А знаете ли вы, что в нашем XXI веке жителям одной из деревень района приходится использовать в хозяйстве дождевую воду? Нет? Мы тоже не знали, пока не побывали в Придорожной. Там ещё много всего интересного, порой трудно поддающегося объяснению.
Деревня образовалась после войны. Жили здесь железнодорожники и работники близлежащих колхозов, после исчезновения которых населённый пункт пришёл в упадок. Но в последние годы всё больше желающих приобрести здесь землю, строиться и жить. И ведь это хорошо, если бы не несколько «но».
Такси, притормози. До Придорожной довези
Привлекает людей здесь прежде всего удобное расположение. Непосредственная близость к трассе М-10, до Чудова – около 9 км, до границы с Ленинградской областью – 5. Под боком ж/д станция «Торфяное». Казалось бы, живи да радуйся. Но тут в дело вступает первое «но».
Добраться до районного центра не так уж и просто. Электрички до Чудова ходят в 10.00, 10.17 и 18.22, а из Чудова до Придорожной – в 7.40 и 17.40. А если учитывать, что магазина здесь нет, автолавка не приезжает (это второе «но»), то, чтобы купить хлеба, нужно потратить практически весь день. Или же ехать обратно на такси за 200 рублей, что не каждому пенсионеру по карману.
По словам старосты деревни Валерия Вострикова, проблему мог бы решить автобус, который, вроде, и есть, но не всегда:
– Полдевятого утра и в 15.30 ежедневно автобус должен быть в Придорожной, но, к сожалению, это только мечты. В воскресенье и праздники автобус не ходит, да и в будние дни не всегда, один-два раза в неделю выйдешь на остановку, ждёшь его, ждёшь, а он так и не появится. Пожилым людям особенно непросто, ведь зачастую они идут за несколько километров из Торфяного. С этим вопросом мы неоднократно обращались и в АТП, и в администрацию. Результата нет, – сетует Валерий Юрьевич. – А водитель автобуса Махмудов вообще работает по своим правилам: то опоздает, то приедет раньше, не заезжает в Успенское, в городе не доезжает до больницы. А на замечания мы слышим только ненормативную лексику. И после этого говорить о нерентабельности рейса странно – если бы автобус ходил всегда и вовремя, то пассажиров было бы много.
«Умираем от жажды»
Третье «но», волнующее жителей Придорожной ничуть не меньше первых двух, – отсутствие в деревне общественного колодца. После того как сгорел старый, вода из которого хоть и годилась только для технических нужд, но всё же была, нового сельчане никак не могут дождаться. А ведь свои колодцы и скважины есть отнюдь не в каждом дворе. Вот и приходится людям использовать дождевую воду и воду из прудов. На вопрос: «Как же вы вот так живёте, без воды?» местная жительница Александра Владимировна ответила:
– Умираем от жажды. И эту проблему надо срочно решать. По сравнению с ней перебои с транспортным сообщением и отсутствие магазина отходят на второй план. Ведь без воды прожить невозможно. У меня во дворе нет колодца, использую воду из пруда, собираю дождевую. Иногда родственники и знакомые привозят на машинах канистры. Но разве это выход из положения? Общественный колодец должен быть обязательно. Ведь во многих семьях маленькие дети, и эта проблема стоит особенно остро.
Отсутствие бани – следующее «но» в жизни деревни. Закрыты бани в близлежащем Зуеве и в Успенском. Приходится ездить в Чудово. И если вспомнить первое «но», то элементарное «помыться» превращается в целую проблему. Чтобы добраться обратно в деревню, нужно прождать несколько часов, что особенно малоприятно в 30 градусный мороз.
– Зато пожарный водоём есть, – подмечает староста деревни. – И то благодаря распоряжению губернатора области о том, что в каждом населённом пункте он должен быть в обязательном порядке.
Ну хотя бы одно «но» вычёркиваем.
Дорогая дорога
В Придорожной всего две улицы – Торфяная и Лесная. И они в корне отличаются друг от друга. Лесная улица соответствует своему названию – это просто просёлочная дорога, без малейшего намёка на асфальт и освещение. Уже сейчас по ней трудно пройти и проехать, а уж с наступлением сезона дождей передвигаться здесь можно будет только в резиновых сапогах, на машине – не стоит и мечтать. А ведь многие местные жители возвращаются по ней вечером с работы. В темноте да по непроходимой жиже. Чем вам не неопровержимое «но»?
