Вопрос готовности коммунального хозяйства к зимнему сезону обсуждался на заседании районной комиссии по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций, проходившей в конце августа.
Короткое северное лето пролетает незаметно. Не успеешь оглянуться, а уж и сентябрь на дворе, не за горами и октябрь — традиционное начало зимнего сезона в службах жизнеобеспечения, в первую очередь — коммунальном хозяйстве. И тут же встаёт вопрос: смогли ли службы оптимально использовать летние денёчки, сумели ли подлатать своё хозяйство для встречи зимы если и не «во всеоружии», то хотя бы с высокой по возможности степенью готовности? Как правило, отягощаемой «финансовым вопросом» и иными смежными, а также традиционно неожиданным приходом зимы.
Когда-то единое районное предприятие коммунального хозяйства теперь вследствии «реорганизации» раскололось на две объективно неравноценные составляющие — службы тепло- и водоснабжения. Первая из названных — в структуре областной ТК «Новгородская», вторая — в статусе муниципального коммунального предприятия «Водоканал». Так уж сложилось, что рабочий потенциал и состояние предприятий, обеспечивающих потребителей теплом и водой, несопоставимы.
За теплоснабжение марёвцы спокойны: опыт последних, как минимум, лет десяти, позволяет надеяться — неприятных сюрпризов не будет. Система теплоснабжения все годы поддерживалась в рабочем состоянии, обновлялось котельное оборудование, проржавевшие трубы теплосетей заменялись на современные полиуретановые, что позволяло повышать надёжность работы в зимних условиях. Чего не скажешь о системе водоснабжения — «обескровленной», с дееспособностью на уровне чуть выше плинтуса. Водопроводные сети, не обновлявшиеся десятилетиями, давно выработали свой ресурс, ржавые металлические трубы «магистральных» сетей «трещат по швам» (точнее, по стыкам), что провоцирует новые и новые аварии, ликвидация которых требует не только сил и времени, но и существенных денежных затрат, превышающих финансовые возможности муниципального предприятия. И «света в конце тоннеля» не видно...
Справедливости ради сказать, и протяжённость обслуживаемых сетей у тепловиков и «водоканальщиков» — несопоставимы: у одних — сотни метров, у других — многие километры. Этот фактор, естественно, не может не сказываться на качестве предоставляемых услуг и оперативности реагирования на возникающие проблемы.
Повторюсь: за теплоснабжение местные потребители спокойны. Что косвенно подтверждается и позитивной в целом информацией, озвученной на заседании комиссии руководителем районного подразделения ТК «Новгородская» Эдуардом Голубевым.
На конец августа готовность к отопительному сезону котельного хозяйства, тепловых сетей и оборудования составляла 75%. Подготовка велась в соответствии с планом. Проблем в обеспечении ремонтных работ материально-техническими ресурсами не возникало. Полная готовность объектов будет достигнута к 15 сентября — за две недели до начала отопительного периода.
Нет проблем и в обеспечении котельных топливом, отметил руководитель. В наличии — 340 тонн угля, что составляет 20% потребности на отопительный сезон. На начало — достаточно, а с октября начнутся поставки угля «нового урожая», образно говоря. Запасы дров на конец августа составляли 1200 кубометров. Этого достаточно на два с половиной месяца бесперебойной работы котельных. В дальнейшем «биотопливо» будет поставляться лесозаготовителями через аукционы. Уже в течение без малого двух месяцев дрова завозятся «фискарами» с мест складирования к котельным, а «спецбригада» оперативно организует раскряжёвку.
Традиционная проблема теплоэнергетиков — долги потребителей по оплате предоставляемой услуги. Но, судя по словам руководителя, ситуация оздоравливается — в виде снижения дебиторской задолженности. Примерно 90% потребителей расплачиваются за услугу регулярно, текущая задолженность по «физическим лицам» не превышает 300 тысяч рублей. Злостных «уклонистов» — немного, всего несколько человек. (Что касаемо платежей за отопление юридическими лицами, существует традиционная тенденция накопления долгов с последующим погашением их крупными «траншами» — авт.).
Применительно к готовности теплового хозяйства к отопительному сезону Эдуард Голубев обратил внимание на больную проблему — недостаточного внимания к состоянию «внутренних» теплосетей, регулярно нуждающихся в промывке, и выразил готовность оказать руководителям учреждений квалифицированную помощь, посоветовав не откладывать решение этой проблемы «на потом».
