Новоизбранной районной Думе пришлось без раскачки включаться в работу, «брать с места в карьер». Очередное заседание представительного органа власти, состоявшееся 13 ноября, за календарный месяц стало уже третьим по счёту.
Такая активность депутатов объясняется необходимостью оперативного принятия решений, связанных как с незавидной регулярностью вносимыми в бюджет района изменениями, которые не могут считаться легитимными без утверждения представительного органа власти, так и с затеянной реорганизацией структуры администрации района, в форме слияния трёх отделов — образования, культуры и социальной защиты, до сего времени пребывавших в статусе «отраслевых», в один «социальный комитет», становящийся структурным подразделением райадминистрации. А значит, с необходимостью утверждения нового Положения и внесения связанных с реорганизацией изменений в другие сопутствующие нормативные правовые акты.
Насыщенная «повестка дня», в которой фигурировали 10 вопросов, казалось, обещала продолжительность думского заседания. Однако с учётом того, что большая их часть носила «технический» характер, не требующий глубокого анализа, на всё-про всё ушло чуть более часа.
На этот раз в центре внимания оказалась председатель комитета финансов муниципального района Алеся Троицкая, на долю которой выпало доведение до собравшихся информации по 6 вопросам из 10, вынесенных на рассмотрение и утверждение депутатов.
Предсказуемо большую часть времени занял привычно-традиционный вопрос — о внесении очередных изменений в бюджет района. Такая необходимость возникает регулярно- периодически в связи с движением денежных средств, в форме субвенций и субсидий поступающих в местный бюджет из «вышестоящих» — федерального и областного. По одним доходным и расходным статьям объёмы поступлений увеличиваются, по другим — урезаются, в зависимости от наличия средств «наверху» и потребности в них «внизу». Наши бюджеты — очень «текучие», их параметры меняются в зависимости от складывающейся ситуации.
Не желая «заморачивать» читателей множеством цифр, отмечу только самые значимые и показательные. Первый момент — при внесении очередных изменений в бюджет соблюдён паритет доходов и расходов: увеличению доходной части на 85,5 тыс. рублей соответствует и рост доходной части на аналогичную сумму. Второй — уменьшение объёмов субвенций на выполнение полномочий на 858 тыс. рублей компенсировано увеличением объёмов субсидий из областного и федерального бюджетов в сумме 877 тысяч. Из других цифр обращают на себя внимание две, отражающие приоритеты государственной политики: на 1 миллион 172 тысячи рублей увеличены ассигнования из средств федерального бюджета на поддержку малого и среднего бизнеса, а ассигнования на социальную политику сокращены на 1 миллион 109 тысяч рублей. Львиную долю в этой сумме занимает сокращение расходов на предоставление мер социальной поддержки ветеранам труда, «похудевших» на 800 тыс. рублей. Как говорится — комментарии излишни. Особенно с учётом степени обязательности представителей марёвского «малого бизнеса» в поддержке местного бюджета налоговыми отчислениями, с одной стороны, и уровня материального благосостояния ветеранов‑пенсионеров — с другой.
Необходимость вынесения на Думу следующего вопроса, «О внесении изменений в Положение о денежном содержании и поощрении лиц, занимающих муниципальные должности...», объяснялось уже названной выше причиной — изменениями в структуре администрации района. Утверждение документа прошло без замечаний. Так же, как и другого — о внесении изменений в Положение о бюджетном процессе в Марёвском районе. Суть которых — в изменении формы проведения публичных слушаний: если раньше они могли проходить как в очной, так и в заочной форме, то теперь будут проводиться только в очной. На этот счёт имеется постановление областного правительства.
«Об особенностях составления, рассмотрения и утверждения проекта бюджета муниципального района на 2016 год», — так формулировался очередной вопрос, доложенный председателем комитета финансов. Речь идёт о том, что, в силу сложившихся обстоятельств, власти не могут «заглядывать» в дальнюю перспективу и переходят на формирование бюджетов только на один предстоящий год. Если до этого бюджет формировался на «очередной» и «плановый» период (3 года), то теперь — только на «очередной». В настоящее время идёт работа по формированию районного бюджета‑2016. Первоначально планируемый срок вынесения документа на рассмотрение депутатов — 15 ноября — перенесён на 1 декабря, в связи с задержкой формирования областного бюджета.
Считанные минуты ушли на утверждение изменений, вносимых в Положение о комитете финансов муниципального района. С января 2016‑го он меняет статус, переходя в разряд структурных подразделений райадминистрации, сокращается должность заместителя председателя комитета.
