Победителем областного конкурса по созданию доступной среды для обучения детей с ограниченными возможностями здоровья среди образовательных организаций региона стала пестовская школа №1
Конкурс был организован департаментом образования и молодёжной политики Новгородской области. Первое место в нём заняла средняя школа №1 города Пестово.
Вот уже несколько лет все мы слышим с «голубых» экранов, читаем в СМИ о том, что нужно создавать доступную среду для людей с ограниченными возможностями. В регионах, в том числе и в нашем, ведётся работа в этом направлении, но сделанного недостаточно. Из всех образовательных учреждений Пестовского района только школа №1 реализует программу «Доступная среда». Какие условия созданы там для обучения детей с нарушениями зрения, опорно-двигательного аппарата? За ответом отправляемся в выше-указанную образовательную организацию.
Вот она — безбарьерная среда, сразу у входа: большое высокое крыльцо, а рядом пандус. Двери широкие, легко открываются. Входим в школу, там чисто, светло, кругом цветы — уютно, красиво, даже как-то радостно становится на душе. Однако не будем уходить в сторону, изучаем среду дальше. Перед нами лестница на второй этаж, как «взять» эту «высоту» ребёнку с нарушением опорно-двигательного аппарата? Ответить на этот вопрос мне помогает социальный педагог школы Нина ВОРОБЬЁВА, сопровождающая по школе Лизу Косинову — одну из «особых» учениц:
– При помощи подъёмника поднимаем девочку на второй этаж, где у нас находится столовая. А все занятия у Лизы проходят на первом этаже. Учебный день мы с ней начинаем с зарядки, она с удовольствием выполняет простые упражнения.
Я как все,
но немного другая
В кабинете, где учится девочка, установлена специализированная парта. Учеников в классе 27, девочка легко общается со своими сверстниками, как и все, отвечает у доски, подъезжает к компьютеру и выполняет задания.
– Мне очень нравится учиться, особенно на таких уроках, как окружающий мир, музыка, русский и английский языки, технология, – рассказывает девятилетняя Лизонька Косинова. – Люблю лепить из пластилина, создавать поделки из бумаги, картона. А дома я ещё занимаюсь на синтезаторе с педагогом ДШИ Светланой Юхановой.
В классе у меня много друзей и подруг – три Кристины, Снежана, Ярослав, Кирилл, а ещё вместе со мной учатся мои младшие брат и сестра.
Знаете, недавно мы всем классом ходили в планетарий, а ещё в поход. Здорово было! На костре на веточках жарили колбасу – вкуснятина!
– Лиза, а не страшно, когда тебя поднимают на подъёмнике? – спросила я у девочки.
– Нет, я как будто в космос лечу, – ответила мужественная и смелая девчушка.
Мама, папа, бабушки, особенно Оля, и дедушка Серёжа во всем помогают Лизе, но и сама она отличается упорством и целеустремлённостью, старается учиться, проявляет самостоятельность. Как заметила её учительница Наталья Кондратьева, Лиза ответственнее многих своих одноклассников, очень аккуратная девочка, жизнерадостная, открытая, легко влилась в коллектив, с подготовительного класса вместе с этими ребятами занимается.
Мама девочки, Лидия Сергеевна, поделилась:
– С раннего детства Лиза занималась в Пестовском центре медико-психолого-педагогического сопро-вождения. Когда подошло время подумать о школе, мы стали по-дыскивать её даже в Новгороде, где есть образовательные организации, реализующие программу «Доступная среда». К счастью, школа №1 тоже вступила в эту программу. Я и сама в ней училась, поэтому очень обрадовалась, что можно обучать здесь дочь. Все условия созданы, педагог у нас замечательный, мы именно к нему и шли. У Натальи Владимировны опыт большой, к тому же, она ещё и дефектолог.
Помимо созданных условий, в школе №1 – особая атмосфера: и ученики, и педагоги очень внимательны к детям с ограниченными возможностями здоровья, спешат помочь, поддержать, в ребячьей среде они общаются на равных – никаких барьеров. Пока я была в этом учебном заведении, не раз слышала, что мальчишки и девчонки в адрес Лизы и ещё одного «особого» ребёнка Рафаэля (мальчик учится в параллельном втором классе), говорят: они клёвые, компанейские, много интересного знают.
Как реализуется
программа
«Доступная среда» в школе
Директор школы Нина МУРАВЬЁВА подробно рассказала о том, как образовательная организация ещё в 2012 году вошла в программу «Доступная среда». Получили финансирование, сделали входной комплекс, установили пандус, всё в соответствии с требованиями, качественно и быстро. Кроме средств, выделенных по государственной программе, поступили деньги из районного бюджета, спонсорская помощь родителей. В школу приобрели табло для слабовидящих детей, оборудовали санитарную комнату.
– Нашей школе повезло с родителями, – поделилась Нина Владимировна, – все очень чуткие люди. Я уже не говорю о родителях наших особенных детей, Зиновьевых и Косиновых, мы с ними общаемся на одной волне, полное понимание. Они сделали специальные парты для своих детей, Дмитрий Сергеевич решил все финансовые вопросы, чтобы мы могли приобрести подъёмник.
Сейчас работаем по лицензированию ЛФК, нашли понимание с главврачом ЦРБ Татьяной Селифоновой, поддержку в районном комитете образования и молодёжной политики. И опять же в финансовом плане школе помогли родители. Наталья и Юрий Киреевы выделили средства на покупку современного медицинского оборудования для ЛФК. Планируем в нём делать диагностику, детский массаж, заниматься лечебной физкультурой, приобретём кислородный концентрат. В нашей школе обучаются 11 детей с ограниченными возможностями здоровья, двое из них – колясочники – это особые дети, они принесли в наше учебное заведение тепло и доброту.
Есть у нас одна проблема, которую можно решить только на государственном уровне. С ней мы выходили на департамент образования области, Дмитрий Зиновьев и Лидия Косинова поднимали её на областном форуме, мой заместитель Марина Шабарова выступала на нём с докладом по этому вопросу. Дело в том, что в Едином квалификационном справочнике всех работников образования в штате нет ассистента (специалиста, сопровождающего по школе ребёнка-инвалида). То, что он должен быть, прописано в новом законе об образовании, но мы-то работаем на основании справочника. Сегодня эти обязанности мы возложили на социального педагога Нину Воробьёву, пришлось перестраивать график её работы. Хотелось бы, чтобы проблема побыстрее решилась.
Мы тоже надеемся, что чиновники от образования услышат педагогов‑практиков, создающих доступную среду для детей с ограниченными возможностями здоровья.
Что же касается среды в школе №1 — она самая благоприятная, безбарьерная во всех отношениях. Педагогический коллектив творческий, стабильный и ответственный, родители — союзники учителей, а ученики просто хотят учиться и гордятся традициями своей школы, продолжая их.
Ирина МОЗГОВАЯ
Фото автора
опубликовано в №81 от 20 октября 2015 года