Люди с нелёгкой исторической судьбой, такие обычные и простые в общении, рассказывают о далёком военном детстве
8 сентября отмечается 74-я годовщина со дня начала блокады Ленинграда. И уже не каждый блокадник может рассказать, как это было, в силу тогдашнего малолетства.
А Таисии Ильиничне в ноябре 1941 года исполнилось четырнадцать лет, и она помнит всё.
Тридцать лет живут в деревне Марьково Таисия и Алексей Гришины. Наш Волотовский край гостеприимно принял петербуржцев и стал для них родным.
Люди с нелёгкой исторической судьбой, такие обычные и простые в общении, рассказывают о далёком военном детстве.
В семье Тася была любимицей. Одна дочка и три сына поднимались у родителей. Всё как у всех. Отец с матерью работали, растили детей. Война перечеркнула мирную жизнь людей.
Осень 1941. Отчётливо помнит девочка и взрывы, и 150-грамовые кусочки хлеба. Ленинград бомбили, сжимая кольцо блокады.
Кроме голода, людей мучил холод. В квартирах не было отопления, не ходил транспорт, перестали работать хлебопекарни. В конце ноября, в декабре вместо хлеба выдавали по горсточке муки.
Голод о себе напоминал ежедневно. Мать, чтобы спасти дочку, отдала ей свою карточку.
А потом от голода умерли мать, отец, два брата. Ещё один брат погиб незадолго до окончания войны.
— Странно, но я выжила, — вспоминает Таисия, — не знаю как.
В сорок втором году попала в детдом. Чтобы как-то подкормить, меня записали на кухню раздавать еду.
Тася помнит детей, подростков, больных и измождённых, которых привозили в детский дом. А они умирали, несмотря на все усилия медсестёр и воспитателей, спасать их было уже поздно.
Здесь, в детдоме, девушку избрали секретарём комсомольской организации подростковой группы. Вместе со взрослыми дежурили на крышах домов, тушили зажигательные снаряды. Носили воду обессиленным ленинградцам, спасали детей.
После войны окончила техникум. Работала оператором, штамповщицей на заводе «Красный выборжец», потом на заводе имени Свердлова. Таисия всегда принимала активное участие в жизни трудового коллектива. И здесь, на заводе, возглавляла комсомольскую ячейку. За свой труд отмечена почётными грамотами, дипломами, юбилейными наградами.
Алексей Васильевич родился в Залучском районе. В семье было четверо детей. Когда отец ушёл на фронт, Алексею было 10 лет. Выживать с детьми пришлось одной матери. Правда, помогали родственники. В 41 году территория уже была оккупирована фашистами.
— Однажды, — вспоминает Алексей Васильевич, — нас, пацанов, чуть не расстреляли. Мы с мальчишками насобирали патронов и стали их взрывать. Немцы испугались, думали, что партизаны. Нас схватили, выстроили вдоль стены. Мать ползала на коленях, уговаривала гитлеровцев, объясняла, что это всего лишь дети. Слава Богу, легко отделались. Привязали к лавке и отпороли ремнём. Потом отпустили.
А впрочем, где я только не был в военную и послевоенную пору. В сорок третьем маму с детьми эвакуировали за Казань, сорок километров от города. С нами ещё трое детей было, племянников отца. Мне тогда уже 12 исполнилось. Помогал матери. Помню, работал на быке, лошадей не было, перевозил урожай с полей.
В сорок пятом вернулись в Старорусский район. Деревни не осталось. Жили в окопах. Продукты получали по карточкам. Детям выдавали по 250 граммов хлеба. Ещё получали немного крупы, масла растительного. Снова голодно и холодно. Решили податься на заработки в Латвию. Остановились у хозяина на хуторе Ломы. Я пас коров, пилил лес, заготавливал дрова, ухаживал за скотиной. Да, словом, чего только не делал!
Домой вернулись в сорок седьмом. В сорок восьмом поступил в Ленинград на ФЗО (фабрично-заводское обучение). 24 года отработал вальцовщиком на заводе «Красный выборжец».
В городе на Неве встретил Алексей свою суженую Таисию. И вот уже более шестидесяти лет идут по жизни рука об руку. Как говорится, и в горе, и в радости. Вырастили сына. Есть внуки, которые приезжают навестить в деревне дедушку с бабушкой. Каждый день сюда спешит социальный работник Людмила Нилова. Помогает по хозяйству, наводит порядок, готовит. Да мало ли какие дела нужно сделать!? А ещё добрым словом и заботой поддерживает ветеранов.
В рамках государственной программы по улучшению жилищных условий ветеранов в 2011 году район построил семье Гришиных новый дом. Вот только здоровье ветеранов подводит. И пока не решаются они заселить новостройку. Удобнее и привычнее в старом.
— Планов больших не строим, — рассуждает Таисия Ильинична, — живём, радуемся каждому новому дню. Красота-то какая кругом!
Екатерина МАЛОВА
Фото автора