Иван Пиреев готов консультировать, снабжать семенами, а возможно и техникой, фермеров, готовых серьезно работать на земле. Забрать сельхозпродукцию из Любытинского района для него проблемы не составляет, главное — чтобы её качество не посрамило товарный бренд, который он создает.
Фермер Иван Пиреев (он же председатель некоммерческого партнерства «Вече» крестьянско-фермерских хозяйств, сельхозкооперативов и личных подсобных хозяйств области) — легенда Новгородского района. В его счастливую звезду верят и не верят, предрекают то грядущий проигрыш, то долгожданный реванш в шахматной партии с системой. Вот уже 20 лет Иван Иванович строит базу для продвижения на рынок овощей с новгородских полей — чтобы вести хозяйство на нашей земле было выгоднее, чем махнуть на неё рукой и позволить зарастать сорняками.
Пиреевские поля начинаются сразу за деревней Бронница Новгородского района. Поля как поля, на части из них скошены сидераты, по другой неторопливо курсирует картофелекопалка (ранние сорта здесь начинают копать 13 июля, а сажают 27—28 апреля — это система). В центре, лицом к лицу, стоят два немаленьких, но самого обычного вида ангара. Особого столпотворения в них не наблюдается — так, в поле зрения изредка попадает человек.
Иван Иванович встречает журналистов сам, просит, чтобы ему сразу обозначили отведенное время — о любимом деле он может рассказывать часами. Итак, ангар справа — это овощехранилище напольного типа, где может разместиться до 3,5 тонн овощей. Не простое, а очень умное, снабженное компьютерной системой контроля влажности и температурного режима: задаешь необходимые параметры — и за урожай спокоен. Даже копая картофель в сырую погоду, здесь ничем не рискуют. Проект немецкий, такой ангар Иван Иванович увидел на предприятии «Тверские овощи», куда ездил перенимать опыт (в поисках оптимального варианта он путешествовал много, был за границей). Овощехранилище построили за 3 года, его стоимость 24 млн. рублей. Разумеется, деньги не из собственных накоплений — результат кредитов и субсидий, вхождения в федеральные и областные программы. Срок окупаемости хранилища еще не наступил, но уже в следующем году Пиреев планирует выйти на плюсовой баланс. Ведь какая главная проблема наших сельчан? Хранение выращенной продукции до сезона высоких цен — конца зимы, весны. Иван Пиреев решил эту проблему и для себя, и для сотрудничающих с ним фермеров.
Чудо техники
В прошлом году выстроен второй ангар, именуемый зданием предпродажной подготовки, вместе со строением № 1 он составил логистический оптово-распределительный центр. По нему мы, вроде бы взрослые люди, ходим с горящими глазами, осматриваясь, словно в музее. Вот линии сухой чистки, а вот — мойки овощей, где каждая группа, сверкая мытыми боками, движется в собственном отсеке. Вот — упаковка в сетки, мешки или пленку (Иван Иванович утверждает, что его картофель должен быть узнаваем, и готов прикрепить к каждой партии собственную фотографию или страницу из паспорта). Умная машина выдает мытые и обсушенные клубни партиями, прямо в мешок, и тут же «зашивает» его. Неторопливому работнику остается только взять упаковку с конвейера и уложить в ряд, улыбаясь на вспышки фотоаппаратов.
— Сейчас на дворе не девяностые годы, когда в пустых магазинах люди покупали всё, что на прилавок выбросят, — говорит Иван Иванович. — Сегодня народ будет брать не просто качественный товар, но товарного вида и в удобной мелкой расфасовке. Поэтому мы упаковываем продукцию в сетки по 4, 10, 15 и 20 килограммов. А еще придирчивый покупатель ценит, когда овощи вымыты.
Дальше — еще интереснее. Недостаточно кондиционный продукт машина чистит, «подгоняет» по размеру и упаковывает в вакуумный пакет. Как следствие — в магазине можно купить пакетик чищенной пиреевской картошки, моркови или лука, а можно — готовый к употреблению суповой набор. Приносишь домой — и кидаешь в кастрюлю. Кроме того, очищенный картофель идет в кулинарию новгородской «Ленты». В чем здесь смысл для производителя? Чем глубже переработан продукт — тем выше его продажная цена.
Отдельно обрабатывается, моется и упаковывается картофель, который пойдет на реализацию бюджетникам — воинские части, школы, детские сады, больницы. Пиреев снабжает не только Новгородскую область, но держит курс на северо-западные воинские части.
Далее — склады с упакованной в сетки капустой, свеклой, морковью; цех, где происходит засолка огурцов.
