Журналистская провокация не удалась. Педагоги были единодушны: главное – не навредить ребёнку.
Не уроком единым
В конце октября заведующие детскими садами, директора школ и их заместители по учебной и воспитательной работе собрались в средней школе № 4. Официально темой семинара-совещания был заявлен «обмен опытом практики реализации федерального государственного образовательного стандарта в условиях общеобразовательной школы».
Председатель комитета образования Елена ГОННОВА:
– Помимо собственно ФГОС мы обсуждали переход второй и четвёртой школ на пятидневку, вопросы преемственности воспитательно-образовательного процесса в детском саду и школе, организацию внеурочной деятельности.
У родителей сейчас возникает много вопросов в связи с тем, что ребята остаются в школах и до 4-х и до 5-ти часов вечера. И наша задача – сделать так, чтобы внеурочная деятельность не была продолжением урока. А такие прецеденты есть: иногда родители жалуются, что у ребёнка в день было «три математики», хотя в расписании всего одна.
– А что включает внеурочная деятельность?
– Всё, что способствует всестороннему развитию ребёнка. Посещение кинотеатра, занимательные игры, спортивные занятия, танцы, пение, рисование, спектакли... Это родители должны выбрать вместе с детьми. И если детям не нравится то, что им предложили, то педагоги вместе с администрацией обязаны продумать, как улучшить внеурочную деятельность. Думаю, что всё зависит от руководителя образовательного учреждения. Если он живой и у него есть азарт, весь коллектив будет таким же.
– Я учителей понимаю: есть соблазн после уроков «подтянуть» троечников, назвав это, например, «занимательной математикой».
– Этого быть не должно! Дополнительные занятия с ребёнком никто не отменял. Дифференциация возможна прямо на уроке: индивидуальные задания, работа по карточкам.
– А если старшеклассник, например, планирует в будущем поступать в технический вуз. Ему школьной программы мало.
– Для этого у нас созданы кафедры: химия – в первой школе, физика и английский – во второй, физика и информатика – в четвёртой школе. Они платные, но стоимость колеблется от 400 рублей до тысячи в месяц. Почти столько же стоит одно занятие с репетитором. В летний период для способных ребят были организованы специализированные лагеря. Когда занятия закончились, отзывы были великолепные.
Новгородский университет предлагает курсы по той же физике в онлайне по смешной цене, причём, занятия могут быть групповыми. Но некоторые родители всё равно готовы платить куда более серьёзные деньги репетиторам. Конечно, это их право, но зачастую оказывается, что такие занятия – не больше чем выполнение обычного домашнего задания.
Зачем он нужен, этот ФГОС?
Непонятная аббревиатура расшифровывается как «федеральный государственный образовательный стандарт» – ряд требований к содержанию, структуре и условиям образования детей на разных ступенях обучения. В основу ФГОС заложена современная философия: переход от принципа «образование на всю жизнь» к принципу «образование через всю жизнь».
И вот тут стандарт сталкивается с установкой значительной части родителей, которые, как считали, так и считают до сих пор, что от садиков требуется дрессура детей, которая позволит им быть готовыми к школе; от школы – тоже дрессура, но уже к сдаче ЕГЭ. Определённые мысли подобного рода наверняка есть и у педагогов. Однако в стандарте прописано совсем другое – необходимость развивать мотивацию к обучению, вкус к приобретению новых знаний. Надо сказать, что это непросто. В школьно-студенческой жизни, пожалуй, самое вредное слово – «сдал». На язык после него так и просится: «...и забыл». Меж тем усвоение и обобщение готовых знаний в современном мире является не целью, а всего лишь средством. Основная же цель – научить детей самостоятельно добывать нужную информацию, определять проблемы и искать пути их решения, уметь анализировать получаемые знания и применять их для решения следующих задач.
Когда-то было много споров о том, что в школе важней – обучение (физике, математике, русскому и далее по списку) или воспитание (духовно-нравственное, интеллектуальное, культурное и т.д). В сущности, введение ФГОС уравновесило все вкусы и интересы. В базисный учебный план любого образовательного учреждения включено время на внеучебную деятельность.
При этом содержание занятий составляется исходя из опыта педагогов, других специалистов, пожеланий родителей и самих детей. Групповые и индивидуальные консультации, экскурсии, круглые столы, секции, диспуты, конференции, олимпиады, соревнования, исследования позволяют оторваться от занудных учебников и максимально заинтересовать школьника в получении новых знаний.
Под зорким взглядом
Первоклашки, несмотря на всего лишь двухмесячный опыт школьной жизни, нашествию чужих тётенек особого значения не придали. Во внеурочное время под руководством учительницы Юлии Игониной им предстояло переубедить прихворнувшего Незнайку, что чипсы и сладкая газировка не помогут ему выздороветь. За шесть предыдущих занятий, посвящённых правильному питанию, ребятишки уже узнали, что морковка полезней чипсов, витамины помогают быть здоровым, некоторые продукты можно есть каждый день, а другие – понемножку и очень редко.
