Прихожане лесновской церкви просят помочь многодетной семье местного священника пережить зимние холода
Отца Андрея, настоятеля церкви иконы Божьей Матери «Спорительница Хлебов», хорошо знают не только местные жители, но и население всех окрестных сел. Приехав на Новгородчину из охваченного войной Луганска год с небольшим назад, он быстро вписался в местную жизнь и завоевал любовь и уважение новых земляков. За это время вокруг батюшки объединилось немало верующих и неравнодушных к чужому горю людей, которые не только помогают ему поддерживать в порядке храм, но и собирать гуманитарную помощь для Донбасса. Очень часто отца Андрея можно увидеть и в двух школах – местной и Панковской – на внеклассных уроках для старшеклассников. По словам педагогов, классы в эти часы не пустуют, так как у батюшки удивительным образом получается находить общий язык даже с самыми трудными подростками.
Но сегодня поводом для командировки и нового материала стал тревожный сигнал наших читателей – прихожане заявили, что теперь помощь срочно требуется самому священнику и его большой семье. И добавили, что сам он об этом не попросит никогда.
Не могли остаться в стороне
В редакцию позвонила Валентина Сверчкова, сообщив, что квартира, выделенная семье батюшки в здании бывшего кафе, очень холодная, и если он сам безропотно терпит вынужденные неудобства, надо подумать о том, как сохранить здоровье малолетних детей, которых в семье пятеро: трое самого отца Андрея и двое – сестры жены, также вынужденной переселенки. После такого звонка мы решили разобраться с ситуацией на месте и отправились сначала на встречу с самой Валентиной и ее мужем Игорем Захаровым.
Я встретилась с ними в поселке Панковка, в маленьком семейном магазинчике канцтоваров. Супруги рассказали, что они оба – люди православные, часто бывают в лесновской церкви и хорошо знают отца Андрея:
– Он как-то однажды приехал к нам за канцтоварами для детей, разговорились и с тех пор стараемся его поддерживать чем можем – денег за такие покупки не берем. Сам он скромный, никогда ничего не попросит, особенно себе. И еще – очень образованный, воспитанный, каждому слово доброе найдет. При нем храм стал оживать. Поэтому внимания к таким людям побольше надо проявлять. А ему на днях такие сырые осиновые чурбаны на дрова привезли, что смотреть страшно – коли, мол! Вот он ночами и колол, спину сорвал.
– Да, может, для него самого – это послушание, но дети-то страдать не должны! Тем более, что сам он о чужих детях заботится – едет на урок Закона Божьего в ту же Панковскую школу и чайник из дома везет, чтобы ребятне чай заварить, так как занятия эти дополнительные, после основных уроков. Ну да, он священник, но и человек прежде всего, а дети? Поезжайте в Лесную, сами все увидите!
Кочегар по совместительству
Отца Андрея мы застали в церкви, куда он пришел навести порядок после престольного праздника. Но и в этот день храм не пустовал – прежде чем нам удалось поговорить, священник о чем то долго беседовал со своими прихожанками. Женщины на мой вопрос о том, как прошел праздник и какой он, новый батюшка, ответили с большой охотой:
– Раньше здесь редко службы были – настоятель Михайло-Клопского монастыря проводил, а сейчас всегда двери открыты. Вчера и владычья служба была – это такое блаженство!
– А сколько детей вчера было, молодежи! И на причастии, и на службе! На ребятишек из воскресной школы так приятно было смотреть! Это все отца Андрея заслуга! Не было еще у нас такого батюшки! Внимательный, такие проповеди читает! У меня дочери операцию делали, внук в больнице лежал, так мы вместе с батюшкой за них молились, и все обошлось. Главное – он и слушать, и разговаривать умеет как никто другой.
Действительно, после получасового пребывания в храме я сама поняла, что разговаривать с отцом Андреем, имеющим университетское образование и богатый жизненный опыт в свои 28 лет, можно буквально на любые темы. Но цель командировки все же была иная, и мы отправились в то самое жилище, которое вызвало так много нареканий у прихожан.
Новые пластиковые окна второго этажа придавали двухэтажному зданию бывшего кафе «Радуга» обжитой вид, однако их совсем небольшой размер напоминал, что изначально это помещение для жилья не планировалось. Бросились в глаза и желтые газовые трубы, подведенные к самому дому, но голубое топливо по ним пока что не поступает, и тепло в батареях на втором этаже, где и расположилась семья батюшки, полностью зависит от мини-кочегарки в холодной пристройке. Работает она по такому принципу: кидаешь в топку дрова – батареи теплые, заснешь – замерзнешь. Туда я и зашла. За две минуты, которые потребовались на то, чтобы рассмотреть допотопную «буржуйку», дым выел глаза, а одежда насквозь пропиталась едким запахом. Было сложно представить, как отцу Андрею приходится спускаться сюда ночью каждые два часа, чтобы поддерживать в доме тепло. А перед этим еще наколоть дрова.
В этот день морозов не было, и наверху было тепло. В целом помещение произвело хорошее впечатление – после недавнего ремонта светло, чисто и просторно. Скромная мебель, предоставленная епархией, стены, увешанные детскими рисунками, и сами веселые, беззаботные малыши. Но что будет с ними зимой?
Помощь придет!
Сам отец Андрей успокаивает своих домочадцев, веря, что все образуется. И это действительно так. В телефонном разговоре и глава администрации Лесновского сельского поселения Екатерина Соломахина, и депутат местного Совета Андрей Старостин меня заверили – семью батюшки без помощи не оставят. На встречу же со мной подъехала Евгения Михайловна Старостина, бывший фермер, а ныне пенсионерка и председатель приходского совета. Это в ее бывшем кафе и при ее непосредственной помощи расположились луганские беженцы. Она рассказала, что нового батюшку в деревне очень ждали, поэтому помогать его семье стараются все – насколько хватает сил и возможности:
– Да, эту кочегарку раньше топил в морозы кочегар, а сейчас приходится самому отцу Андрею. В ближайших планах – поставить в доме газовый котел. Газ уже подвели, все упирается в деньги, один котел стоит 60 тысяч. Мы планировали сделать это раньше, но у нас случилось ЧП – сгорело овощехранилище, так что газификацию пришлось отложить. Но я уверена, что уже нынешней зимой мы все установим. Не беспокойтесь, батюшку всей деревней беречь будем!
Устанавливать газовый котел семья Старостиных, скорее всего, будет за свои деньги – точно так, как и оплачивает все коммунальные счета бывшего кафе, причем по коммерческим расценкам. Это очень накладно, но перевод помещения в категорию «жилое» все длится и длится. Пока что удалось переоформить лишь земельный участок. Поэтому Евгения Михайловна не упустила случая обратиться через газету к администрации Новгородского района – может быть, есть возможность ускорить этот процесс? А может и спонсор какой в районе найдется, поможет обустроиться отцу Андрею на новой родине?
Сам батюшка добавил, что жизнь потихоньку налаживается – получено гражданство, он преподает в Панковской школе, устроилась на работу и его жена. В будущем можно будет задуматься и о своем жилье. Непременно здесь, в деревне Лесная, рядом с храмом.
Светлана ДУБОВИЦКАЯ
Фото автора