Судя по недавним заявлениям государственных мужей, россиянам всё же предстоит сколь нежелательная, столь же и малопопулярная у нас перспектива повышения пенсионного возраста.
Тема более позднего выхода на пенсию в нашей стране «обсасывается» не первый год. С разной степенью успеха для инициаторов искусственного омоложения нации. Ориентир для наших продвинутых чиновников — цивилизованные страны Запада, где давно практикуется возраст выхода на пенсию не раньше 65 лет. Где-то он и выше. Причём, во многих странах в плане пенсионного возраста не существует различий по гендерному признаку — мужчины и женщины выходят на пенсию в одних годах.
Россия до сего времени сохраняла льготное наследство СССР — у нас, как известно, щадящий возраст выхода на пенсию, у мужчин составляющий 60 лет, а у женщин — и вовсе 55. Это не даёт покоя отечественным «реформаторам», постоянно бубнящим: надо приближаться к западным стандартам! Забывающим при этом о других стандартах, которые у нас с ними разные. В первую очередь о том, что в развитых странах (к которым мы себя сегодня причисляем, на мой взгляд, без весомых на то оснований — имея ввиду уровень благосостояния и качество жизни населения) средняя продолжительность жизни на 10–15 лет больше, чем у россиян, и, соответственно, их «возраст дожития» значительно выше нашего.
Есть у нас и другая «ахиллесова пята» — приличный разрыв в продолжительности жизни мужчин и представительниц прекрасного пола — последние, судя по данным статистики, живут в среднем на 13 лет больше. И в смысле сказанного напрашивается вывод о некой ущербности принятого у нас «нормативного» возраста выхода на пенсию, на которую женщины отправляются на 5 лет раньше, едва ли не в расцвете сил. При средней-то продолжительности жизни лет на 13 больше. (К слову. В большинстве развитых стран для мужчин и женщин установлен одинаковый пенсионный возраст. В их числе — США, Франция, Япония, Германия, Бельгия, Дания, Италия, Голландия, Канада, Португалия). Не в обиду женщинам будь сказано, но здравой логики в российском нормативе не просматривается — кроме разве что уважения к заслугам представительниц «слабого пола», в реальной нашей жизни — как раз сильного, в сравнении с номинально наделённым этим статусом вымирающим видом. А как сказать иначе, если добрая половина мужчин в нашем «цивилизованном» государстве не доживает до пенсионного возраста?
Тем удивительнее, насколько неэффективной и бесперспективной оказалась российская система пенсионного страхования, пришедшая на смену советской государственной системе пенсионного обеспечения: даже при том, что не доживающие до пенсионного возраста или успевающие всего-то несколько раз получить заслуженные ежемесячные пособия не используют перечисленные за них в общую копилку страховые взносы, Пенсионный фонд всё равно остаётся недееспособным, нуждающимся в постоянном вливании бюджетных средств. Думается, одна из вероятных причин этого, кроме арифметических просчётов, кроется в неэффективном использовании громадных средств или использовании их не по прямому назначению.
А тут и финансово-экономический кризис заставляет затягивать пояса. И в создавшейся обстановке государство не находит ничего лучшего, как урезание расходов на пенсионное обеспечение граждан, используя для этого такие непопулярные рычаги, как секвестр ежегодной индексации пенсионных пособий и увеличение возраста выхода на пенсию.
О последней из названных «перспектив», долгое время находившейся в «подвешенном состоянии», в стадии обсуждения, наконец, заговорили всерьёз. Сам премьер Дмитрий Медведев недавно сделал с телеэкрана соответствующее заявление. Пора, мол, и нам поднимать возрастную планку выхода на пенсию, ориентируясь на развитые страны, ведь продолжительность жизни землян увеличивается — статистика тому весомое подтверждение. Не знаю, как с этим на Западе, но статистические данные, свидетельствующие об увеличении продолжительности жизни россиян, вызывают большие сомнения. Как-то и не разглядеть этот позитив. Или «большое видится на расстоянии?»
Так или иначе, но российский премьер своим заявлением, по сути, дал старт подготовке реформы по повышению пенсионного возраста соотечественников. Но не резко, а постепенно, на полгода в год. И не для всех сразу. Начать решено с государственных служащих, для которых возраст выхода на пенсию постепенно увеличат, с перспективой до 65 лет.
Кстати. В повышении пенсионного возраста для чиновников есть, на мой взгляд, не только минусы, но и плюсы. Минус — они не смогут в течение нескольких лет работы получать пенсионные пособия. А плюс — повышение планки выхода на пенсию даёт им право на законных основаниях продлить трудовую деятельность. Как показывает практика, расставаться с «любимой работой» служащие, достигшие пенсионного возраста, не спешат. Да и возможность заработать на вторую пенсию — не самая плохая перспектива.
Ну а потом и до других «категорий населения» очередь дойдёт. В этом не оставляет сомнений заявление Медведева: «Повышение пенсионного возраста неизбежно, и готовиться к нему должны все». Правда, инициатива Минфина, которую и озвучил премьер, ещё не обрела форму закона, но это — вопрос времени, и не столь отдалённого. По сообщениям государственных СМИ, Госдума намеревалась принять соответствующее решение ещё в ноябре, да более актуальные проблемы, связанные с угрозой терроризма, вынудили перенести рассмотрение непопулярного законопроекта. Но, с большой долей вероятности, парламентарии примут закон ещё до конца этого года. Если власти сказали «А», скажут и «Б»...
Анатолий КАСАТКИН
Фото автора