В отличие от своей соседки, улица Торфяная заасфальтирована, и освещение есть. Вроде бы, живи и радуйся, «но»… В прошлом году было принято решение дорожное покрытие, так сказать, обновить – на старом стали появляться трещины, ямы. Однако результат проделанных работ удивил всю деревню. По словам Валерия Юрьевича, на ремонт был выделен миллион рублей. Но спустя год новый асфальт, «заплатками» положенный в начале и в конце улицы, уже ничем не отличается от старого – на нём всё те же трещины и ямки. А о том, что, нарушив все мыслимые технологии, в результате «чистки придорожных канав» ремонтники попросту срыли обочину, местные жители говорят с возмущением. Дорога и так узкая – рассчитана на проезд только одной машины. И если раньше на ней могли хоть как-то разъехаться два транспортных средства, то теперь это невозможно.
– Когда в прошлом году дорожники развели тут у нас бурную деятельность, население радовалось, – вспоминает дачница Лидия Васильевна. – Мы надеялись, что проезжую часть нам расширят, и машины смогут спокойно разъехаться. А что в итоге? Несколько заплаток и отсутствие на половине дороги обочины. Буквально три дня назад напротив моего участка в канаву съехал автомобиль. И такие случаи – теперь явление обычное.
Вот так решаются проблемы в российских глубинках. Работа, вроде бы, и проведена, а результат-то отрицательный. Хочется надеяться, что хотя бы уличные фонари на ул. Торфяной не подведут. Два года они не работали, но недавно их починили. И путь довольных сельчан был светлым в и так не тёмные летние ночи Северо-Запада. Теперь они с опаской ждут дождей, надеясь, что свет не исчезнет и не превратится в очередное «но»...
Земля есть, но не про вашу честь
На сегодняшний день в Придорожной около 20 жилых домов с населением примерно 50 человек. И не только всевозможных «но», но и плюсов здесь много. Размеренная жизнь, несмотря на близость трассы, идёт своим чередом. Местные жители заняты хозяйством, ходят по грибы да по ягоды в лес, до которого рукой подать. Именно это и удобное транспортное положение привлекают многих. Как отмечает местный староста, весной по 3-4 человека в неделю приходили, интересовались, можно ли купить в деревне участок. Ведь до Ленинградской области всего 5 км, а ценник там увеличивается в 2-3 раза. В администрации Успенского сельского поселения отвечают, что земли нет. Вот и очередное «но».
И это ещё больше удивляет, когда, прогуливаясь по деревне, видишь, что аккуратные, ухоженные дворики чередуются с заросшими густой травой участками. Они, по словам местных жителей, – рассадник змей. Некоторые стоят заброшенные уже больше 20-ти лет. Когда-то, в далёкие 90-е, их раздали в частную собственность, но хозяева так ни разу и не появились. А ведь здесь могли бы жить люди, вести хозяйство, вносить вклад в жизнь деревни и района.
На примере Валерия Вострикова мы увидели, чего можно добиться, если есть желание работать и развиваться. У мужчины своё личное подсобное хозяйство. Утки, курицы, козы – всем нашлось место на небольшой ферме. Ещё Валерий Юрьевич с женой славятся своими заготовками, которых делают около 750 банок за сезон, и квасят почти тонну капусты. А если прибавить к этому все собранные ими грибы и ягоды, то счёт пойдёт на несколько тонн. По словам фермера, людей, желающих трудиться в сельском хозяйстве, много:
– Только для этого им нужна земля, которая в нашей деревне есть. Так почему же не пустить её в дело? Быть может, тогда со временем исчезнут все трудности. С увеличением численности населения появятся колодец, магазин, баня, решатся проблемы с транспортом и дорогами. И тогда деревня возродится, ведь места здесь замечательные, несмотря на все «но».
Олеся САДОВНИКОВА, фото Светланы Щёголевой
Опубликовано в газете "Родина" от 10 сентября 2015 года