Установленное в хранилище оборудование способно пропускать 100 тонн продукции в смену. На обработку картофеля из одной машины уходит не более 10 минут: грязь и мелочь попадают в один контейнер, семенная — в другой, отборный клубень — в третий. Дальше — помывка и упаковка. И всё. К вечеру картофель в Санкт-Петербурге. Иван Пиреев подчеркивает — его логистический центр выполнил поставленную цель, и путь пиреевской картошки от борозды до питерских прилавков занимает не более 10 часов, до новгородских — вообще как пару шагов сделать. Не валяется по неизвестным складам, утрачивая товарный вид, а хранится в соответствующем микроклимате, влажности и температуре. А между тем, аналогичные крестьянские хозяйства, производящие около 90% овощей от всего объема области, из-за сложных условий хранения и сбыта получают до 40% потерь. А выход Пиреев видит один — объединяться в малые логистические центры районного или межрайонного формата. Что позволит ввести в торговый оборот продукцию личных подсобных хозяйств, даст рабочие места и в конечном итоге решит острые социальные вопросы.
Попасть в сети — это удача
Всего в крестьянском хозяйстве Пиреева обрабатывают 500 га земли: большая часть под посадками картофеля, остальные — капуста, морковь, свекла и покосные поля, где заготавливается сено для частного сектора — 1000—1500 тонн в год. Функционируют ферма на 300 голов овец, рыболоводческий участок в озере Ильмень и пруды, где выращивают карпа (7 тыс. штучек) — не для бизнеса, для души. Есть 8 собственных магазинов, где крестьянское хозяйство и его партнеры реализуют свою продукцию.
Однако, здесь и есть главный пиреевский козырь: сбыт через собственную сеть занимает только 8% реализации, еще 40% овощей идет в бюджетную сферу, а остальное — в федеральные торговые сети «Магнит», «Лента», «Вольный купец», «ОКей».
Выйти на рынок сетей было очень сложно, ведь объем продукции крестьянского хозяйства в 10 тысяч тонн им малоинтересен, холдингам такого уровня нужны партнеры в 50 тысяч тонн. Но, если основываться на практике Ивана Пиреева, работа «на сети» — единственная система, которая вообще позволяет выжить. Ведь системы государственных баз уже не существует. Возможность заключения договоров с сетевиками появилась после того, как Пиреев принял участие в днях Новгородской области в Санкт-Петербурге и последующих циклах встреч с их представителями, организованных при содействии губернатора области Сергея Митина. Увидели товар лицом, понравились друг другу, заключили договора и приступили к работе.
На горе колхоз, под горой совхоз
В 2010 году новгородские фермеры создали ассоциацию крестьянских (фермерских) хозяйств области «Вече», возглавил её Иван Пиреев.
— Новгородский рынок заполонила белорусская картошка по 9 рублей за кг. И эта цена для поставщиков из братской страны очень даже привлекательна — при их уровне господдержки, ценах на горючее, удобрения дает не менее 30% экономии расходов в сравнении с нашими. Поэтому мы пытаемся создать нашу кооперацию и достойно противостоять конкуренции, которая ломится на наши рынки. Мы ее не боимся, у нас есть опыт и практика, есть поддержка на региональном и федеральном уровнях.
Но для этого новгородским фермерам нужно больше общаться, делиться опытом, оказывать друг другу поддержку. Вот есть областная программа «Начинающий фермер» — все ли люди, работающие на земле, знают о её существовании? Сколько нужно информации, примера и положительного опыта, чтобы они подали заявление на грант!
Я хотел бы найти людей, которым интересно сельское хозяйство, с которыми можно заключить договора на поставку продукции сюда, в мой логистический центр. Ведь сейчас он загружен только на 50%. Я готов приобретать и реализовывать по наработанным каналам продукцию небольших фермерских хозяйств. Вырастить её можно совместно: я могу предоставить семена (реально работают сейчас 7—8 сортов, и они дорогие даже для элиты), дать технологию, технику, которая у меня (или сотрудничающих со мной фермеров) мало используется. Готов обсуждать болевые точки и финансировать их решение в счет будущего урожая. И 100% заберу выращенную продукцию. Но и требования к её качеству у нас высокие. Работу нашего логистического центра проверяют 6 организаций. Я должен сдать овощи на анализ и получить документ, подтверждающий имидж и безопасность продукции, которую мы поставляем.
Наверное, вам ближе имя нашего партнера, главы крестьянско-фермерского хозяйства Ивана Ивановича Гелетея. В Боровичском районе он открыл подобный нашему логистический центр и работает по аналогичной технологии. С ним мы практически каждый день на связи — у него капуста рано поспевает — он её поставляет нам, у меня остались излишки пленки — я ему перебрасываю. У него семена хорошие — он их, все 10 тонн, направляет мне. Мы ни в коем случае не конкуренты — только помогая друг другу, те, кто работают на земле, могут начать развиваться. Было бы нас больше — стало бы еще лучше. Каждый сам себе такой погреб не построит. Да и потом его же заполнить нужно.
Я горжусь тем, что работаю на новгородской земле! — утверждает Иван Пиреев.
Кира СОБОЛЕВА
Фото автора