Помните, еще совсем недавно в нашем уютном маленьком посёлке было полным-полно небольших магазинчиков, в которых, чтобы сделать покупки, надо было попросить продавца что-то подать или принести, взвесить или отрезать прямо на прилавке?
Ассортимент товаров был однообразный и простой, а чтобы купить что-то изысканное — будь то сыр моцарелла, пармезан или маскарпоне, водоросли нори для приготовления суши и роллов, какой-нибудь заморский авокадо или манго, приходилось ехать в областной центр, в крупные супермаркеты. Всё поменялось с открытием в Крестцах сетевых торговых точек. В них между покупателем и витриной уже нет ограничения в виде прилавка. Мы спокойно можем прохаживаться по чистенькому кафельному полу, толкая впереди себя тележку с продуктами, трогать руками и рассматривать весь представленный в торговом зале ассортимент, не торопясь и никого не задерживая.
Но у каждой медали есть своя оборотная сторона. Так и здесь: радоваться довольным потребителям пришлось недолго, ведь большая торговая площадь и огромный перечень товаров зачастую вызывают у сотрудников затруднения и со своевременным обновлением ценников, и со многими другими непонятными простому человеку неприятностями, почему-то подстерегающими нас у кассы.
Наверняка у каждого из вас сейчас в памяти всплыла неприятная история, связанная с обманом в местных супермаркетах. К нам в редакцию также часто приходят жители посёлка со своими жалобами, да и мы сами то и дело оказываемся в неприятных ситуациях с чеком в руках и испорченным настроением. Чаще всего магазины грешат неверно указанными ценами на ценниках, особенно это касается цен, сниженных по акции. Мы с вами хватаем с полки условно не нужный нам товар только потому, что на него сделана хорошая скидка, а потом уже по факту видим в чеке цену другую. Хорошо, если это обнаруживается прямо у кассы, — здесь закон полностью на нашей стороне. Как нам ответили в Роспотребнадзоре, по закону о защите прав потребителей, покупатель вправе требовать, чтобы товар ему продали по той цене, что указана в ценнике на витрине. Так что смело зовите администратора, заведующего или директора магазина и отстаивайте свои законные права. Буквально на днях я стала свидетелем неприятного инцидента: молодая женщина потребовала от кассира продать ей определенный товар по цене, указанной в ценнике, а не по той, которую ей выбили на кассе, — суммы значительно отличались, и переплачивать покупательница явно не хотела. От продавца она получила лишь дежурный ответ о том, что именно в её базе цена соответствует действительности. К сожалению, девушка стушевалась и не стала более отстаивать свои права, а просто ушла. Да и вообще, что это за магазин такой, где истинную цену можно узнать, только вглядевшись в чек? О каком удобстве самообслуживания может идти речь, если без кассира и его кассового аппарата нам не доступна информация о стоимости товаров?
Иногда ситуации складываются и вовсе анекдотичные. К примеру, однажды я хотела купить томатную пасту одной известной торговой марки, которую обычно использую в качестве ингредиента для соуса. Продается она только в одном магазине. Взяв её с прилавка, вместе с другими покупками выгружаю на ленту у кассы, а мне заявляют, что продать именно этот товар мне не могут по каким-то там техническим причинам. Директор, поколдовав у компьютера, разводит руками и также ничем помочь мне не может. Времени и желания в тот день вести следствие у меня не было, пришлось идти домой и готовить другое блюдо на ужин.
По прошествии нескольких дней в этом же магазине на кассе уже другой продавец опять, «дико извиняясь», сообщает мне, что коробку именно этой пасты он мне не продаст, потому как не внесена она на какой-то остаток. Что же это означает, человеку, далёкому от торговли, понять не дано. Пришлось вновь идти к прилавку, вернуть на место любимый продукт и брать баночку с другим названием и с неизвестным содержанием. Мой пытливый ум требовал логического разрешения этого открытого вопроса: почему же мне за мои же собственные деньги в магазине второй раз подряд отказываются продать товар, который стоит, как ему положено, на прилавке с ценником? Я позвонила по телефону горячей линии, указанному на сайте розничной сети, оставила в устной форме свой вопрос, и в течение 5 дней мне обещали ответить. Не знаю, что сыграло главную роль — то, что я представилась корреспондентом редакции, или то, что все-таки ритейлеры дорожат каждым своим клиентом, но этим же вечером в конце рабочего дня мне перезвонил представитель компании и подробно объяснил ситуацию. Оказывается, мне необходимо было быть настойчивее и подождать 5–10 минут, чтобы на остаток всё-таки внесли нужный мне товар, и тогда я смогла бы спокойно его приобрести. Самое главное, меня приятно удивило утверждение о том, что все эти неприятные инциденты с ценниками, с отказами на кассе вовсе не означают, что нас хотят обмануть. Как правило, чаще всего проблемы кроются в человеческом факторе. Все возможности для того, чтобы магазин, даже самый большой, работал в соответствии с требованиями, сотрудникам предоставлены, и мы, в свою очередь, вправе требовать от них соблюдения наших прав.
Рассуждать об этом можно долго. Но главный вывод: мы с вами должны быть капельку бдительнее и, не стесняясь, отстаивать то, что нам по закону положено. В крайних случаях можно написать жалобу в «Книгу жалоб и предложений», которая специально для этого создана и находится в Уголке покупателя. Срок рассмотрения жалобы — 2 дня, за это время администрация магазина обязана провести разбирательство.
Чем чаще мы будем не позволять обманывать себя, тем внимательнее будут относиться к своей работе ответственные за это люди. И нам не придётся тратить драгоценные время и нервы.
Анна СИМОНЕНКО
Фото автора