Среда, 30 октября 2024

Редакция

Профессия как образ жизни

Директор ОАО «261-й ремонтный завод» Анатолий Мишин рассказал о трудных временах, дне сегодняшнем и масштабных перспективах

Кабинет руководителя предприятия, со дня основания работающего на оборонку, совсем не похож на офис важного чиновника. Скорее, он напоминает музей боевой техники, где на специальных полках-витринах разместились миниатюрные копии тяжеленных КрАЗов, бронетанковых машин, топливозаправщиков. Это, как пояснил директор завода, полковник Анатолий МИШИН, модели всех изделий, которые здесь ремонтируют, а выполнены они специалистами бюро инструментального хозяйства. Некоторые образцы даже служили наглядным пособием деятельности 261-го, когда приходилось докладывать о работе в министерских кабинетах.

На острие проблем

Акционирование завода, созданного Приказом Генштаба Вооруженных Сил СССР в январе 1979 года для обслуживания и ремонта средств заправки и транспортировки горючего, произошло четыре года назад. Очень сложно было предприятию, ориентированному на план и на военную продукцию, перестроиться. Если раньше десятилетиями ремзавод едва успевал справляться с гособоронзаказом, то несколько лет назад его почти не было. А 2011 год, по словам Анатолия Дмитриевича, стал и вовсе нулевым.

Старожилы предприятия отлично помнят те годы, когда и военное начальство, и потребители отмечали высокую конкурентоспособность и неизменное качество продукции и услуг 261-РЗ. За время существования завод отремонтировал (капитально, комплексно, по регламенту) десятки тысяч единиц техники, принадлежащей Министерству обороны РФ.

 На заводской площадке, готовые к транспортировке в войска, стоят десятки машин

Важной страницей в историю предприятия вписан афганский опыт. Тогда, в 80-х прошлого столетия, специальная группа во главе с нынешним директором завода полковником Мишиным в боевых условиях ремонтировала профильную военную технику. А позже производственная площадка завода принимала на обслуживание и ремонт машины, прошедшие боевые действия на Северном Кавказе.

Да, несколько лет назад было очень трудно. Однако печально кивать, мол, славное прошлое уже не вернешь, заводчане не стали. Не было военных заказов – стали работать с колес. Заключали договоры с коммерческими предприятиями, ведь за плечами коллектива огромный опыт не только в ремонте спецоборудования, установленного на транспортном средстве, но и автошасси КамАЗов, КрАЗов, УРАЛов. Словом, брались за ремонт любой техники, в том числе и сельскохозяйственной. Не в пример подобным тыловым оборонным заводам Ростова, Новосибирска, Ярославля – выстояли.

– В 2009 году наш завод вышел из подчинения Министерства обороны, был преобразован в ОАО и включен, наряду со многими другими, в состав субхолдинга «Спецремонт», который, в свою очередь, входил в государственный холдинг «Оборонсервис», – рассказывает Анатолий Мишин. – Стационарная деятельность завода прекратилась. Предстояло заняться ремонтом техники непосредственно в воинских частях, которые дислоцировались в Луге, Псковской, Мурманской областях, Плисецке, Нижнем Новгороде. Там формировались специальные бригады, а на работу мы вынуждены были принимать местных специалистов. Обслуживание техники организовывали в сотрудничестве с заводами-соисполнителями, которые поставляли запасные части и оборудование для боевых машин...

Колонна заводчан – одна из самых представительных участниц недавнего парада в Панковке

Надо ли пояснять, насколько затратным было такое выездное сервисное обслуживание, ведь пункты технического ремонта автомобилей были уже в разрушенном состоянии. Некоторые ПТОРы даже не отапливались. Приходилось закупать необходимую технику, оборудование, инструменты для бригад. Плюс к этому на каждую отремонтированную машину надо было оформить колоссальное число документации под грифом «Ремонтное дело». Словом, этот период, с 2011 по 2014 год, по утверждению Мишина, был крайне неудачным и тягомотным. Модель бундесвера для наших огромных территорий оказалась неэффективной.

Большая разница

Руководители Минобороны стали искать другие варианты работы для сервисных военных заводов. В конце концов решено было уйти из войск и осуществлять ремонт машин, после определенного периода эксплуатации, в стационарных условиях.

