Среда, 30 октября 2024

Редакция

Питают ум и сердце согревают

Педагоги Чечулинской школы передают детям не только знания, но и дарят душевное тепло

Вспомните личный школьный опыт и согласитесь, что интереснее всего было на тех уроках, где учитель не навязывал личные воззрения, а толково объясняя предмет, настраивал вас самих думать, рассуждать, находить ответы на вопросы, принимать решения. Короче говоря, интереснее там, где не вбивают знания, а дают возможность развиваться.

Накануне нового учебного года мы побывали в Чечулинской средней общеобразовательной школе. До 1 сентября оставалось всего несколько дней и потому в школьных коридорах и кабинетах царила деловая суета. Ребята получали новенькие учебники, электрики возились с техникой, а педагоги наводили лоск в классах, готовясь принять учеников. Моя задача была познакомиться с двумя членами большого и дружного коллектива – коллегами по работе и подругами по жизни Валентиной Андреевой и Татьяной Беляковой. У каждой стаж педагогической деятельности в этой школе – почти три десятка лет.

Валентина Адреева любит, чтобы всё было четко, логично, стройно

Валентина Николаевна, когда я вошла в ее кабинет, делала, что называется, последние штрихи к «портрету» своего рабочего места. Она расставляла по местам горшки с цветами, развешивала по стенам кашпо. А цветов тут, надо сказать, целая оранжерея. Как оказалось, она – большая любительница растений – и домашних, и садовых, и огородных. Чуть позже, уже из разговора с ее коллегой, я узнала, что она такие помидоры на своем участке выращивает, что хоть на выставку – размером с бейсбольный мяч...

Моя собеседница окончила эту же школу, тогда, правда, еще восьмилетнюю. Школа была совсем новой, хорошо оснащенной по тем временам. Даже лингафонный кабинет имелся. Полное среднее образование получила в Подберезской школе, а высшее – в Новгородском педагогическом институте. Учителем Валентина Николаевна хотела быть с самого детства. Еще кукол, как призналась, по местам рассаживала и давала им уроки. Но окончательно утвердилась в выборе профессии благодаря своей наставнице – тоже учителю математики Августине Владимировне Заборщиковой. Она была для юной Вали примером во всем: поведении, манерах, характере.

– Справедливая, честная, добрая и строгая. Это вот, кстати, ее кабинет, – с гордостью сообщила Валентина Николаевна, оглядываясь кругом. – Стараюсь соответствовать...

– А математика почему?

– Нравился всегда этот предмет. Люблю, чтобы все было четко, стройно, логично. Даже в повседневной жизни эти черты характера проявляются. Не терплю беспорядка. Надо, чтобы все лежало на своих местах. Ещё Ломоносов сказал: «Математику уже затем учить надо, что она ум в порядок приводит».
Валентина Андреева рассказала, что, несмотря на 29-летний учительский стаж, к каждому уроку она тщательно готовится, хотя, казалось бы, и так свой предмет знает назубок, тем более, что математика – наука стабильная, в отличие от истории или географии, например. И тем не менее...

– Математика всегда считалась одним из самых трудных предметов в школе. Действительно, нельзя усвоить знания по этому предмету без серьезных интеллектуальных усилий, нужно понимать и запоминать правила, держать эти знания в памяти, а не просто стараться получить правильный ответ. Ведь дети иногда говорят, зачем знать как, ответ-то правильный, но я настаиваю на знании теории. Правильный ответ может быть случайным, то есть это догадка, а девять из десяти догадок – это ошибка, поэтому мне и нужно проследить всю логическую цепочку решения, понять ход мыслей. На каком-то празднике, уже не помню, ученики в поздравительной открытке написали, что мой принцип – пристать и не отставать до победного конца. Так оно и есть, – смеется Валентина.

А результаты чечулинских школяров вполне серьезные и убедительные: наивысший средний бал ЕГЭ и в районе, и в Новгородской области.

Разговариваем с Валентиной Николаевной, а тут в класс входит эффектная и элегантная дама, как оказалось, вторая героиня моей командировки. Спешу познакомиться: Татьяна Васильевна Белякова – учитель русского языка и литературы. На некоторое время отклоняемся от разговора о точных науках и я задаю новой знакомой вопрос, что, на профессиональный взгляд, ей нравится в современной программе по литературе, а что нет.

