В 2014 году детская библиотека совместно с центральной библиотекой вели работу по проекту «Сказки Бати для дитяти», целью которого было создание одноимённого краеведческого кукольного театра. Основным рассказчиком стал сказочный персонаж Батя (кукла в виде добродушного деда). Репертуар кукольного театра состоит из сказок, созданных на основе краеведческого материала о Батецком крае. В связи с этим библиограф-краевед центральной районной библиотеки Ольга Фролова написала сказку о Дубецком парке.
* * *
Эта история произошла в небольшом провинциальном посёлке, на окраине Дубецкого парка.
Стоял тёплый весенний день. Ярко светило солнце, играя причудливыми бликами на водной глади пруда. Вдоль многовековой липовой аллеи тянулись заросли подснежников, сияя в траве множеством голубых и белых звёздочек.
По аллее задумчиво брела маленькая рыжеволосая девочка Настя, срывая на ходу подснежники. У Насти были доверчивые голубые глаза, словно незабудки, и россыпь веснушек на бледном личике. Девочка и не заметила, как в её руках оказался большой букет из нежных, пахнущих свежестью цветов.
Настя приходила в этот парк каждый день, чтобы посидеть под кроной раскидистого могучего дуба и помечтать. Вот и на этот раз, дойдя до своего любимого места, она присела на траву и стала вглядываться вдаль, где солнечные лучи, падая сквозь ветки, ложились на мягкую траву. Вдруг в один миг небо заволокли тяжёлые свинцовые тучи, и подул холодный порывистый ветер. Где-то совсем близко послышался голос, а, может быть, показалось:
— Это кто тут озорничает, цветы мои срывает? — сказал некто. Настя повернула голову, но никого не увидела. Тогда она поднялась и обошла дуб, но никого поблизости не было.
«Неужели мне померещилось?» — подумала девочка. И в это же мгновение из-за дуба появился старичок в лаптях с белой окладистой бородой, в вышитой рубахе, подпоясанной красным поясом.
— Ой! — вскрикнула от испуга Настя.
— Не бойся меня, Настенька, я тебя не обижу, — ласково сказал старичок и погладил рукой бороду.
— А откуда ты знаешь, как меня зовут? — удивлённо спросила девочка.
— А я всё знаю, — ответил ей старичок, хитро прищурившись. — Ты каждый день приходишь сюда и сидишь под моим дубом.
— Я больше не буду, — испуганно ответила девочка, — я сейчас уйду.
— Не надо уходить, посиди со мной, — сказал дедушка и ласково погладил Настю по голове.
— Хорошо, я останусь, а как тебя зовут?
— Меня-то Дедом-Краеведом кличут, а на самом деле зовут меня Батя.
— И давно ты тут живёшь?
— Испокон веков. Это ведь моя земля, Батина.
— А этот парк тоже твой? — спросила Настя.
— Почти мой. Он принадлежит моей дочери, Дубраве. Она — душа этого парка, — ответил девочке Батя.
— А зачем вам парк, ведь кроме деревьев и пруда здесь ничего нет?
— Это сейчас нет, а раньше здесь была дворянская усадьба.
— Ой, как интересно! — захлопала в ладоши Настя.
— А хочешь своими глазами увидеть усадьбу?
— Конечно, хочу, дедушка!
— Ну, тогда смотри! — Батя подошёл к дубу и три раза потёр рукой старую шершавую кору.
В тот же миг всё вокруг закрутилось, завертелось. Из-за дерева появилась стройная молодая девушка с длинными золотистыми волосами и вплетёнными в них молоденькими дубовыми листочками. Глаза её тоже были изумрудного цвета. Одета девушка была в шёлковое зелёное платье с широкими расклешёнными рукавами.
— Знакомься, Настенька! Это моя дочка Дубрава, сейчас она тебе всё покажет.
Дубрава молча повернулась лицом к пруду и взмахнула рукавом. Перед глазами возник всё тот же пруд, выложенный с одной стороны тёмно-серым булыжником. В пруд впадал озорной серебристый ручеёк, журчание которого разливалось на всю округу. Многовековые липы и дубы вмиг превратились в молоденькие деревца, с нежной, только что распустившейся зеленью.
На возвышенности стоял большой красивый деревянный дом, а к нему вела широкая дубовая аллея. Перед домом было разбито несколько разноцветных цветочных клумб. По аллее проехала карета, запряжённая тремя гнедыми лошадьми.
— А кто это сейчас проехал мимо нас в карете? — шёпотом спросила Батю Настя.
— Это Фёдор Ефимович Обольянинов, владелец Дубецкой усадьбы. При нём был спланирован и построен усадебный комплекс с парком. В то далёкое время поместье носило название «Усадище Дубец». С начала XVIII и до конца XIX века шесть поколений дворянского рода Обольяниновых жили в этой усадьбе. Среди представителей этого рода были капитан, полковники, генерал-майор, новгородский губернатор, уездный предводитель дворянства, — ответил Батя и вдохновенно продолжил:
— А в 1890 году усадьбу купил купец Николай Валентинович Сазиков, который с интересом стал заниматься хозяйством и земскими делами. По воспоминаниям местных жителей, при Николае Валентиновиче в усадьбе было построено два дома: один двухэтажный у въездной дубовой аллеи, а другой — в отдалённой части парка, на возвышенности. Был он небольшой, всего в четыре комнаты. Оба дома были деревянными. Кроме того, по земле владельца Дубецкой усадьбы проходила железная дорога, при которой образовалась станция Батецкая.
Дубрава снова взмахнула рукой, и перед глазами возникло деревянное здание.
— Это что? — спросила Настя.
— Это здание железнодорожного вокзала, — ответил Батя. — Видишь, здание состоит из трёх частей. Вот здесь, посередине, находятся служебные помещения, а здесь по бокам расположены пассажирские залы. А рядом, смотри, дома для рабочих. Но это ещё не всё. При Николае Сазикове на его собственные средства была построена Батецкая церковь Святого Духа...
В тот же миг из туманной дымки появилась белокаменная церковь. Со свежевыбеленных стен сияли лики святых, горели свечи, пел хор, пронзительно звонили колокола.
А Батя продолжил:
— Спустя несколько лет он уехал в дальние края, за далёкие моря. И о его дальнейшей судьбе нам ничего не известно. В это же время при станции Батецкая появился посёлок, который постепенно разрастался. Дубрава, доченька, покажи пожалуйста, что было дальше.
Но не успела Дубрава поднять руку, как поднялся сильный ветер, и небо снова заволокло тяжёлыми свинцовыми тучами.
— Дедушка, я боюсь! — закричала Настя, закрыв лицо руками.
— Не бойся, внучка! Мне пора! Я и так тут с тобой весьма заболтался! А о том, что было дальше, я расскажу тебе в другой раз. Ветер уносил голос дедушки вдаль:
— До скорой встречи, Нас-тень-ка!
Вмиг всё разом стихло. Исчезли причудливый старичок и Дубрава. Ярко светило солнце, играя мерцающими бликами на водной глади пруда. Под деревом сидела рыжеволосая девочка Настя с завядшими подснежниками в руках.
«И привидится же такое», — подумала девочка, оглядываясь по сторонам...
На снимках: во время кукольного спектакля «Сказки Бати для дитяти».