День воспитателя и всех дошкольных работников учреждён совсем недавно. Но можно с уверенностью говорить, что этот праздник – знак признания людям, отдающим свои силы, любовь и доброту нашим детям.
Кто же они – воспитатели? Как справляются с большой и шумной группой маленьких неугомонных «почемучек»?
Об этом, честно признаться, я задумывалась не раз, приводя своё чадо в детский сад.
Итак, обычное будничное утро, 7.40 ...Спешащие родители мелкой трусцой бегут в садик, следом – едва успевая, ребёнок. По пути ему удаётся задать взрослым множество вопросов, таких как: «Почему сегодня дождь?» или «Откуда приходит осень и почему она так называется?». Что – то буркнув себе под нос, взрослые передают «сокровище» воспитателю и также быстро бегут на работу, думая каждый о своём.
Тем временем у воспитателя в разгаре рабочий день. В отличие от большинства работающих, времени на раскачку у них нет. Как нет плохого настроения и неторопливых чайных пауз.
– По утрам я стараюсь встречать детей с улыбкой. Они приходят каждый со своим настроением, спешат поделиться со мной новостями, похвастаться новой игрушкой, – рассказывает Наталья Смирнова, воспитатель детского сада № 1, больше 12 лет отработавшая в дошкольном учреждении.
Действительно, настроение у детворы непредсказуемое, особенно после выходных. И, опять же по моим наблюдениям, воспитатель всегда справляется с «маленькими трагедиями» своих подопечных. Что-то шепнёт им на ушко, и они, довольные и счастливые, бегут в группу.
– Просто надо иметь подход к каждому ребёнку, любить их такими, какие они есть. И, конечно, не забывать, что они тоже личности, – делится со мной секретом воспитания Наталья Сергеевна.
Пожалуй, нельзя не согласиться с этим. Но всё – таки иметь подход недостаточно.
Думаю, всё дело в искренней любви к малышам. Ведь дети очень тонко чувствуют отношение взрослых к себе, их не провести лестью и обманом. И к тому же часть профессии воспитателя – быть немного ребёнком, таким же непосредственным, наивным. А иначе как объяснить тот факт, что все дети, например, тихо и с интересом делают поделки. Они так увлечённо сопят, приклеивая лепесточки, кружочки и квадратики, что диву даёшься.
– Детей надо увлечь, хвалить их обязательно, – говорит педагог. – По-другому ничего не получится.
И представьте, целый день маленьким крохам рассказывать, объяснять, показывать, отвечать на многочисленные вопросы, а ещё надо проследить, чтобы каждый из них позавтракал и пообедал.
Не отдыхают воспитатели и во время дневного сна своих воспитанников.
– Вы что, какой отдых, надо подготовиться к занятию, когда они проснутся. Да и во время сна обязательно проследить за ними: кто-то долго засыпает, кто-то плачет во сне, а кто-то попросту мешает спать соседу, – улыбается Наталья Сергеевна.
После сна, одевания, заплетания косичек и полдника, если повезёт с погодой, все собираются на прогулку. За это время у малышни случается самое разное: у мальчишек появляются замки из песка, гудят паровозы, у девочек разложена детская посудка и готовятся «разносолы». Во всём этом принимает участие и воспитатель.
– А как же иначе? Честно признаться, в глубине души мы тоже дети. Наблюдать за своими воспитанниками, добрыми, искренними, ещё не испорченными обществом, – настоящее удовольствие. А вообще профессия воспитателя универсальна. Нам приходится быть и психологами, и певцами, и художниками, – отмечает педагог. При этом иметь железные нервы, мгновенную реакцию и способность не теряться в сложных ситуациях, добавлю я от себя.
Конец рабочего дня. Родители, так же как и утром, спешат в детский сад. И воспитатель, без тени усталости на лице, всё с той же улыбкой, расскажет каждому, как его чадо спало, играло, кушало, с каким настроением пребывало весь день.
Казалось бы, самый обыкновенный день. Но именно из них и складывается беззаботное время – детство, с понимающим взглядом воспитателя, доброй и ласковой улыбкой, такой же, как у Натальи Сергеевны.
Наталья НИЛОВА
Фото из архива Н. С. СМИРНОВОЙ