Занятие не было лекцией в чистом виде. Ребята поиграли в поезд, из которого следовало поочерёдно высадить все вредные или малополезные продукты. С помощью наклеек сформировали собственные продуктовые тележки и обосновали свой выбор. Детям не было скучно. Разумеется, рисованные тортики и чупа-чупсы в разряд вредных переводились малышами с явным сожалением, но вода, как известно, камень точит. И как во время обсуждения занятия рассказала одна из участниц семинара, её собственный ребёнок, приходя из школы, флажками, как на занятии, полезные и вредные продукты, конечно, не отмечает, зато рассказывает папе многие вещи, о которых тот успел забыть.
Когда ребятишки разбежались, началась профессиональная дискуссия. Коллеги оценили, насколько удалось педагогу организовать занятие так, чтобы дети не только узнали что-то новое и полезное, но и учились работать в паре и группе, слушать и слышать друг друга. Отметили, что у первоклассников уже образовался солидный словарный запас по достаточно сложной теме. Кто-то из учителей отметил «хорошую дисциплину в самом начале». Ему тотчас возразили: это внеурочное занятие, дети как раз и не должны сидеть, сложив руки перед собой.
Мой неосторожный совет использовать в качестве мотивации к здоровому питанию внешний вид и особенности фигуры, как в рекламе, педагоги дружно отринули. Дети все разные, и главное, как в медицине, – не навредить ребёнку.
Обсуждалось, как сказывается на осанке малышей расстановка столов для групповых занятий. Детсадовские воспитатели подсказали, что для большей наглядности и веселья не помешали бы живые «огурцы» с «морковками».
Елена Гоннова предложила результаты такого рода занятий выносить на родительские собрания. Наша страна и так входит в первую десятку по числу людей с лишним весом. Родители и педагоги во имя благополучия детей должны быть едины. А пока даже на детских площадках самый распространённый мусор – всё те же пакетики из-под чипсов.
Наглядные материалы по теме здорового питания школы могут получить совершенно бесплатно, обратившись с заявкой в департамент образования области.
А как у них?
Первый заместитель руководителя департамента образования области Елена Сергеева на августовской педагогической конференции настоятельно рекомендовала педагогам как можно больше общаться между собой. Личный опыт – замечательно, но у собрата по профессии из соседней школы или из другого района всегда найдётся какая-то своя изюминка, и она может оказаться бесценной.
Группа маловишерских педагогов недавно знакомилась с опытом своих старорусских коллег. Они побывали в гимназии и в одном из детских садов. Гостей поразило, с какой любовью рушане относятся к своему городу. Примеры эстетичного оформления детских учреждений и территории вокруг них будут взяты на вооружение. Этот процесс в последнее время пошёл и у нас: территории детских садов уже заметно похорошели, теперь очередь за школами.
В Старой Руссе шире перечень востребованных родителями платных услуг: классическая музыка, хореография, лечебная гимнастика, спорт, английский язык. И у нас родители рано или поздно понимают, что детям нужно создавать возможности для развития, и куда-то определяют сыновей и дочек. Обычно – по своему разумению и не всегда удачно. Если же ребёнок ещё в садике слушает музыку, танцует, проявляет склонность к каким-то другим видам творчества, педагоги обязательно заметят его интересы и могут дать родителям правильный совет, тем самым избавив подрастающего человека от лишних разочарований.
Елена Гоннова приметила, что в Старой Руссе руководители учреждений научились рачительно относиться к тому, что имеют. Например, в актовом зале гимназии по стенам – зеркала. Мало того, что это позволяет заниматься творчеством, проводить праздники в нарядной обстановке (к стеклу можно прилепить что угодно), так ещё и значительно экономить на ежегодном косметическом ремонте.
В детских садах Старой Руссы родителям постоянно показывают результаты осуществления программ дополнительного образования: вот что знал и умел ребёнок до того, как стал ходить в кружок или студию, и вот чего он достиг спустя какое-то время. При этом убиваются сразу два зайца: другие родители имеют возможность сравнить умения своих, пусть умненьких и способных, но нигде не занимающихся детей, с результатами их ровесников, получающих дополнительное образование.
Частое приглашение взрослых в детские сады помогает малышам уверенней чувствовать себя в разных аудиториях и при различных обстоятельствах. Это обязательно поможет им в школьной жизни, ведь теперь итоговая аттестация предусмотрена даже для четвероклассников. Словом, поездка, по словам председателя комитета образования, оказалась весьма полезной, а опыт коллег будет использован в практике наших образовательных учреждений.
Валентина БАЗАНОВА
Фото автора