Не возникло у депутатов замечаний и по следующему вопросу, «О согласовании дополнительного норматива отчислений от налога на доходы физических лиц». Поскольку речь шла о простом согласовании принятого «сверху» решения, утверждение и этого документа прошло без «сучка-задоринки» — выше головы не прыгнешь.
И вновь на повестке дня вопрос, связанный с многократно упомянутой выше «реструктуризацией» райадминистрации. Появление в её структуре нового подразделения потребовало и подготовки соответствующего Положения о социальном комитете. Необходимую информацию довела до депутатов заместитель главы администрации района Наталья Голубева.
Социальный комитет, в который вошли отделы соцзащиты населения, образования и культуры, до этого пребывавшие в статусе отраслевых, является юридическим лицом, подчиняется главе района. Возглавляет комитет председатель-заместитель главы райадминистрации. Финансирование нового структурного подразделения осуществляется за счёт субвенций из областного бюджета и средств бюджета района.
Расшифрую информацию. Перспектива объединения отделов обсуждалась с начала года. Посвящённые марёвцы гадали — в какой форме будет проведена реструктуризация. Предполагали, в частности, что в едином отделе будет и один заведующий. Некоторые здравомыслящие земляки и вовсе склоняются к мнению о нецелесообразности существования отделов образования и культуры, приводя аргументацию: на сегодня все учреждения в сфере образования и без того являются юридическими лицами, а клубы и библиотеки также находятся «под крышей» двух юридических лиц — Централизованной клубной системы «Очаг» и Централизованной библиотечной системы (ЦБС), имеющих руководителей. К чему им «надсмотрщики» в лице отделов, не являются ли они лишним промежуточным звеном? Однако, власти думают иначе. В итоге во всех объединённых отделах сохранились должности заведующих, а над ними — ещё и предкомитета. Думается, подобная неповоротливая структура имеет право на жизнь разве что при условии существенного сокращения расходов на её содержание.
(В «кулуарах» думского заседания Наталья Голубева подтвердила: за счёт некоторого сокращения зарплат завотделами и «оптимизации» штатов финансовый эффект от реорганизации составит более 2 миллионов рублей в год. А на мой вопрос о целесообразности создания комитета — вместо простого перевода пребывающих в статусе отраслевых отделов в структуру райадминистрации — пояснила: это делается на случай, если последует дальнейшая «оптимизация» каких-то из этих отделов — социальный комитет как структурное подразделение при этом не пострадает. Тем самым, думается, косвенно подтвердив и вышеозвученные автором публикации сомнения в целесообразности и жизненной необходимости ряда управленческих структур).
Наконец, депутаты приняли решения ещё по двум «техническим» вопросам — единогласно, как и по всем предыдущим. Первый, доложенный заведующей отделом по управлению муниципальным имуществом и природопользованию райадминистрации Еленой Ивановой, касался утверждения Порядка списания муниципального имущества (к которому относится всё движимое и недвижимое имущество, включая основные средства), второй, информацию по которому довела до депутатов Управделами администрации района Вера Козлова, был связан опять-таки с внесением изменений в нормативный правовой акт, в данном случае — в Положение об администрации района. Причина — всё та же реструктуризация.
Под занавес заседания председатель Думы Эдуард Голубев обратился к представителям исполнительной власти с просьбой о разработке и согласовании по месту и времени графика приёма депутатами населения на ближайшую перспективу — декабрь 2015‑го и первое полугодие 2016 года. Просьба была услышана. Вероятно, вышеназванный график будет опубликован и в районной газете.
В развитие темы приёма граждан глава района Олимпиада Ильина сочла необходимым довести до сведения депутатов сопутствующую информацию — о ежегодном Едином дне приёма граждан (в этом году приходящемся на 14 декабря) и другом, «партийном» Едином приёмном дне, инициированном «Единой Россией» (который пройдёт 1 декабря на двух «площадках» — в общественной приёмной партии, расположенной в ЦДО, и в Молвотицком сельском доме культуры). Заодно «проинструктировав» избранников народа на предмет возможных вопросов, которые могут быть адресованы депутатам этим самым народом, и возможных же ответов на них. На взгляд главы района, интерес земляков вызовут перспективы решения проблемы водоснабжения («положение «ВКХ» сложное, проблем много, ситуация тревожная»), ситуация, связанная с повышением тарифов на автопассажирские перевозки («у нас больших изменений, в том числе отмены рейсов, пока не предвидится»), возможные мероприятия в рамках областной программы «Устойчивое развитие сельских территорий» (ремонт дорог) и другие проблемные вопросы.
Полосу подготовил Анатолий КАСАТКИН