Именно такую строчку очень часто можно прочитать в объявлениях о купле или обмене квартир в нашем городе.
Знакомая не могла продать квартиру в данном микрорайоне более пяти лет. Потенциальных покупателей жильё с удобной планировкой (просторной кухней и лоджией) по сравнительно низкой цене не прельщало. Казалось бы, почему? Для большинства сольчан ответ на этот вопрос очевиден. Некогда перспективный по масштабам промышленного производства микрорайон – располагались здесь несколько динамично развивающихся предприятий (таких как нефтебаза или «Ташкент-2»), со временем приобрёл дурную репутацию.
После ликвидации нескольких организаций вокзал считался самым криминогенным районом города. На фоне преступной статистики середины девяностых годов мерк даже тот факт, что находилось здесь когда-то вольное поселение для заключённых. Эпоха 2000-х ознаменовалась глобальным переселением жильцов из Ленинградской области. Излюбленным местом квартирных дельцов стал опять-таки «вокзал». Именно сюда привозили сотни людей. Случалось, и по нескольку семей в одну квартиру. Жители микрорайона до сих пор вспоминают, как эти «городские» люди, не приспособленные к жизни в таких условиях, с кружками в руках ходили на колодцы за водой.
Особенностью микрорайона является его удалённость от города. Чтобы дойти пешком от улицы Володарского до улицы Матросова, нужно преодолеть расстояние в 4 километра, причём идти нужно по аварийному дорожному полотну (без каких-либо намёков на тротуар или обочину), на протяжении которого нет ни одного осветительного прибора. В настоящий момент, в связи с регулярными срывами автобусных рейсов, транспортная проблема значительно усугубилась. По информации комитета образования, молодёжной политики и спорта, в микрорайоне железнодорожного вокзала зарегистрировано 60 детей дошкольного возраста (36 из них посещают городские детские сады), 23 ребёнка в возрасте до 3-х лет, обучение 49 детей школьного возраста организовано также в городских школах, до которых, правда, добраться порой непросто.
К отсутствию «доступной среды» (термина, как известно, применяемого для людей с ограниченными возможностями) жители данного микрорайона (коих более двух тысяч человек) с годами смирились. «Нет приличных магазинов, закрыли детский сад, отсутствует аптека, - ничего, переживём», - размышляют они. Не могут смириться с одним – проблемой подачи холодной воды, которая стоит перед ними не один год, и не два, а десяток лет. Впервые вслух инициативная группа жителей заговорила о ней в 2009 году - с этого момента началась их переписка со всякого рода ведомствами и инстанциями.
«Суммарные отключения подачи холодной воды не должны превышать 8 часов в месяц, а мы сидим без воды минимум по 3-4 часа в день летом и при закачивании воды в котельную зимой», - пишут они в обращении к руководителю департамента по жилищно-коммунальному хозяйству, топливно-энергетическому комплексу Новгородской области Ирине Николаевой. В том же письме жители сообщают о признанном факте (опубликованном в «Официальном выпуске «Солецкой газеты» от 10 июля 2010 года) - аварийном состоянии водопроводных сетей и сетей водоотведения. В документах, в частности, указываются водовод В25 (от станции перекачки до улицы Матросова протяжённостью 6800 м, 5 аварий на 1 км) и водовод В28, проходящий по улицам Мелиораторов, Лермонтова, Ленинградская, Ташкентская, общей протяжённостью 3302 м.
Самого большего результата, которого им удалось добиться – признания того, что вода, подаваемая «вокзальным потребителям» через центральную систему водоснабжения, не соответствует требованиям санитарно-эпидемиологического законодательства. К такому заключению пришли специалисты ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Новгородской области» Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека в июне 2014 года. В связи с этим заключением прокуратура района ещё в августе 2014 года направила в суд исковое заявление к администрации городского поселения и МУП «ЖКХ «Солецкое» об обязании обеспечить подачу воды надлежащего качества.
До сих пор без внимания остаётся и тот факт, что на схеме территориального планирования вокзальный микрорайон указан с износом системы канализации на 90%. Более того, канализационные сети, принадлежащие ранее организации «Ташкент-2» (организация прекратила своё существование более 20 лет), задействованы в общей системе водоотведения. Какие-либо очистные сооружения в микрорайоне также отсутствуют – сброс неочищенных сточных вод идет через один из жилых дворов, а затем через поле - в Крутец. Той же проверкой районной прокуратуры установлено, что собственник канализационных сетей в микрорайоне «Вокзал» по улицам Мелиораторов, Лермонтова, Ленинградская, Матросова и Ташкентская не известен, а значит, и ответственность за их состояние никто не несёт. В суд также направлено исковое заявление об обязании администрации городского поселения принять меры к постановке на учёт в органе, осуществляющем государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, в качестве бесхозяйной системы водоотведения (канализации) в микрорайоне «Вокзал». Хотя немаловажно и то, что за пользование несуществующей канализацией люди платят по тарифу 36 рублей 60 копеек в месяц на протяжении многих лет.
