Экскурсия сопровождалась играми и викторинами, а самое интересное для ребят, конечно, мастер-класс за ткацким станом. Каждому хотелось почувствовать себя ткачом.
Рушником на Руси встречали младенца, появившегося на свет, им провожали человека в последний путь. Без рушника не проходил ни один обряд. А вышивку на нём использовали как символьное письмо. С давних времён и по сей день эта вещь несёт в себе множество смыслов, хранит историю народа.
Слово «рушник» объясняют по-разному. По одной версии исследователи возводят его к слову «руки» — то есть ткань, которой вытирают руки. По другой — к слову «рушить» — отрезать, отрывать. Таким образом, речь идёт об отрезе ткани, имеющем гораздо больше функций и значений, нежели простое вытирание рук. Рушники ткали из льна, украшали браной тканью с узорами, или вышивали узоры поверх полотна. Такое полотенце с древних времён являлось неотъемлемой частью льноводства и ткачества.
Историю полотенца — рушника постигли учащиеся 3а класса Волотовской школы. На прошлой неделе они побывали в Музее льна Ратицкого сельского Дома культуры. Ребята приезжают сюда не первый раз, и каждая экскурсия открывает для них что-то новое о ткачестве. Увлекательную историю рушника поведала хозяйка музея Ольга Силантьева. Она представила вниманию детей разные виды полотенец. Рассказала, чем они отличаются и как используются. Утиральник, ширинка, родильный, крестильный, блинник, рождественский, троицкий, подорожный, божник, обыденный, хлебосольный, свадебный, родительский, благословенный, союзный, венчальный — это всё разновидности рушника.
Экскурсия сопровождалась играми и викторинами, а самое интересное для ребят, конечно, мастер-класс за ткацким станом. Каждому хотелось почувствовать себя ткачом.
Соткать половик — трудоёмкое ремесло, нужна сноровка, сила, внимание. Здесь каждое движение отлажено, как в часовом механизме. Своей редкостью и неповторимостью и важны старинные ремёсла, а ещё потому, что связывают настоящее, прошлое и будущее.
Ольга МИХАЙЛОВА
Фото автора