Поездка на село для журналистов всегда похожа на испытание с неизвестным финалом, в большей степени из-за дорог. Несколько километров стресса, напряжения – как бы не угодить в очередную яму, не съехать в кювет, не потерять колесо после очередной выбоины. Наконец, ты – у цели.
Кричащим и безнадёжным одновременно наше бездорожье становится в дождливую осеннюю пору, когда неасфальтированные дороги превращаются в грязное месиво.
Да что говорить о грунтовках! Взять, например, асфальтированную дорогу на Оскуй. Пять лет назад жители села, наконец-то, с радостью осознали, как близко к ним Грузино и Чудово. Благодаря отремонтированной дороге время в пути до райцентра сократилось в разы. Спустя пятилетку дорожное полотно, к сожалению, пришло в негодность. А выбоин на дороге сегодня так много, что, кажется, будто здесь недавно проходили боевые действия. 23 млн рублей, затраченные на ремонт, канули в никуда. Кто виноват? Дорожники, которые некачественно провели работы, или лесовозы, день и ночь вывозящие древесину? Тяжелогружёные машины разбивают наши дороги. Но есть вопросы и к дорожным службам, в обязанности которых входит их текущее содержание. Края дорожного полотна давно осыпались, обнажив слой щебня. Водоотводные канавы густо заросли кустарником. Чтобы благополучно доехать до села, лавируя между ямами, требуется железное терпение и отменные навыки водителя. Заехав ненадолго в Оскуй, мы движемся дальше по дороге на Будогощь.
Серебряницы
От Оскуя до деревни Серебряницы – около семи километров. Дорога постепенно сходит на нет. Жителям чудовской глубинки не позавидуешь. На легковушке без проблем сюда добраться можно только летом. А осенью – беда: ни проехать, ни пройти. Дорогу уничтожили время, лесовозы и бесхозяйственность.
Жители Серебряниц долго терпели такое положение дел, мирились с ямами, грязью и прочими невзгодами. Всё так и шло до одного прекрасного момента, когда к ним однажды отказался ехать рейсовый автобус. Высадив пожилых людей и школьников в Оскуе, водитель развернулся и отбыл в Чудово, сославшись на невозможность следовать по бездорожью до конечной остановки в Серебряницах.
Тогда терпение местных жителей лопнуло, и они начали писать письма в автотранспортное предприятие, главе района и руководству «Новгородавтодора», в чьём ведении находится дорога на Будогощь. Реальные меры тогда были приняты только руководством «Чудовского АТП». Водители, замеченные в срывах рейсов, были лишены премии на 100%, о чём люди узнали из ответного письма районной администрации. Что же касается состояния дороги – ничего не изменилось и по сей день. Переписка продолжается с 2009 года. Правда, не так давно дорогу всё же кое-где подсыпали песком. Иначе сюда было бы совсем не проехать.
В полдень, когда мы прибыли в Серебряницы, здесь царило оживление. Приехала автолавка. К машине РайПО подходили местные жители: кто за хлебом, кто за крупой и сахарным песком. Свой магазин в деревне закрыт. В этом году, правда, в летние месяцы в нём велась торговля, пока были дачники. Услугами автолавки жители довольны, приезжает регулярно. Но хотели бы расширения ассортимента предлагаемых товаров. Нужна молочная продукция и сигареты. Непривычно было слышать, что не держат теперь в деревне ни коров, ни коз. А в гости частенько приезжают внуки, и без молока не обойтись.
Летом в этих краях раздолье. Живописный лес. Тишина. У реки – широкая полоса чистейшего песчаного пляжа. Не зря деревня получила такое красивое название. Забытой её не назовёшь. На семи улицах около шестидесяти домов. Все разные, много старых, но добротных. Складывается впечатление, что каждый хозяин, возводя своё жилище, пытался сделать его особенным, внести «изюминку». Рядом с остановкой старожилы показали нам коричневый дом с высоким крыльцом, где много лет располагалась начальная школа. Народу тогда жило в Серебряницах много. Здесь была большая ферма совхоза «Муратово»: коровы, лошади. Дети начинали ходить в школу в Серебряницах, а в старших классах доучивались в Оскуе. В деревне работал клуб, приезжала молодёжь из Мелиховской, Крутихи, Оскуя.
За последние пару лет здесь появилась целая новая улица. Территорию активно обживают питерские дачники. За высокими заборами – современные дома на фоне ровно подстриженных газонов. Местные ничего против приезжих не имеют, даже рады, что жизнь деревни продолжается. Переживают только за старые электрические сети, которые могут не выдержать нагрузки в связи с развернувшимся строительством.
