Жители деревни Борки планируют восстановить старинный парк бывшей помещичьей усадьбы «Заверяжье»
Уверена, что каждый, кому приходилось бывать в бывшем здании администрации Борковского сельского поселения, подобно мне испытал целую гамму чувств, начиная от удивления и заканчивая восхищением. Поворот с асфальтовой дороги — и ты словно оказываешься далеко-далеко от цивилизации, в окружении вековых лип и дубов, посаженных еще в XIX веке действительным статским советником Александром Григорьевичем Лутовиновым. Летом здесь прохладно и комфортно, весной — белым-бело от подснежников, а осенью такая красота, хоть картины рисуй! Буквально в конце этого лета местная администрация из старого помещения переехала в современное, поближе к людям, но к радости новоселья, как признались сами сотрудники, примешалось у них и беспокойство за помещичий парк, который они вынуждены оставить без ежедневного присмотра.
Для души и сердца
Разговор на эту тему завела со мной заместитель главы администрации Борковского сельского поселения Светлана ИВАНОВА. Несмотря на суматошную предвыборную компанию, в которой принимала участие, она нашла время, чтобы поделиться и этим самым беспокойством, и далеко идущими планами:
— Этот парк — не только мое любимое место, но и всех моих земляков. Чего он только не повидал на своем веку: пережил войну и революцию, потерял часть насаждений, зарос травой и кустарником, но и по сей день радует нас остатками своей красоты. Все жители Борков тянутся сюда в свободную минутку, здесь мы проводим общие праздники, устраиваем спортивные мероприятия, именно здесь любит играть детвора. Поэтому общая мечта борковчан — привести парк в порядок. Да, что-то мы делаем своими силами, чистим часть территории, дорожки, энтузиасты каждую зиму заливают на окраине парка каток, приводят в порядок спортивную площадку. Но этого явно мало, часть парка заболочена, ее необходимо осушать, также очень хочется очистить пруды. Но главное — надо сохранить оставшиеся старые деревья, которые неумолимо разрушает время.
Светлана Геннадьевна достала из сейфа паспорт парка со штампом Министерства культуры СССР и план, составленный в 1989 году. Именно тогда в последний раз здесь и побывали специалисты, которые обследовали состояние деревьев и выдали свое заключение. В нем говорилось, что усадебные постройки полностью утрачены, реставрационные работы не проводились никогда, а сами деревья срочно нуждаются в помощи — лечении и консервации. Общая площадь парка согласно этому документу составляет 16 гектаров, а вот точная дата его основания — неизвестна. Не много информации и о самом бывшем хозяине имения Александре Лутовинове. Считается, что эта местность принадлежала дворянскому роду Лутовиновых с конца XVIII века, и здесь, в Борках, находилась резиденция, предназначенная исключительно для летнего отдыха, так как, кроме парка и большого фруктового сада, поблизости не было ни хозяйственных построек, ни подсобного хозяйства, ни полей с зерновыми и прочими культурами.
Впрочем, кое-какие сведения о действительном статском советнике, мировом судье и предводителе поместного дворянства Лутовинове до наших дней все-таки дошли.
Настоящий хозяин
О том, что Александр Григорьевич Лутовинов был эстетом, прежде всего говорит сам парк, любовно и тщательно распланированный. Даже спустя годы, когда опадает с деревьев листва, можно рассмотреть множество сохранившихся аллей, которые то расходятся во все стороны лучами, то вытягиваются по струнке, то собираются в игривый кружок, в центр которого так и хочется поставить ажурную беседку. Сквозь заросли травы можно пробраться и к двум прудам, один из которых в форме кольца или буквы «О» с островком посередине. Старожилы помнят, как еще в 60-е годы они детьми бегали по мостику на этот островок смотреть кино, которое крутили на передвижной установке. Второй пруд вырыт в форме буквы «П», он был более глубоким, и лет 20 назад в нем еще водились караси. А на открытых полянах возвышаются вековые раскидистые дубы, навевающие мысли о чем-то вечном и незыблемом.
