Среда, 30 октября 2024

Редакция

Несостоявшийся миллионер

В редакции зазвонил телефон. «У меня есть компромат на Марию Дюваль!» — сообщил наш собеседник

— Вы думаете, нас мало? На самом деле, в этот лохотрон играет половина Любытина! Я знаю мужчину, который переписывался с Дюваль 5 лет и специально оформил несколько кредитов — ведь ему же обещали выигрыш в 3, 7 и 10 миллионов рублей. И женщину, которая выкупала товары 8 лет, продала с себя все золотые украшения и отошла в мир иной, оставив мужу и детям кучу долгов, — рассказал Виктор Семенович Лудченко.

Утром деньги, вечером — выигрыш

Если вы не в теме, Мария Дюваль — это мифический (хотя и имеющий своего прототипа) персонаж, страницы с рекламой которой охотно ставят многие популярные газеты (деньги не пахнут). Фотография странного вида женщины, предлагающей разгадать немудреную криптограмму или кроссворд, сообщить об этом по приложенному телефону и, как следствие, получить выигрыш от полумиллиона и более. Мария Дюваль, Жан Грандер, Сюзанна, Мегги Мол, Русский каталог и ныне почивший Русбьюти — это множество голов единого дракона под именем Почта Сервис, специализирующегося на 40 и 1 способах отъема денег у доверчивых граждан. Каждого, обратившего внимание на их навязчивую рекламу, они объявляют обладателем большого денежного приза — с условием, что он быстренько приобретет что-нибудь из прилагаемого каталога товаров.

Неужели кто-то верит в Марию Дюваль? Отправляемся по адресу, продиктованному нам собеседником. Райцентр, древний двухэтажный дом, чудом не попавший под снос. На втором этаже — маленькая квартира супругов Лудченко. Виктору Семеновичу — 75 лет, он инвалид второй группы, много лет не выходящий за пределы четырех стен. Два года назад к нему в руки попала газета «Волхов», где во всю полосу красовалась роковая блондинка Мария Дюваль.

Пенсионер позвонил по указанному телефону и продиктовал запрошенные оператором данные. Через некоторое время по почте пришло письмо от предсказательницы, в котором она обращалась к мужчине по имени-отчеству, предрекала финансовую удачу и рекомендовала, что для этого нужно предпринять. Пару амулетов, притягивающих богатство, Виктор Семенович и Вера Викторовна заказали практически сразу же, каждый — для себя. Заказ пришел вместе с пачкой разномастных сертификатов и рекомендаций. Главное, что извлекли из них супруги Лудченко — удача уже близка, остались небольшие формальности: выкупить несколько брошюрок, денежное дерево, карты Таро и доску предсказаний (стоимостью 1000—1500 рублей каждый предмет). В следующем письме им пояснили, что сеанс подключения к космосу оказался с помехами, амулет размагнитился, и следует приобрести новый.

Мария Дюваль с большим сочувствием отнеслась к переписке с пенсионерами, даже порекомендовала им услуги своих друзей, исключительно сильных медиумов Жана Грандера и Сюзанны. А на юбилей Виктора Семеновича объявила ему о беспрецедентно большом денежном призе — при условии покупки еще пары сувениров. Лудченко послушно выкупали безделушки, а когда пенсии не хватало — стали занимать деньги у знакомых, доведя размер долга до 15 тысяч рублей.

Первой очнулась Вера Викторовна. Просто прозрела — и всё. Стала уговаривать супруга бросить бесполезную затею. Тот вел себя словно заговоренный, сердился, упрямился, утверждал, что она ничего не понимает, и огромный выигрыш вот-вот придет. Каждый раз, когда почтальон приносил конверт от Марии Дюваль и иже с нею, в семье начиналась буря: Вера Викторовна плакала, сердилась, умоляла, грозилась разорвать или сжечь окаянное послание, а Виктор Семенович горячился, спорил и отправлял её на почту с очередным переводом. На почте она нередко встречала односельчан с такими же конвертами и слышала, как даже сами почтальоны отговаривали их посылать денежные переводы.

Пусть говорят!