Есть в деревне воинское захоронение, где покоятся останки 22-х советских воинов, погибших здесь в первые годы Великой Отечественной войны. На могиле установлен гранитный обелиск с надписью «Вечная слава героям». Имена погибших известны. Местные жители бережно ухаживают за захоронением. Материальную помощь на его достойное содержание ежегодно оказывает ООО «Чудовский хлеб».
Активисты, узнав, что у Грузинского поселения теперь новый глава, вновь обратились за поддержкой по ремонту дороги. Игорь Максимов разделяет беспокойство селян по этому поводу. Знает не понаслышке, как нелегко здесь передвигаться на автотранспорте. Эти места – любимые для отдыха, особенно в сезон грибов и ягод. Сухой сосновый лес, песчаные карьеры, река Пчёвжа, неподалёку озеро. Летом отдохнуть от мегаполиса в выходные приезжают не только чудовцы, но и жители Ленинградской области. Вот, где можно было бы развивать туристический бизнес! Но всё упирается опять же в дорогу. Пока доберёшься до места, а потом обратно, впечатления от отдыха сойдут на нет.
– До 90-х годов дорога была в хорошем состоянии, летом её регулярно ремонтировали, подсыпали. Дорога функционировала ещё во время войны. По ней шла тяжёлая военная техника, и она справлялась. В начале 90-х этот участок дороги заасфальтировали и забыли про него. В любое время года, даже в распутицу, ходят здесь лесовозы, разбивают остатки асфальтового покрытия. А сейчас дошло до того, что зимой её даже не чистят от снега, – жалуется местный житель Михаил Михайлович. – А ведь по этой дороге ездим не только мы. На Вологду, на Архангельск едут люди. Она имеет федеральное значение. Этим летом около Серебряниц на бок упала фура с цементом. И это не первый случай, когда машины вязнут в песке.
– Мы местные жители, здесь у нас родительские дома, держим огороды. В Чудово нам необходимо регулярно выезжать: в поликлинику, на почту, к внукам, оплатить квитанции в банке и по разным другим причинам. А с автобусами – беда. Можно сказать, что пригородный транспорт «ездит по нашим нервам». Находятся водители, которые отказываются от маршрутов в сторону Серебряниц. С 2009 года мы пишем письма в разные инстанции, просим отремонтировать эти несчастные несколько километров. Нам не нужен асфальт. Хотя бы подсыпали. Чтобы два раза в неделю люди могли спокойно сесть в автобус и выехать из деревни. Писали мы и в «Новгородавтодор», и в департамент дорожного строительства области. В последнем ответе нам пообещали выполнить подсыпку песчано-гравийной смесью до конца июля 2015 года. Но так ничего и не сделали, – Вера Алексеевна Третьякова показывает внушительную папку с перепиской.
Обида жителей деревни понятна и объяснима. Про них попросту забыли, посчитав, что на окраине Новгородской области, в глубинке, люди проживут и так. Но, если проехать по этой многострадальной дороге в сторону Будогощи ещё 3 км, мы увидим, что в Ленинградской области грунтовка переходит в идеально ровное асфальтовое полотно. Делали эту дорогу в 1999 году. Прошло 15 лет, а состояние до сих пор отличное. И лесовозы её не смогли «убить». В чём причина? Догадайтесь сами.
«Где эта улица, где этот дом?..»
На обратном пути мы заглянули в Облучье, что в трёх километрах от Серебряниц. Поворот на деревню нашли с трудом. Никаких указателей нет. В отличие от Серебряниц, местных здесь почти не осталось. Зарегистрировано по месту жительства всего четыре человека. Вовсю обживают места дачники из Киришей и Санкт-Петербурга: покупают участки, строятся. Кое-кто вернулся в родительские дома. Уклад здесь уже другой. Кругом высокие заборы. К местной власти претензия одна – сделать дорогу в сторону Оскуя. Кому-то на работу надо ездить, кому-то за молоком и творогом к оскуйским фермерам. Продукты и стройматериалы в Облучье в основном везут своим ходом из Будогощи. Вот такие разные деревни.
Живя в городе, мы не часто задумываемся, что от дороги зависит жизнь немалого числа людей. Хорошая дорога нужна и по пути к дому, в детский сад, школу, больницу. Это влияет на настроение людей, привлекательность того или иного посёлка или города, предопределяет поиск места работы и вообще жизненный выбор. И расхожая присказка о двух российских бедах – дураках и дорогах – по-прежнему остаётся актуальной.
Анна ВИНОГРАДОВА, фото автора
Опубликовано в газете "Родина" от 12 ноября 2015 года