Не знаю, как в иных городах и весях, а интересы нашего населения строятся вокруг дорог. Этой темой забит Интернет, её обсуждают при встречах и выдают в качестве главного аргумента в спорах.
Не вдаваясь в детали, исправности дорог любой подчиненности мы требуем от районной власти. Чаще всего ответ держит курирующий дорожную деятельность первый заместитель главы района Сергей Сивец. Справедливости ради заметим — в районной власти дело поставлено строго, какая бы дорога не ремонтировалась, сам Сергей Николаевич или руководитель отдела ЖКХ и дорожной деятельности Магомед Сулейманов, а то и оба бывают на объекте ежедневно. Иногда — не по одному разу. Возможно, подрядчика такой тотальный контроль несколько нервирует, зато от практики «закатал — и слава Богу» мы уже отошли.
В канун дня работника дорожного хозяйства взглянуть на проблему со стороны мы попросили Сергея Сивца.
— Сергей Николаевич, после стольких лет кураторства над дорожной отраслью Вы считаете себя дорожником?
— Нет, мне ещё учиться, учиться и учиться буквально на каждом новом объекте. Тут нужно быть специалистом, и даже пройденные мною дистанционные курсы по вопросам приёмки дорог проблемы не сняли. Но мне интересна эта работа, реальная, не бумажная, нравится, что виден результат.
— Вы придирчивый заказчик?
— В прошлый год ООО «Модернизация» выиграла по конкурсу ремонт дороги Своятино — Коромыслово, но не выполнило обозначенный объем работ и не уложилось в срок. Будучи заказчиком работ, администрация отстояла свои интересы и удержала порядка 700 тыс. рублей (в том числе и пени за просрочку). Уже в этом году пени за не выполненные в срок работы мы удержали еще с одной фирмы подрядчика.
Можно утверждать, что система заработала. На средства пеней мы провели ремонты других дорог, а подрядчиков такой метод приемки дисциплинирует. Например, «Модернизация» больше не стала заявляться на наши дороги, хотя в целом по области она действует активно.
Проходя по отремонтированным дорогам мы, прежде чем подписать акт о своем согласии с качеством выполненных работ, нередко советуемся с работниками Любытинского ДЭП. С областным департаментом. Очень компетентны специалисты Неболчского ДПМК.
— Вы высоко оцениваете профессионализм работников Любытинского ДЭП?
— Я понимаю Ваш вопрос. Когда приезжают высококлассно оснащенные дорожные фирмы-подрядчики, новенькой техникой фрезеруют старый слой асфальта и играючи укладывают высокий слой нового — люди восхищаются и делают селфи. Другое дело, когда они наблюдают за работой местных дорожников, у которых из надежной техники только лопата. Ведь они поставлены в такие условия, что не могут применить свои знания. Если у тебя нет техники, всё остальное — чистая теория. То, что происходит с предприятием, сейчас можно расценить как последствия выкачки денег, ставшей возможной после того, как самостоятельное ДЭП лишилось своей самостоятельности. А его техника стала областной собственностью.
— Хорошо — защитите любытинских дорожников. Найдите аргумент, чтобы мы разделили ваше мнение.
— Есть такой анекдот. Беседуют двое: «Знаешь, я нашел такого человека, который может решить проблемы нашей страны! Но он сейчас не может поруководить правительством, он пока работает в такси...». Вот так же и в футболе, и в дорожном деле — все знают как, что и в какой последовательности делать. Но советчики не очень понимают — все работы дорожники проводят в рамках выделенной сметы. Если на улицу Советов были запланированы деньги на фрезерование, выравнивающий слой и обочину — предприятие АБЗ и продемонстрировало нам чудо техники. А смета на улицу Мстинскую — только-только растянуть на заделывание ям и тоненький слой асфальта сверху. Дорожники и рады сделать так же, как на Советов, но если денег выделено на асфальтирование 100 кв.м — всё, точка. Если на 101 метре будет яма, они её уже не смогут залатать. Так распорядился заказчик, который, в свою очередь, действует из расчета своих денежных средств.
— Таким образом, престиж работы дорожника, видимо, весьма невысок...
— Он невысок в нашем районе. Когда к нам приезжают работать серьезные подрядчики с новой техникой — они и выглядят солидно, и понятно, что честно зарабатывают неплохие деньги. В соседних Боровичах работает и ДПМК, и дорожная фирма «Солит» — так ведь они завалены контрактами и предложениями. Мы их зовем поработать к себе, а они говорят — у нас Боровичи, Валдай, Крестцы...
— Что вы, как власть, можете сделать, чтобы помочь любытинским дорожникам?
— Любытинское ДЭП, видимо, пройдет через процедуру банкротства, большая часть его сотрудников переведена в отделение Доркомсервиса. Но мы стремимся настоять на том, чтобы дорожное предприятие нам разрешили сделать муниципальным. Это облегчило бы финансовый контроль за выплатами зарплаты и налогов и дало бы возможность оперативно принимать решения по содержанию и ремонту наших дорог. Наш район имеет свою специфику, и такое решение было бы оправданно. Глава района Тимофей Гусев неоднократно встречался с губернатором области по данному вопросу, пока договоренности нет, но и точка в переговорах еще не поставлена. Передать предприятие в область оказалось проще, чем вернуть его назад.
— Как обстоят дела с Неболчской ДПМК?
— Это предприятие располагает всем необходимым для хорошей работы, и все, что бы они не делали — делают качественно и в срок.
Так, дорога Любытино — Неболчи с лета этого года разделена пополам, для содержания и ремонта Любытинским ДЭП и Неболчской ДПМК. Через неделю после принятия этого решения с неболчской стороны уже был сделан ямочный ремонт. Сейчас, насколько мне известно, они планируют вновь пройти по своему участку.
Мы бы хотели видеть неболчских дорожников на улицах Любытина, но пока у них нет возможности для доставки сюда своей техники.
— Сейчас верстается план дорожных работ на будущий год. На что нам можно рассчитывать?
— Областной бюджет будет утвержден только в ноябре, и пока мы не знаем цифр. Хотя надеемся сохранить дорожный фонд в размере прошлого года. Из любытинских дорог планируем доделать улицу Пушкинскую и Льзичскую. Качественно, включая обочину и дорожное полотно. Постараемся выдержать обещания по улице Северная (ремонт грунтовки).
Свои предложения и наказы избирателей по дорожному вопросу выскажут депутаты на следующем заседании Думы района. Надеюсь, это позволит распределить средства наиболее оптимально.
— Местную власть чаще всего обвиняют в том, что находится за пределами вашей компетенции — например, что не ремонтируются (не содержатся, не расчищаются) областные дороги. Выражения при этом фигурируют не дипломатические: проспали, деньги украли. Не обидно?
— Конечно, обидно. Но я не ставлю перед собой такой цели — развесить повсюду аншлаги, за какую дорогу отвечаем мы, за какую — звоните в область. Трудно объяснить людям, что по нашему району проходят дороги, на которые мы не можем ни рубля потратить. Потому что наш край — наша зона ответственности. Люди должны проезжать по всем дорогам беспрепятственно, не задумываясь об их подчиненности. Другой вопрос — какими усилиями этого достичь. Но для того и нужна местная власть.
Кира СОБОЛЕВА
Фото автора