самого дна, и начинают возводить опору непосредственно на дне реки. Внутри опоры – металлическая арматура, ее заливают бетоном, постепенно наращивая высоту.
– В этом году полностью завершим сборку металлических конструкций и стыковку моста. Потом начнем работать с плитой проезжей части, а в конце 2016 – начале 2017 года по мосту сможет ходить строительная техника. Но для всеобщего пользования он будет доступен с введением в эксплуатацию всего шестого участка.
Руководит строительством мостовой переправы Валерий Филимонов из «Мостоотряда-90». Он рассказал, что условия работы здесь довольно тяжелые – при углублении свай встречается много валунов.
Еще это место в районе деревни и поселка с одинаковыми названиями Ситно примечательно тем, что здесь находится пересечение новой автотрассы М-11 и уже существующей дороги Савино – Селищи. Но стыковаться они никаким образом не будут, савинскую дорогу поднимут на опоры, и она пройдет над скоростным шоссе.
– Поднимать широкую платную автомагистраль намного дороже, чем небольшую дорогу местного значения, поэтому чаще всего М-11 оставляют внизу, – пояснил руководитель строительства.
Надо сказать, что некоторые участки строящейся магистрали уже вполне пригодны для проезда. Конечно, асфальтового покрытия здесь еще нет, но и просто «направлением» дорогу уже не назовешь: где-то она отсыпана песком, а местами и укатана щебнем.
Автобус с журналистами (большинство прибывших посмотреть на строительство – сотрудники столичных изданий) проехал по будущей платной трассе. Наш «экскурсовод» Олег Цепух рассказал, что большое внимание на трассе уделяется соблюдению экологического и природоохранного законодательства. Так, мы увидели, что из себя представляют зверопроходы. Всего на Новгородском участке трассы их будет 30. Это искусственные сооружения шириной 16 метров и высотой около 7. По расчетам проектировщиков, лось должен проходить через них спокойно. Главное, чтобы он не побоялся туда пойти. Кроме того, вся трасса вдоль будет ограждена сеткой. В первую очередь для того, чтобы на нее не могли выбежать дикие звери.
Иногда зверопроходы совмещают с мостовыми переходами, как, например, в месте, где трасса пересекает Лажитовский ручей. В настоящий момент его ширина максимум один метр, но говорят, что весной ручей достаточно широко разливается, поэтому сооружают целый мост, совмещенный со зверопереходом. А кроме того, здесь же будет и технологический разворот, чтобы могла развернуться и поехать в обратную сторону снегоуборочная техника.
– А еще везде, где есть водные преграды, как этот Лажитовский ручей, должна осуществляться очистка стоков с проезжей части. Для этого установим очистные элементы, и вся вода, стекающая с проезжей части, будет фильтроваться.
На шестом участке, а это 217 километров автотрассы, будет возведено 107 мостовых сооружений, из них 42 моста общей протяженностью более четырех километров. Для предупреждения загрязнения вод вдоль трассы будет построено 146 локальных очистных сооружений. Вдоль нового участка будет организовано 24 площадки для отдыха. На всем протяжении автодорога будет освещена.
Шестой этап платной автомагистрали собираются завершить в 2018 году. В том же году планируют полностью сдать дорогу в эксплуатацию, вот тогда и можно будет прокатиться с ветерком, разогнавшись до 150 километров в час.
Ольга ПАРИЦКАЯ
Фото автора