Как видим, несмотря на наличие неизбежных локальных «неувязочек», в общем и целом местное подразделение ТК «Новгородская» твёрдо стоит на ногах и с уверенностью в своих силах встречает отопительный сезон. И потребители услуги, привыкшие к стабильности, не высказывают опасений за исход «зимовки». Как и претензий к поставщикам тепла.
Куда сложнее — проблема водоснабжения. Потребители услуги не уверены в дееспособности муниципального коммунального предприятия. Один из аргументов в пользу сомнений: если уж в тёплое время года с незавидной регулярностью происходят перебои в водоснабжении, зачастую — продолжительные, чего же ждать зимой, в условиях которой ликвидация аварий на водопроводах сопряжена с гораздо более серьёзными проблемами?
Нельзя не согласиться с очевидным — за последний год ситуация резко ухудшилась: на порядок возросло число прорывов водопроводов, менее оперативно восстанавливается водоснабжение пострадавших объектов. Несомненно, главная причина «аховой» ситуации — в изношенности водопроводного хозяйства, «амортизировавшегося» едва ли не на девяносто процентов и постоянно провоцирующего прорывы. В то же время марёвцы склонны связывать упадок и с уровнем профессионализма и ответственности нынешнего руководства «Водоканала» — одни напрямую, другие — опосредованно.
Не берусь судить о степени объективности восприятия земляками руководителей на предмет «дееспособности», замечу лишь: совокупность «субъективных» мнений, с учётом большого количества однотипных, с фатальной неизбежностью трансформирует оценочные суждения в соответствующую позицию. Единственно возможным способом опровержения которой может быть убедительная аргументация — в форме улучшения состояния дел в водоснабжении потребителей.
Нельзя сказать, что коммунальщики, занятые, в основном, ликвидацией аварий, параллельно не предпринимают действий, направленных на оздоровление ситуации. Сказать так — означает погрешить против истины. Другое дело, что все попытки «затыкания дыр» оказываются малоубедительными на «общем фоне». Без кардинального обновления водопроводной сети проблему не решить, но где взять на это деньги? Надежда — на областной бюджет, на участие в целевых профильных программах? Но Марёвский район — не единственный в области, где водопроводные сети «дышат на ладан», не обновлялись с советских времён...
По информации представителя дирекции «Водоканала» Владимира Лупанова, отчитывавшегося на комиссии по вопросу готовности предприятия к работе в зимних условиях, в этом году предпринимались действия по повышению надёжности работы насосных станций, в том числе — за счёт замены насосов. Удалось обновить 350 метров водопроводных сетей, с заменой труб на полиэтиленовые. Есть запас материалов, создан обменный фонд. На сентябрь планируется работа по утеплению водоразборных колонок. Тем не менее, главная задача коммунального предприятия, озвученная на комиссии — «бесперебойное обеспечение потребителей водой» — воспринималась как желаемое, а не действительное — принимая во внимание сегодняшнее состояние системы водоснабжения.
Председатель комиссии, первый заместитель главы администрации района Сергей Горкин высказал в адрес дирекции «Водоканала» ряд замечаний и рекомендаций, направленных на улучшение качества водоснабжения. В частности, порекомендовав обратить внимание на «проблемные места» — имея в виду традиционные места замерзания зимой водопроводов, например, в микрорайоне Сухоногово. Следует озадачить домовладельцев необходимостью утепления вводов водопровода в дома, наиболее восприимчивых к холодам.
Понятно, не ушла от внимания председателя комиссии и одна из главных проблем — слабая оперативность коммунальщиков при ликвидации аварий. Практика красноречиво свидетельствует: в этом году «увеличилось время от момента прорыва в сетях до восстановления водоснабжения». Понятно, что у предприятия сложная финансовая ситуация, но надо повышать оперативность решения хотя бы организационных вопросов, в том числе — по аренде спецтехники и наличию «под рукой», в местном специализированном магазине, запасов необходимых материалов, заметил Сергей Горкин. Вместо того, чтобы подводить «научную основу» под каждую дыру в водопроводе, необходимо предпринимать оперативные действия по ликвидации аварий. Потребителей услуги мало интересует как причина аварии, так и алгоритм её ликвидации, для них важно одно — скорейшее восстановление водоснабжения.
Народная мудрость гласит: «Знал бы, где упадёшь — соломки подстелил бы». Где можем упасть, знаем — с высокой степенью вероятности. Но где взять столько «подстилки?»
Анатолий КАСАТКИН
Фото автора
К фото
Похолодало
Растут запасы дров у котельных
В Марёве аварии на водопроводах — явление привычное