Диагноз – не приговор, если рядом те, кто любит и в ответ ждёт заботы и любви
По статистике, каждый пятый житель России (и Новгородский район, понятно, не исключение) – инвалид. Слово некрасивое. И люди «с группой» его стараются не произносить. Они и те, кто с ними связан, дружен, знают, что при этом диагнозе – нравственно и интеллектуально полноценны, вот только физически ограничены, а потому сталкиваются с проблемами, которые препятствуют активной жизни. И все-таки они умеют быть счастливыми...
Как бабушка мамой стала
О Людмиле Норман из деревни Захарьино мне рассказал председатель районной общественной организации молодых инвалидов Илья Кондратьев, когда я попросила познакомить меня с человеком, который не сдался «на милость» болезни и вопреки проблемам со здоровьем каждый свой новый день проживает с радостью. Она – счастливая мама двух сыновей, любимая и любящая супруга. На днях мы встретились с Людмилой и попросили рассказать, как в известной песне, и о любви, и о судьбе...
Родилась Людмила на Украине, в селе Ольгополь Винницкой области, причем задолго до положенного срока. Ее мать в то время и сама-то была почти ребенком (всего 17 лет), оттого роды протекали трудно, и дитя на свет появилось с диагнозом ДЦП (детский церебральный паралич). Люде исполнился годик, когда молодые родители исчезли в никуда, оставив дочь, что называется, на произвол судьбы. С той поры мамой для Люды стала бабушка Лидия Терентьевна, которая ее удочерила и долгие годы согревала малышку своим теплом, учила ходить, говорить, водила и возила по врачам, но медицина оказалась бессильна перед этим недугом. Когда девочка повзрослела и все прихрамывала, бабушка настраивала любимую дочку-внучку на то, чтобы не обращала внимания и не обижалась на злых детей, которые передразнивали ее походку, чтобы принимала себя такой, какая есть. Но самое главное наставление приемной мамы состояло в том, что надо жить с радостью и верить – счастье придет.
К слову, свою кровную мать Люда видела всего два раза в подростковом возрасте, когда семья уже жила в украинском городе Ладыжин. И никаких чувств эти свидания не вызывали, как оставили равнодушными и встречи с отцом.
Вот уже 20 лет прошло, как Людмила вместе с бабушкой и дедушкой переехала в Новгород, несколько лет снимали жилье, а потом купили квартиру в малоэтажке деревни Захарьино Новгородского района, приобрели участок под огород. Люда училась в новгородской специализированной школе дифференциального обучения «Цветик-семицветик», а после окончания поступила на заочное отделение Педагогического колледжа при НовГУ. В студенческие годы девушка подрабатывала в курьерской службе, городском швейном ателье. И еще Люда вступила в общество молодых инвалидов.
Со своим первым мужем она познакомилась на загородной прогулке, которая была организована инициативными, энергичными ребятами из этого объединения. Валерий приехал на пикник вместе с командой волонтеров. В симпатичную, веселую и оптимистичную Людочку влюбился с первого взгляда и вскоре сделал девушке предложение руки и сердца. Однако семейная идиллия длилась недолго. Людмила стремилась продолжать учебу, а муж настаивал на том, чтобы она была домохозяйкой и поскорее родила ребенка. Словом, жизненные планы супругов не совпали и пришлось расстаться. Но развод с дорогим человеком не был последней каплей горя. Ею стала смерть любимой бабушки-мамы. И плюс ко всем бедам – невозможность устроиться на работу. Вот тогда-то Люда впервые остро осознала, что «есть на свете такая штука без имени и без отчества, называется эта штука – одиночество...».
А жизнь брала свое
В прошлое не было возврата, но велика была жажда стать счастливой, всем бедам вопреки. «Ведь должен же быть на свете человек, встреча с которым предначертана судьбой», – убеждала себя Людмила и, как оказалось, была права. Встрепенулась, голову подняла, улыбнулась судьбе и пошла вперед к новой жизни.