– Для того чтобы это сделать, необходимо было получить лицензию на право проведения, изготовления, ремонта, эксплуатации военной техники, – поясняет Анатолий Дмитриевич. – Мы, в частности, провели аттестацию рабочих мест, проводили опытные работы, формировали портфель (надо сказать, весьма увесистый) конструкторской, нормативно-технологической, технической документации. В нем схемы, спецификации, ведомости, пояснительные записки, программы, методики и результаты испытаний. Труд кропотливый, долгий. Всю технологическую цепочку мы выстраивали, перепроверяли, проводили стендовые испытания. Действовали совместно с двумя институтами Минобороны. К июню прошлого года закончили опытные работы и выпустили два образца техники тыла. Это топливомаслозаправщик и автоцистерна на базе автомобиля УРАЛ-420. Нашу технологию приемная комиссия проверяла жестко, в то время как многие другие заводы получали лицензию дистанционно. Работать по стандартам они так и не смогли. Фактически все развалились. Мы же к результату шли полгода, зато теперь имеем литерованную документацию, сертификат менеджмента качества ИСО 9001, лицензию Федеральной службы по оборонному заказу на право выполнения работ по производству и реализации военной техники, ее ремонту, техническому обслуживанию, установке и монтажу. Кроме того, наши испытания позволили обеспечить документацией, а, значит, и работой в рамках Госконтракта, еще восемь предприятий субхолдинга «Спецремонт», расположенных во всех военных округах России.

Восстановленная «полуторка» заняла свое место в инсталляции, посвященной Великой Отечественной войне

В январе 2015-го скандально известный «Оборонсервис» был преобразован в холдинг «Гарнизон» и объединил в себе четыре субхолдинга: единый холдинг по строительству и ЖКХ, телекоммуникационный холдинг на основе «Воентелекома», холдинг бытового обслуживания и снабжения и ремонтно-производственный, то есть тот же «Спецремонт» – главный заказчик.

В настоящее время на ремзаводе трудятся 190 человек. Предприятие, как и прежде, занимается ремонтом топливозаправщиков и шасси. На мой вопрос о том, когда было лучше и проще работать – в советские времена или сегодня, Анатолий Мишин ответил так:

– Тогда было проще, потому что не предъявлялись такие жесткие требования, как сейчас. На год расписывался план, на заводе был ремонтный фонд и мы в стационарных условиях приводили в порядок военные машины – делали по 50–60 единиц техники в месяц. Существовала кооперация и каждый завод работал по своему профилю. Например, в то время ремонт шасси у нас не осуществлялся. Его исполняли бронетанковые заводы, расположенные в Харькове, Риге, Таллине, Черкассах. Теперь это заграница и очень правильно мы сделали, что построили собственный цех по ремонту шасси. Если говорить об объемах производства, они уменьшились, притом, что трудоемкость увеличилась. Что касается качества ремонта техники, то сегодня она гораздо выше, чем в советские годы. Представитель заказчика проводит жесткую приемку. Использование контрафактных деталей не допускается. Машины собираем, что называется, до последней гаечки. Вот сейчас на заводской площадке, готовые к транспортировке в войска, стоят десятки машин. Все, как новенькие. По железной дороге УРАЛы-топливозаправщики доставят в Ростов, Псков, Новороссийск, Тамбов, Муром, Луастари.

Сохранять взятые темпы

На участке по ремонту насосов чистота, как в аптеке

Анатолий Дмитриевич в беседе со мной посетовал, что контракты «пробивать» в нынешнее кризисное время сложно. Заводчане делают порядка 110–120 машин в год, а могли бы и 200 ремонтировать, как раньше. Но хорошие перспективы есть, спрос на услуги завода очевиден, пусть и не в тех масштабах, о которых мечтается.

– Наш 261-й ремзавод – самый крупный и стабильно работающий на Северо-Западе РФ, – с гордостью говорит руководитель и надеется, что объемы работ будут увеличиваться и люди без дела не останутся.

А надо сказать, что даже в непростых условиях Мишину удалось сохранить свой коллектив, особенно костяк профессионалов, и привлечь на производство молодежь. В числе преданных заводчан, которые идут с ним в одной команде с 80-х, директор назвал главного инженера Юрия Плаксина, начальника отдела Гособоронзаказа Сергея Сорокина, заместителя генерального директора по качеству Николая Чистякова, мастера Сергея Кондрашина, председателя профкома Любовь Наумову, старшего диспетчера Геннадия Фёдорова, рабочих Михаила Тябина, Фёдора Вагина, Владимира Семенова, Николая Кондратьева, Валерия Лобозинина. Эти люди, как подчеркнул директор, понимают задачи с полуслова и выполняют их безукоризненно.

