Минуло десять лет с тех пор, как Президентом России поставлена задача оказания помощи гражданам в оформлении в упрощённом порядке объектов недвижимости.
Практика показывает, что таких участков, выделенных ранее для организации садоводства и огородничества, существует огромное количество. Строительство на них садовых и дачных домиков велось, как правило, своими руками за счёт собственных средств. Таким образом, существует большое количество домов, построенных в период советской власти, а то и в позапрошлом веке, на которые отсутствуют документы, подтверждающие права владельцев.
Всё перечисленное не позволяет вовлекать значительную часть недвижимого имущества в гражданско-правовой оборот, затрудняя передачу имущества по наследству, операции с ипотечным кредитованием, снижает доходы местных бюджетов и пр.
Ответить на наиболее часто возникающие вопросы, касающиеся конкретных случаев, мы попросили начальника межмуниципального отдела по Крестецкому и Окуловскому районам Управления Росреестра по Новгородской области Елену Зорину.
— Естественно, основная масса вопросов связана с тем, как по «упрощёнке» можно зарегистрировать право собственности на дома, построенные хозяйственным способом.
— Согласно п. 1 ст. 25.3 Закона о регистрации основаниями для этого являются документы, подтверждающие факт создания самого объекта недвижимости и его описание, это в первую очередь кадастровый паспорт, а также правоустанавливающий документ на земельный участок, на котором расположен данный объект.
Напомню, что предполагаемый срок окончания дачной амнистии — 1 марта 2018 года. После его окончания для данной процедуры потребуется разрешение на ввод объекта в эксплуатацию.
— Можно ли зарегистрировать право собственности на объект незавершённого строительства, возведённый на участке, выделенном под ИЖС, если согласно техпаспорту БТИ он является самовольной постройкой?
— Да, возможно. В этом случае требуется разрешение на строительство, которое можно получить в МФЦ, и, конечно, правоустанавливающий документ на земельный участок.
— Человек в рамках дачной амнистии намеревается зарегистрировать право собственности на земельный участок, который был выделен прежнему владельцу на основании постановления администрации поселения. Какие для этого нужны документы?
— Основанием для государственной регистрации права собственности гражданина на такой участок является акт о предоставлении ему этого участка. А также выписка из похозяйственной книги о наличии права на участок (если он предназначен для ведения личного подсобного хозяйства).
Пользуясь случаем, хочу ещё раз подчеркнуть, что несмотря на кажущуюся отдалённость срока окончания дачной амнистии свои права на объекты недвижимого имущества необходимо привести в порядок, не откладывая на последние сроки, — тем самым вы застрахуете себя и своих близких от проблем с законом в части налогообложения, наследства, споров с соседями, от спешки и связанных с этим треволнений.
По всем вопросам, связанным с оформлением в собственность земли, объектов недвижимости, можно обращаться по тел. 5-42-77 или непосредственно в отдел Управления Росреестра по адресу: ул. Московская, д. 15, филиал кадастровой палаты, МФЦ по адресу: ул. Ямская, д. 21.
Кроме того, в последнее время Росреестр перешел на предоставление государственных услуг в электронном виде. Электронные государственные услуги и сервисы позволяют оперативно получать информацию об объектах недвижимости, сведения из ГКН (Государственный реестр недвижимости) и ЕГРП (Единый государственный реестр прав). Можно записаться на прием к специалистам Росреестра и кадастровой палаты с помощью предварительной записи, отследить статус своей заявки на получение услуг и получить другие услуги в режиме онлайн. Электронные услуги Росреестра доступны на сайте www.rosreestr.ru.
Более подробно об электронных услугах Росреестра мы расскажем в ближайшее время.
Оксана ЕГОРОВА
Фото автора