В редакцию газеты обратилась наша читательница. Для неё оказалось неожиданностью, что курс уколов, которые ей проводили по назначению врача в процедурном кабинете, не стали продолжать в выходной день на скорой помощи.
Так как же и в каком объеме нам должны оказывать помощь фельдшера скорой? Сегодня наш собеседник — главный врач Зарубинской ЦРБ Арсен Амирбеков.
— Арсен Арсланбекович, раньше на скорой без вопросов «кололи» большинство препаратов, назначенных лечащими врачами — от витаминок до обезболивающих и антибиотиков. Что изменилось теперь?
– Согласно утвержденному стандарту, фельдшера скорой помощи не имеют права проводить плановое лечение пациентов. Их назначение — скорая и экстренная медицинская помощь. Приходя к ним со своими просьбами, мы толкаем их на нарушение должностных обязанностей.
Это норма, и к этому нужно привыкнуть. Если врач назначил пациенту ежедневные уколы или капельницы — больной должен наблюдаться в стационаре. Если же он не нуждается в каждодневном осмотре — то может посещать или дневной стационар, или осуществлять лечение амбулаторно (посещая лечащего врача).
Однако это не означает, что на скорой отвернутся от больного человека. Фельдшер скорой помощи должен принять каждого пациента, осмотреть, сделать запись — в каком состоянии он находится. Затем — оказать помощь самостоятельно или направить к тем специалистам, которые могут облегчить его состояние.
— А если это антибиотики или курс лечения, который нельзя прерывать?
— Тогда ему необходимо лежать в стационаре. Вторжение во внутреннюю среду организма (а внутримышечные, а тем более внутривенные инъекции я расцениваю именно так) должно проводиться под наблюдением специалистов.
Но — внимание! Многие пациенты по-старинке просят назначить им именно уколы и капельницы, думая, что от таблеток эффекта меньше. Но это аксиома: если можно заменить капельницы внутримышечными уколами — нужно колоть уколы, если по показаниям можно принимать таблетки, а не уколы — нужно принимать таблетки. На Западе давно нет такой формы лечения, как внутривенное капельное вливание. А для людей со слабой сердечно-сосудистой системой перегружать её капельницами нельзя категорически.
— Итак — мы вызываем скорую помощь...
— Скорая помощь оказывается или в экстренной, или в неотложной форме. В первом случае речь идет об угрожающих жизни состояниях, критерии оценки которых содержатся в специальной инструкции. Это могут быть нарушение сознания, дыхания, кровотечение, внезапный болевой синдром, угроза прерывания беременности и т. д. При заболеваниях, требующих медицинского вмешательства, но не представляющих видимой угрозы жизни, оказывается неотложная помощь. Решение о том, какая именно помощь нужна, в каждом конкретном случае принимают фельдшер или медсестра по приему вызовов (диспетчер).
Неотложная помощь должна быть оказана в течение 2 часов. А по экстренному вызову выезд должен быть осуществлен через 4 минуты после поступившего звонка.
— Как-то с трудом верится в реальность и одной, и другой цифры...
— Особенность Любытинского района — в его большой территориальной протяженности. Согласно нормативам, на количество проживающих у нас жителей (чуть больше 9 тысяч человек) полагается один-единственный экипаж скорой помощи на весь район. Однако у нас 3 машины — в Любытинском, Зарубинском и Неболчском краях.
При этом за одну смену на каждую «скорую» в среднем регистрируется до 3 экстренных и 5-6 неотложных вызовов. По утвержденным стандартам — это очень мало. Если бы наши населенные пункты были расположены более компактно — со всем объемом работы справилась бы одна бригада.
— Опять же верится с трудом. Когда не позвонишь — то скорая на ремонте, то уехала в Боровичи.
— Техническое состояние любытинской скорой действительно плохое. Но в департаменте здравоохранения именно мы находимся первыми в очереди на приобретение нового автомобиля (который заменит старую скорую в Любытине). Для Неболчей в ближайшее время мы приобретем автомобиль «Нива», на котором будет выезжать по деревням ФАП, а также экстренно к пациенту, если постоянная скорая находится на дальнем вызове. Сейчас эту дублирующую функцию выполняет УАЗ («буханка»).
— Напомните еще раз, по какому номеру телефона можно вызвать скорую помощь?
— Как и прежде — по 03. Вызов этого номера — бесплатный даже с мобильного телефона. Где бы человек ни находился — в Неболчах, Водогоне, Комарове или Дреглях — он набирает «03», вызов идет к единому диспетчеру, который координирует работу всех бригад скорой помощи нашего района. То есть неболчанам не нужно звонить на свою скорую, зарубинцам — на свою. Все вызовы принимает один специалист. Найти машину и отправить её по вызову — задача диспетчера. У него же вы сможете узнать, как и кто выехал на ваш вызов. Если Любытинская скорая повезла больного в Боровичи, к вам будет направлена ближайшая свободная машина.
— Нам жалуются, что по экстренному вызову скорая помощь приезжает спустя 2—3 часа. Что делать в таком случае?
— Такого быть не должно. Если вы попали в подобную ситуацию — звоните мне, 8-921-737-18-68. Будем подключать ручное управление.
— Еще одна частая жалоба: где должен находиться фельдшер скорой — в кабине с водителем или внутри «буханки», рядом с больным?
— Рядом с больным.
— Итак, по вызову приехал фельдшер. Что он должен сделать?
— Первое — приехать вовремя. Второе — оценить ситуацию и степень тяжести состояния больного. Третье — либо оказать медицинскую помощь самостоятельно, убедиться, что человеку стало лучше, затем дать рекомендации и только потом уехать. Либо — доставить больного в стационар Зарубино, где ему окажет помощь дежурный врач. Либо, если это тяжелое состояние (инсульт, инфаркт) — напрямую, не заезжая в Зарубинскую ЦРБ, доставить пациента в сосудистый центр города Боровичи.
Помощь оказывается в том объеме, который регламентирован стандартами. При необходимости фельдшер измеряет артериальное давление, снимает электрокардиограмму, ставит инъекции, выдаёт таблетированные препараты.
— А насколько хорошо скорая укомплектована лекарствами?
— Абсолютно нормально — в рамках заказов фельдшеров и старших медицинских сестёр. Финансовые возможности для этого у нас есть.
— Ситуация от нашего читателя: пожилой человек, неожиданно высокая температура (39 градусов). А диспетчер скорой, вместо того, чтобы оформить вызов, говорит: «А вы дайте ей аспирин». Это нормально?
— Задача диспетчера — дифференцировать вызов. И, чтобы не отправлять бригаду по каждому сигналу, в наиболее простых ситуациях он может дать консультацию по телефону и порекомендовать на следующий день обратиться к профильному врачу. И человеку этого может быть достаточно для стабилизации ситуации. Но если пациент выполнил рекомендацию, и ему легче не стало — скорая выезжает в обязательном порядке.
Кира СОБОЛЕВА
Фото Надежды ЕЛИСЕЕВОЙ