Среда, 30 октября 2024

Редакция

Голос из прекрасного далёка, или Обыкновенный великий учёный

«Нам не дано предугадать, как наше слово отзовётся», — мудро заметил Тютчев, и с ним не поспоришь. Иногда специально пишешь материал в надежде, что кто-то откликнется, просишь, ждёшь, но слова — как семя, упавшее при дороге, — то ли птицы склевали, то ли ветер унёс — нет ответа. Порой же отклик приходит абсолютно неожиданно, на такую статью, которая и не была на это рассчитана. Летом, если вы помните, уважаемые читатели, мы в двух номерах печатали материал Елены Наумовой, учителя истории из школы №1, председателя районного краеведческого общества, о дворянском роде Веселаго, у представителей которого было именьице в Климовщине. Елена Евгеньевна (равно как и аз, грешный) давно мечтала отыскать кого-то из потомков этой династии, в истории которой были и славные, и трагические, и таинственные события. К величайшему сожалению, все попытки краеведов обнаружить кого-либо из Веселаго оказались тщетны. И вот, представьте себе, получаю на редакционную почту письмо…
«Здравствуйте, Алексей Николаевич!
Я с большим интересом прочитал Вашу статью «Невесёлая история о Веселаго», опубликованную в Вашей газете «НАША ЖИЗНЬ» на 6‑й странице номера 54 от 16 июля этого года. Газета попала в мои руки случайно, от одного из знакомых, который имеет дом в Пестовском районе.
В конце статьи указано, что «продолжение следует». Если продолжение действительно было опубликовано, очень прошу выслать его мне на мой почтовый или же электронный адрес. Я буду Вам благодарен за любую известную Вам информацию, касающуюся рода Веселаго, а также прошу сообщить контактную информацию о Елене Наумовой, которая упомянута в Вашей статье, которая также интересуется этим вопросом. Я готов оплатить расходы по копированию и пересылке этих материалов.
Кратко о себе: мне 86 лет, я пенсионер, но продолжаю научную работу в области физики в Институте Общей Физики Академии наук.
Мой отец, Георгий Сергеевич, довольно известный в довоенные годы гидростроитель, участник плана ГОЭЛРО, строитель Волховской и Днепровской ГЭС, ещё перед войной погиб в железнодорожной катастрофе. За строительство Днепрогэса он был награждён орденом Ленина.
Мой дед, Сергей Петрович, до революции начинал свою карьеру флотским офицером, а перед революцией был назначен товарищем (заместителем) министра промышленности и торговли, в этом министерстве он отвечал за строительство и работу морских портов. Он погиб от голода в Ленинградскую блокаду.
Мой прадед, Пётр Герасимович, также служил на флоте, но подробных сведений о нём у меня нет. Вся наша семья не пострадала ни в годы революции, ни в годы последующих репрессий, но понесла большие потери от войн. В 1943 году погиб на войне мой брат Андрей, а в 1942 году погиб в Ленинградском ополчении младший брат отца Всеволод. Старший брат отца, Валерий, военный врач, погиб на фронте в годы первой мировой войны. Оба моих деда погибли от голода в Ленинградскую блокаду. Сейчас нашу фамилию по мужской линии продолжают мой сын Андрей и внук Артемий.
Буду Вам крайне признателен за любую информацию, касающуюся фамилии Веселаго.
Искренне Ваш Веселаго Виктор Георгиевич, профессор, зав. Лабораторией Института Общей Физики РАН, Москва».
Пожалуй, не буду рассказывать вам, уважаемые читатели,Фото 2009 года о том, как у меня от волнения и радости затряслись руки, когда я прочитал до конца письмо, как я схватил телефонную трубку и стал набирать номер. Огромным усилием воли я заставил себя отложить звонок и спросить у «Яндекса», что ему известно о профессоре Викторе Веселаго. Оказывается, Виктор Георгиевич поскромничал. Он не просто профессор и преподаватель, а выдающийся российский учёный, выдвигавшийся в 2009 году на Нобелевскую премию по физике «За открытие материалов с отрицательным индексом преломления». Ученик Льва Ландау и Петра Капицы, лауреат Государственной премии СССР, заведующий лабораторией магнитных материалов отдела сильных магнитных полей ИОФ РАН им. А. М. Прохорова. Виктор Веселаго ещё в 1967 предсказал возможность создания суперлинзы с отрицательным коэффициентом преломления. Эта идея была позже подхвачена английским физиком Пэндри и первые «метаматериалы», которые обладают такими свойствами, были созданы американскими учёными Дэвидом Смитом и коллегами в лаборатории Шелдона Шульца. Профессора Веселаго знают во всём научном мире. Неоднократно он говорил в печати и по телевидению о том, что существует реальная возможность создания новых метаматериалов, которые, в частности, обладают несколько необычной реализацией преломления света. Также метаматериалы перспективны для создания областей пространства, которые обладают невидимостью. Таким образом, не только шапка-невидимка, но и плащ-невидимка (а, может быть, и… человек-невидимка) — дело недалёкого будущего.
Представляете теперь, уважаемые читатели, с каким чувством набирал я номер телефона учёного с мировым именем?! Да что там, я почти был уверен, что подойдёт его жена или дочь, и скажет, что профессор занят, на симпозиуме и т. д., и попросит перезвонить через неделю, месяц, десять лет… Однако всё сложилось совершенно иначе. Трубку взял мужчина и бодрым голосом с мягкими интонациями начал беседу со мной. Осознав, что я говорю с тем самым Веселаго, потомком тех самых Веселаго, профессором, выдающимся учёным, лауреатом различных премий и т. д., я заблеял что-то, как мне показалось, невнятное. Однако мягкие интеллигентные интонации, несколько старомодный выговор («… увы, здоровье моё не блестяшчее..») быстро привели меня в чувство, и беседа потекла «в конструктивном ключе». Виктор Георгиевич очень спокойно и тактично спрашивал о том, что мне известно о его предках, проживавших на территории Пестовского района, сам делился информацией. Благодарил за заботу о погребениях. Выразил надежду, что хотя бы сын и внук навестят могилы предков, поспособствуют приведению их в достойный вид, ибо самому профессору по состоянию здоровья, видимо, не добраться. Впрочем… Меня профессор пригласил в гости в Москву. Пообещал прислать фотографии предков (сотрём, в конце-концов, очередное белое пятно в истории района!) и всячески содействовать нашим изысканиям… Так вот хмурым октябрьским вечером услышал я голос из прекрасного далёка. Голос истории, голос из пионерского детства, прошедшего в Климовщине, голос выдающегося учёного, голос умного и скромного человека…
Нет нужды говорить, что тем же вечером я выслал Виктору Георгиевичу все материалы и фотографии, которые у меня были. Ждём ответа. Даже если он придёт не скоро, всё же ждать придётся меньше девяноста лет, которые прошли с тех пор, как последние представители рода Веселаго покинули наши края.
Алексей Виноградов
Фото автора и из интернета
Опубликовано в №88 от 12 ноября 2015 года
 

РЕКЛАМА

Еще статьи

Наши любители спорта без труда назовут по именам всех своих земляков, играющих в петербургской команде «Холм»

Так решили земляки

В первой лиге первенства Санкт-Петербурга по мини-футболу играет команда с названием «Холм»

Птичий уголок

«Гусиный дворик» встретит гостей турбазы в Новгородском районе

Серебряные клюковки

Всего один победный балл отделил команду Поддорского муниципального района от золота областной интеллектуально-развлекательной игры-квиза «Серебряный эрудит»

РЕКЛАМА

РЕКЛАМА