Своего классного руководителя Татьяна Белякову дети просто обожают

– Сейчас много говорится о патриотическом воспитании, а из программы для среднего звена исключены многие по-настоящему важные произведения, способные воспитать любовь к Отечеству. Нет там ни «Сына полка» Валентина Катаева, ни великолепной поэмы в стихах Константина Симонова «Сын артиллериста». На все про все – только «Василий Тёркин», а в старших классах – «А зори здесь тихие». Это, я считаю, упущение. Плюс же – в том, что очень много учебников с творческими заданиями, которые помогают решать основную задачу – развивать представление о литературе как об искусстве слова, воспитать культуру речи, понимание авторской позиции и развитие собственного мышления. Правда, к сожалению, дети зачастую, даже имея в чем-то твердые убеждения, не умеют их отстаивать. Не нравится то, что обеднели библиотеки. Не хватает книг на каждого ученика, и некоторые пользуются электронными, не всегда полными версиями произведений. А ведь книга есть книга. Ее надо почувствовать, в руках подержать. Хорошо, что у нас существует плотный контакт с центральной межпоселенческой библиотекой, специалисты которой проводят увлекательные тематические уроки.

– А сочинения ребята любят писать?

– Многим нравится, а некоторые предпочитают скачивать из Интернета. Но со мной игра в кошки-мышки не проходит. Пишем сочинения в классе, а мобильные телефоны в этот час – на подоконник. Именно сочинение позволяет ученику раскрыть свои коммуникативные способности, продемонстрировать понимание текста, умение анализировать, формулировать свои мысли, обобщать изученный материал. И, наверное, умение написать сочинение по литературе – это действительно тот итог, к которому мы стремимся.

Вот так выглядит Чечулинская средняя общеобразовательная школа

– Но чтобы написать сочинение, надо иметь и лексический запас, и интеллектуальный потенциал...

– Говорю своим ученикам-старшеклассникам, что обязательно нужно прочитать в подлиннике с первого до последнего слова хотя бы два произведения: «Мастер и Маргарита» Булгакова и «Война и мир» Толстого. Это уже база: там тебе правда и ложь, трусость и отвага, верность и предательство, милосердие и любовь, вера и патриотизм... На этой базе любое сочинение написать можно.

Я узнала, что совместное хобби Татьяны и Валентины – путешествия. Петергоф, Пушкиногорье, Дом-музей Достоевского в Старой Руссе... По историческим и литературным местам они стараются ездить вместе со своими учениками. А новые впечатления, общие эмоции – это ли не главные составляющие духовного родства учителя и ученика? А на мой вопрос, за что любите свою профессию, собеседницы ответили примерно одинаково:

– Нигде не ощущаешь такую особую энергетику, как в школе, рядом с детьми, которые растут и развиваются на твоих глазах, и ты радуешься, что сумел дать им что-то важное. Учитель – это не только профессия. Это образ жизни...

А мне бы хотелось добавить, что настоящий учитель – не ментор, не судья, не оценщик. Это умный и добрый товарищ, просто он старше и опытнее. Он умеет трудиться, чувствовать и любить своих толковых учеников, да и непутевых тоже. Учитель понимает, что они просто взрослеющие дети, которые только начинают свой жизненный путь и помогает сделать правильный выбор. Хочется верить, что в школах Новгородского района таких наставников – большинство...

Светлана ЛАПТИЙ
Фото автора

РЕКЛАМА

Еще статьи

Юбиляра поздравляет Валентина Ласточкина

«Вижу своими глазами, слышу своими ушами и говорю на своём языке»

Легендарная сольчанка Антонина НИКОЛАЕВА отметила 100-летний юбилей.

Снова в строю

Бюджетная комиссия проекта «Народный бюджет» еженедельно встречается для работы с новыми инициативами.

Свершилось!

Долгожданное событие

На улице Дружбы, 6 состоялось торжественное открытие студенческого общежития

РЕКЛАМА

РЕКЛАМА