К концу второго года переписки и Виктор Семенович стал сомневаться в правильности выбранного пути. Но от процесса не отказался, просто стал снимать ксерокопии с квитанций отправляемых переводов, систематизировал переписку в архив и обратился с претензией в следственный комитет города Москвы. Уведомление о вручении письма вернулось назад к Лудченко, а вот официального ответа так и не последовало.

Такими сувенирами...

Пенсионер проявил настойчивость и позвонил в редакцию газеты «Волхов», продолжавшей гнать полосы с объявлениями Дюваль. Там ему объяснили — бизнес есть бизнес, и ничего личного. Ставить объявление достаточной стоимости — один из пунктов редакционной политики, позволяющей изданию заработать на хлеб. Возможно даже — с маслом. А писать или не писать в адрес Дюваль — это сфера ответственности самих читателей.

По просьбе Виктора Семеновича адрес проживания Марии Дюваль искала в интернете дочь Веры Викторовны (кстати — с самого первого дня отговаривавшая Лудченко от опасных игр, но родители продолжали посылать деньги втайне от нее). Адреса так и не нашлось. Затем вышла в эфир передача «Пусть говорят», посвященная обманутым старикам, приехавшим в Москву за многомиллионным выигрышем от Русбьюти. На передаче недобрым словом поминали и Марию Дюваль.

Андрей Малахов заронил зерно сомнения в сознание Виктора Семеновича. Настойчивые уговоры жены помогли ему укорениться и спустя полгода принесли заветный плод — он отказался выполнять зомбирующие указания «писем счастья». Амулеты и деревья счастья погрузили в машину и отправили в качестве игрушек внукам. Всего за 2 года в пользу Дюваль и компании супруги Лудченко перевели больше 50 тысяч рублей.

3 золотые правила информационной безопасности

Виктор Семенович утверждает: «В СССР было много недостатков. Но мы верили людям».

... и газетными вырезками у супругов Лудченко была завалена половина их небольшой квартиры

И в печатное слово тоже верили, особенно если произносится уважаемой прессой. Моя мама, листая «Российскую газету», постоянно находит средства от всех болезней и остро необходимые ей лампочки, согревающие пояса и тренажеры. И обижается, когда я показываю ей слово «Реклама», напечатанное мелким шрифтом, и поясняю, что на таких страницах всю информацию нужно воспринимать с точностью до наоборот — а ещё лучше и вовсе пропускать и бросать в печку. А она мне отвечает, что «Российская газета» плохого не посоветует, и ей она доверяет гораздо больше, чем мне...

Специалисты в таких случаях применяют понятие «информационная безопасность». Её главное условие — беречь себя и своих близких от любой непроверенной информации. Если это не вопрос жизни и смерти — просто игнорировать непонятное и ненужное, не читать объявления, пролистывать рекламные страницы. А уж если невтерпеж — 1000 и 1 раз перепроверить: через юристов, экспертов, людей, к ней критически относящихся. Услышать и постараться понять их аргументы. Твердо усвоить, а для старшего поколения записать:

— каждый, кто подходит к вам с тем или иным предложением, — подходит за вашими деньгами. Помощь могут оказать только госструктуры;
— если вам обещают большой выигрыш — это абсолютная гарантия того, что вы ничего не получите. И потеряете те малые деньги, что имеете;
— всегда проверяйте любую информацию.

Как это работает?

Почему люди верят Марии Дюваль? Ребята из этого бренда используют известный прием сетевого маркетинга — обращение к личности. Беседуют только с тобой и лично с тобой. Пишут в письме твое имя, проявляют интерес к твоим проблемам. Я сама рассматривала письма Марии Дюваль — кустарно и плохого качества размноженные листки с общими словами, но на каждом от руки порывистая и трепетная надпись типа: «Виктор Семенович — Вас ожидают чудесные открытия. Быстрее откройте конверт!» или «Виктор Семенович — совсем скоро Вы сможете осуществить свои самые заветные мечты, расплатиться с долгами, сделать то, о чем давно мечтаете!». Думаете, звучит наивно? Нет, пробирает до самых печенок.... если адресовано лично вам. Получаешь очередное письмо — и у тебя вырастают крылья. Кстати, раньше такая схема называлась «воровка на доверии».