В многочисленной кипе документов, состоящих из обращений и ответов, особенно интересна одна цепочка. Пишут, к примеру, жители в федеральную службу по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека, откуда получают ответ, что их обращение направлено в управление Роспотребнадзора Новгородской области, который, в свою очередь отвечает, что направил обращение в комитет по охране окружающей среды и природных ресурсов. Последний выносит вердикт - все материалы по указанному вопросу направлены в прокуратуру Солецкого района для принятия мер прокурорского реагирования. И всё снова возвращается «на круги своя».
Новая волна недовольства у жителей микрорайона была вызвана известием о то, что на вокзале будет построен восьмиквартирный дом для детей –сирот. Мало того, что снова встал вопрос о том, как можно с данным уровнем износа водопровода увеличивать нагрузку для подключения дополнительных потребителей, так и не совсем гуманным кажется предложение бывшим детям-сиротам жить на «городском отшибе», вдали от цивилизации.
Из ответа первого заместителя главы администрации района Алексея Маслякова от 26 июня 2014 года: «Подключение к сети одного восьмиквартирного дома для детей-сирот с нагрузкой 2,4 м3 в сутки не приведёт к увеличению нагрузки и снижению качества услуг по водопотреблению».
***
На прошлой неделе все прелести данного микрорайона осмотрел заместитель главы администрации Солецкого района Максим Капралов. Выслушав на приёме представителя инициативной группы о проблемах микрорайона, Максим Геннадьевич лишь эмоционально прокомментировал: «В общем, вы всеми забыты и заброшены».
Поездка началась с промежутка между улицами Вокзальной и Матросова. Именно здесь, по мнению жителей, и «зарыт корень зла». Ведь, несмотря на то, что вокзальный водопровод, идущий от поворота, недавно был заменён, до него от улицы Пролетарской лежит отрезок, состоящий из труб разных диаметров. Высказывают жители и мнение о том, что в замене и ремонте водовода практически нет смысла – из какого бы материала он ни был, на напор подаваемой в систему воды это не повлияет. Беда в том, что, пока вода идёт по всему городскому кольцу, до вокзала – конечного пункта системы подачи холодной воды, она просто не доходит. Напор настолько мал, что из кранов течёт тоненькая струйка коричневатого цвета, до вторых этажей вода не доходит.
Осмотрел Максим Геннадьевич и канализационные стоки. Один из них встретил нас «приятным запахом» в красивом, ухоженном дворе. Любоваться другими мы отправились в поле – добрать
По словам заместителя главы администрации района Максима Капралова, для стабилизации водоснабжения нашего города требуется срочная замена участков водопроводных сетей с предварительными затратами - 56,69 млн. рублей. В том числе от станции перекачки «Гарнизон» до ул. Матросова диаметром 160 мм протяжённостью 3,65 км, по ул. Мелиораторов диаметром 50 мм протяжённостью 600 метров.
ся до зловонных источников было делом не из лёгких – все они порядком заросли кустарником. Однако вид на пустырь открывался весьма живописный – природных дел мастер посеребрил осеннюю, жухлую траву, которая, сливаясь с синевой морозного октябрьского утра, казалась просто волшебной. Не вписывался сюда разве что дом для детей-сирот, облицованный белым кирпичом, стоял он белым изваянием на отшибе. А ведь совсем скоро, под ознаменование окончания его строительства, первые официальные лица будут перерезать здесь парадную ленточку…
P.S. Микрорайон вокзал давно перестал быть криминальным, уступив это «почётное» звание центру города. Не считая пенсионеров, живут здесь люди разных профессий и специальностей - педагоги, бухгалтеры, предприниматели. Красивых и ухоженных дворов увидишь здесь не меньше, чем на городских улицах – люди всеми силами стараются облагородить места своего проживания. В принципе, «вокзал» мог бы превратиться в хороший «спальный» район, если бы кто-нибудь из вышестоящих лиц по-настоящему (а не на бумаге в виде отписок) занялся решением их «многовековых» проблем.
Татьяна ИЛЬИНА
Фото автора
Опубликовано в газете 29 октября