Случайный телефонный звонок познакомил ее с Андреем. Она сама пригласила его на первое свидание. Как увидела стройного, высокого парня, тотчас влюбилась. И он тоже сразу попал в сети ее жизнерадостного обаяния. Андрей приезжал в Захарьино, где они вместе бродили по уютным деревенским улочкам, беседовали, смеялись, делились мечтами. А в 2007 году поженились.
Когда Людмила забеременела и пришла на прием в женскую консультацию, то услышала от врачей: «Не выносишь ребенка! Делай аборт!». Но надо знать характер этой молодой женщины. Она привыкла добиваться своего, пусть даже через проблемы, через сомнения и боль. И вот она награда за настойчивость и веру – первенец. Владислав появился на свет крепким и здоровым. Сейчас мальчугану уже восемь лет. Он учится в новгородской православно-ориентированной школе №20 имени святых равноапостольных Кирилла и Мефодия.
Три года назад в семье Норман снова появился малыш. Назвали его Кириллом. Это самый настоящий мамин «хвостик». Пока мы беседовали на кухне, он несколько раз появлялся под разными предлогами, то за блинчиком, то за бутербродом с шоколадным маслом, а на самом деле, из любопытства, конечно.
Самая заветная мечта
Надо сказать, что супруг Людмилы не просто примерный папа и любящий супруг, он еще и настоящий мужчина, ответственный и работящий. Чтобы прокормить семью Андрею приходится «тянуть лямку» на двух работах. А еще недавно он облагородил придомовую территорию в деревне Захарьино. Во дворе много лет стоял старый сарай, который на глазах разваливался и представлял настоящую угрозу для местных ребятишек. Эту постройку Андрей собственноручно разобрал и смастерил из досок новую общественную кладовку для жильцов дома. А еще установил уличную сушилку для белья, смастерил несколько скамеек.
Через несколько дней у Людмилы день рождения. Ей исполнится 35 лет, на вопрос, если бы был у нее седьмой лепесток от волшебного цветка, как в сказке Валентина Катаева, какую мечту он должен был бы исполнить, она ответила: устроиться на работу.
Есть у этой миловидной женщины и образование, и неуемное стремление быть полезной обществу, приумножать достаток семьи. Однако не секрет, что даже несмотря на финансовое содействие со стороны государства (73 тыс. рублей на обустройство рабочего места), работодатели неохотно трудоустраивают инвалидов. Они боятся, что человек с ограниченными физическими возможностями будет работать неполноценно, ему ведь законодательством определен сокращенный рабочий день, увеличенный отпуск. Но опасения-то, по большей части, напрасны. Люди с ограниченными физическими возможностями во многом могут дать фору тем, кто абсолютно здоров, потому что желание трудиться выстрадано и неистребимо.
Пока же Людмила получает только пенсию по инвалидности. Недавно супруги взяли однокомнатную квартиру в ипотеку, добавив к кредиту материнский капитал, так что теперь с деньгами совсем туго. Плюс к тому (или, вернее, минус) еще и то, что ЕДК стала меньше, – рассчитывается на долю инвалида в общей жилплощади. Выручает, конечно, огород в деревне Захарьино, где, кстати, живет и дедушка Люды Иван Калиньевич. Дедуле уже за 80, но крестьянский труд ему по-прежнему по силам. Так что по весне вся семья – и стар и млад – сажает овощи, а осенью собирает урожай. А заботливая мамочка делает припасы на зиму для своих мужчин. Однако на одной картошке и морковке не проживешь...
Никто, к сожалению, не застрахован от того, чтобы в какой-то день и час оказаться вдруг инвалидом. И седьмой лепесток ни к кому не прилетит. Поэтому и надежда у Людмилы, как и у всех людей с ограниченными возможностями здоровья, только на себя, свою семью и еще на закон, гарантирующий каждому право на труд.
Светлана ЛАПТИЙ
Фото автора