Этап второй — захват внимания. Людям рисуют их будущее. По письму тут и там разбросаны так называемые слова-магниты (кстати, беззастенчиво выделенные размером и цветом шрифта) — ДЕНЬГИ, УДАЧА, ЛЮБОВЬ, БЛАГОПОЛУЧИЕ. «2 подарка бесплатно», «Не присылайте денег!», «100% бесплатно!».

Читая такие слова, мы получаем психологическое поглаживание, малость зомбируемся и ослабляем свою критичность. Мы верим в свою особенную судьбу. Создается иллюзия, что мы всего в шаге от выигрыша — а остальные отговаривают потому, что завидуют или ничего не понимают. И только мы вдвоем — я и Мария Дюваль — знаем истинное положение вещей.

Этап третий — наживка, в данном случае выигрыш. Нельзя сбрасывать со счетов то, что в сознании пожилых людей сохранился опыт советских времен — в лотерею можно было выиграть! И даже в бытность МММ и Мавроди тот, кто начал строить пирамиду раньше других, имел с этого добрый навар. Поэтому люди начинают играть в то, что даже лотереей не является...

И еще один известный прием — в каждом письме указывается, что ответить нужно срочно. Желательно прямо сегодня, чтобы случайно не опоздать забрать выигрыш. Таким образом, человека провоцируют на необдуманные поступки и лишают возможности обсудить и перепроверить информацию.

По сути, это афера, проводимая с особым цинизмом.

Как наказать?

Никак. В отличие от грабежа и обмана вы отдаете деньги добровольно. О том, что в очереди на 10 миллионов рублей вы — один из тысяч, предупреждает пресловутая надпись мелким шрифтом, размещенная на одной из 10 выпавших из конверта бумажек, а то и вовсе пропечатанная внутри конверта. Там же оговорено, что, переводя деньги, вы добровольно заключаете с ними договор купли-продажи. И подтверждаете, что Мария Дюваль — белая и пушистая. И что это — всего маркетинговая акция по продвижению товара. И всё законно. И даже невозможно привлечь к гражданско-правовой ответственности за публичные обещания выигрыша.

Я прослушала не менее 10 телепередач по этой теме. Компетентные люди указывают, что состава преступления в действиях Марии Дюваль и иже с нею нет. Единственная структура, которая могла бы заняться проблемой, — Роспотребнадзор, но и она не хочет увязать в лапах многоголового дракона. Слишком нечеткое у нас законодательство. Закрылась Русбьюти — и спрос спросить не с кого. А в это же время в другом месте родилась Русбьюти-мьюти — и опять процесс пошел.

Другие, видимо менее компетентные специалисты, утверждают, что в этой ситуации нужно работать на предупреждение: хочет открыться «Мария Дюваль» — направить к ней с проверкой всех специалистов: налоговую, госпожнадзор, управление экономической
безопасности, ФСБ. Что они — нарушений не найдут? И рубить по всем статьям, пока она добровольно не спрыгнет со скалы.

И если с юридической стороны к ним не подкопаешься, то может быть стоит изменить закон о рекламе, запретив рекламу аферистов. А еще — отказывать в регистрации целителей и ясновидящих. Да, они уйдут в подполье, но не смогут обманывать такие широкие слои населения в таких масштабах, как сейчас, прикрываясь всевозможными государственными лицензиями.

Кира СОБОЛЕВА
Фото автора

РЕКЛАМА

Еще статьи

Юбиляра поздравляет Валентина Ласточкина

«Вижу своими глазами, слышу своими ушами и говорю на своём языке»

Легендарная сольчанка Антонина НИКОЛАЕВА отметила 100-летний юбилей.

Снова в строю

Бюджетная комиссия проекта «Народный бюджет» еженедельно встречается для работы с новыми инициативами.

Свершилось!

Долгожданное событие

На улице Дружбы, 6 состоялось торжественное открытие студенческого общежития

РЕКЛАМА

РЕКЛАМА