Кроме того, в истории деревни Борки сохранилось интересное воспоминание местного жителя Егора Михайловича Егорушкина, который помнил рассказы своей матушки, услышанные в свою очередь от ее матери. Так вот, народная молва передавала, что пруды были устроены в честь дочерей статского советника — Ольги и П... (второе имя запамятовали), отсюда и их форма. Рассказывали, что помещик Лутовинов на каждое Рождество собирал деревенских ребятишек в своей усадьбе и одаривал подарками — конфетами и золочеными орехами. А вот другой рассказ матушки Егора Михайловича показывал помещика совсем с другой стороны: «Каждую осень Лутовинов звал мужиков из Борков и Малого Подсонья выкапывать на своих полях картошку. И вот, шли по борозде мужики, копали, а сзади них ковыляла старая барыня Лутовинова с палкой и собакой Нормой на поводке. Шла и пристально вглядывалась в землю. И если где видела торчащий серый бочок, палкой выкапывала пропущенную картофелину и кричала собаке: «Кусай ноги!». После чего Норма кидалась на ноги мужику. Вот такая дореволюционная борьба за качество производимых работ!
Действительно ли было так на самом деле или все эти рассказы надо воспринимать как народные легенды, точно сказать нельзя. Впрочем, одну из таких легенд, про пруды, устроенные в честь дочек, раскритиковала моя следующая собеседница — бывшая учительница Борковской школы Любовь Вениаминовна Брагина, которая многие годы по крупицам собирала сведения о парке «Заверяжье»:
— Конечно же, это просто легенды. Кто-то предположил, кому-то рассказал, тот другому — так и сложились. Скорее всего, дочери здесь ни при чем. Думаю, что этот парк был создан по типу английских, в которых в отличие от французских рукотворные посадки незаметно переходили в лесные, полностью сливаясь с лесом. Вот и наш парк именно такой. Были в таких парках уединенные уголки, островки в форме букв «О» и «П». В таком же порядке устанавливали и садовые скамейки, беседки. Да пойдемте лучше в парк, сами все увидите!
Лекарь для деревьев
Мы с Любовью Вениаминовной зашли в парк со стороны Борковского ДК и сразу же увидели одну из старых липовых аллей. Моя собеседница рассказала, что здесь в небольшом домишке, совсем по-простому, в годы ее детства жил удивительный человек, историк, увлеченный идеями Льва Толстого. Видимо, и его впечатлили здешние места. Пройдя мимо двухэтажных домиков с весьма живописным двориком, мы свернули с дороги, и снова взгляд уперся в липовую аллею. А вот полянка, и на ней — живописный одиноко стоящий дуб, на стволе которого ребятишки построили домик для игры. Дойдя до футбольного поля, вновь увидели за ним стройные ряды — на этот раз дубов. А за ними — стройку. Любовь Вениаминовна пояснила:
— Здесь дом жилой строится. Считаю, что нашей администрации надо проверить, не заходит ли стройплощадка на территорию парка? Не повредит ли стройка старым деревьям? Надо все здесь обмерить, сверить с границами парка пока не поздно! А вот посмотрите, какая красавица-аллея! Вокруг все заросло, как бы не затерялась, я больше всего за нее переживаю! Представьте, сколько в России таких усадеб, парков и садов было! Такую красоту в свое время утратили, сейчас поумнели, так надо сохранить то, что осталось. Пока не поздно...
Мы долго шли молча и как по команде останавливались возле высоченных могучих дубов, израненных временем. У одного — огромное выгоревшее внутри дупло, у другого — засыхающий ствол, но вверху яркие ветки с молодыми листьями. Подлечить бы их, законсервировать, и еще века простоят. Вот в таких раздумьях мы сделали круг и вышли к зданию бывшей администрации, перед которой опять же взгляд уперся в старинный дуб.
Сколько же всего видели эти деревья — размеренную помещичью жизнь, революцию, разрывы снарядов и множество людских трагедий. Когда я уже уезжала, об одной из них мне рассказал водитель редакционной машины, который в 70-е годы занимался здесь мелиорацией. По его словам, когда рядом с парком строили водонапорную башню, нашли очень много костей, и местные жители рассказали, что это — останки цыганского табора, расстрелянного фашистами. Напоминают о войне и огромные овраги — воронки от снарядов. Вот почему Светлана Иванова пообещала, что приложит все силы, чтобы вновь вернуть парку былой лоск и уют. А какая именно у него будет новая жизнь — решат сами жители Борков.
P.S. Пока готовился материал, предварительные данные ТИК Новгородского района показали, что на прошедших 13 сентября выборах главы Борковского сельского поселения именно Светлана Иванова получила большинство голосов своих земляков, и теперь у нее появится еще больше возможностей возродить старинный парк. А моя вторая собеседница Любовь Брагина сообщила, что Заверяжье — это не единственное имение помещика Лутовинова в Новгородском районе. Так что у этой истории наверняка еще будет продолжение.
Светлана ДУБОВИЦКАЯ
Фото автора