Отметим, что на протяжении всего времени существования предприятия, здесь проводилась конкретная и, прямо скажем, завидная социальная политика. За здоровый образ жизни полагалось премирование. Не болеешь, не куришь, не пьешь – получай надбавку к зарплате. Дети сотрудников отдыхали за счет завода в пионерских лагерях. Завод даже построил собственный стадион, который, кстати, является главной площадкой для проведения всех крупных поселковых мероприятий. И до сих пор, даже если предприятие работает без прибыли, рабочим обеспечен бесплатный горячий обед в заводской столовой. Ветеранам оказывается материальная помощь. И уж никакой районный праздник, благотворительный «Рождественский марафон» не обходится без финансового участия 261-го ремонтного...

Всем заводом провожали

Беседуя с директором завода, никак нельзя было обойти тему реставрации «полуторки», поднятой археологами со дна реки Волхов в 2014 году. Если кто-то видел эту машину в том состоянии, в котором она находилась, то может оценить, какого труда стоило вернуть ее к жизни.

Один из главных цехов предприятия

– Ну а кто, если не мы, – отвечая на вопрос, как решились взяться за это дело, ответил Мишин. – Мы понимали, что прикасаемся к истории Великой Отечественной войны, которая вот здесь, у нас, сейчас – осязаемая. Это боевая единица, потому что на ней перевозились 120 мм миномет и снаряды. Машина – свидетель и участник героической эпохи нашего народа.
Творческий рабочий коллектив организовался буквально сразу. Начали с тог
о, что разобрали автомобиль до последней детали для того, чтобы оценить состояние всех элементов. Главной проблемой являлось восстановление кабины. Нужны были ее точные параметры, так как «родная» была утрачена. Начали поиск конструкторской документации. Удалось найти ее и копировать в архиве города Самары. Изготовили кабину, капот, крылья, вмонтировали бензобак. Оставалось заняться комплектацией. Эту задачу мы решили, связываясь с людьми, которые имели отдельные запчасти этого фордовского авто. География поиска –Ростовская, Калужская области, Москва, Санкт-Петербург... Часть деталей была найдена в лесах Новгородского района, где была расстреляна колонна таких военных машин. Детали собирал и подбирал наш водитель Мурман Георгиевич Аппа. Он же был и за рулем восстановленной «полуторки», когда она въезжала в кремль. Удивительно, но авторезина на передних колесах сохранилась и даже была накачена. На спидометре зафиксирован пробег 9400 км. Реставрированная машина для нашего коллектива – настоящая Победа.

Хочется подчеркнуть, что команда энтузиастов трудилась над машиной вечерами после рабочей смены. А когда провожали этот грузовичок за заводские ворота, прощаться вышел весь коллектив. По словам Мишина, зрелище было очень трогательное и у многих на глазах были слезы...

Педантичность, трудолюбие, аккуратность – отличительная особенность ремонтников. Те, кто бывал на территории завода, наверняка отмечали для себя, какая тут ухоженная территория. И беседки, и скамеечки – словно парк, а не оборонное предприятие. Так вот одна из задач, которую директор и депутат районной Думы третьего созыва Анатолий Мишин ставит перед собой, надеясь на поддержку местной администрации, предпринимателей, управляющих компаний, – навести порядок и в Панковке по всем направлениям. Нужно будет, по задумке директора, определить каждой организации, так сказать, зону ответственности. Он уверен, что со временем поселок станет благоустроенным и людям будет здесь жить комфортно, радостно, безопасно.

Вообще на 261-м в будущее смотрят с оптимизмом и верят, что государство помнит: державу нужно оберегать и защищать. И хотя на бывшем заводе не встретишь сегодня людей в погонах, дисциплина здесь осталась армейская, так же как и готовность осталась – выполнять любой приказ Родины.

Светлана ЛАПТИЙ
Фото автора

РЕКЛАМА

Еще статьи

История двух воздушных боёв

На территории района обнаружены места падения и обломки советских военных самолётов.

«Хорошо там, где моя семья»

Семья Кондратьевых из д. Мстижа вошла в число победителей Всероссийского конкурса «Семья года»

Наши любители спорта без труда назовут по именам всех своих земляков, играющих в петербургской команде «Холм»

Так решили земляки

В первой лиге первенства Санкт-Петербурга по мини-футболу играет команда с названием «Холм»

РЕКЛАМА

РЕКЛАМА