Среда, 30 октября 2024

Редакция

«Изобретение бывшего владельца следует рассмотреть...»

Историю Малой Вишеры издавна принято связывать с железной дорогой и стекольным производством. Но есть ещё одна отрасль хозяйства, которая в последние годы выходит на первый план, – лесопереработка. Сегодня в ней лидирует австрийское предприятие «Хасслахерлес», которое создало замкнутый цикл – от лесопосадок до превращения опилок в топливные гранулы. В недалёком будущем свою нишу должен занять отечественный «Буллит». Люди старшего возраста помнят их предшественников: леспромхоз, межхозяйственный лесхоз, совхозные лесопилки. А в Государственном архиве Новгородской области сохранились документы ещё более ранней поры. Они дают представление о состоянии деревообработки в Маловишерском уезде почти сто лет назад.

В начале ХХ века среди всех отраслей промышленности губернии деревообрабатывающая занимала первое место – по числу фабрик и заводиков, работавших на нужды местного населения: лесопильное, фанерное, стружечное, бондарное, ящичное производство, смолокурение, сухая перегонка дерева. 102 года назад из 142 предприятий Новгородской губернии 61 занималось лесом.
После революции 1917 года управлять лесозаготовкой и лесопереработкой начал Губернский лесной комитет. Первой его задачей стала национализация предприятий. Прежде чем отнять собственность у тех, кто её создавал, следовало её пересчитать. К этому времени отрасль уже усохла до 55 предприятий, из которых 24 к тому же простаивали. Секция деревообделочного производства Губсовнархоза получила из Москвы циркуляр с 36 вопросами, ответы на которые и дают нам возможность узнать о маловишерских лесопереработчиках. 10 марта 1919 года в уезде действующими числились «Топорок» (бывший Родзянко лесопильный завод)», «Русская Фанера» (фанерная фабрика)» и «Ершовой стружечная фабрика», ещё пять заводов стояли. «Русская Фанера» выделывала «фанеру и фабрикаты из неё: баулы, сиденья к стульям, барабанцы и коробки». От Военного ведомства принимались заказы на «изготовление обоза, инженерного имущества, мебели и иного оборудования казарменного и палаточного расположения войск, а от Правительственных учреждений гражданского ведомства заказы на канцелярскую мебель, на санитарно-врачебную мебель и на чертёжные доски».

Адреса предприятий в этом отчёте не указаны. Зато чиновники того времени не пытались приукрашивать действительность и собственную деятельность. Вопрос: «Произведено ли обследование предприятий?». Ответ: «Обследование предприятий в большинстве не произведено». Вопрос: «Обеспечены ли предприятия сырьевым лесом»? Ответ: «Почти все деревообделочные заводы не могут быть обеспечены местными лесозаготовительными Отделами Совнархозов». Вопрос: «Обеспечены ли предприятия заказами»? Ответ: «Заказами не обеспечены из-за отсутствия сырых материалов». Вопрос: «Имеется ли потребность в новых заводах»? Ответ: «В новых заводах потребности нет вследствие отсутствия возможности заготовки сырья, а также обеспечить продовольствием массу рабочих и их семейств».

Из отчёта от 26 июля 1919 года известно, что в Маловишерском уезде осталось только два работающих завода – «Топорок» и «бывший Иванова». Причём «Топорок» получил 200000 рублей финансирования. Он участвовал в изготовлении для «158 Головного Эвакуационного Пункта 450 топчанов, 100 столов и 10 скамеек. А для Новгородского Уездного Комиссариата по военным делам – 176 нар». В докладе Деревообрабатывающего отдела Гублескома Съезду Советов Новгородской губернии отмечалось, что «на заводе «Топорок» приступлено к выработке 50000 пудов древесной стружки, 16000 ружейных болванок, 18545 упряжных вальков к постромкам, а 85000 палаточных приколышей уже сданы Петроградскому Отделу Военных заготовок».

К осени 1919 года работа Деревообрабатывающего отдела Гублескома значительно осложнилась: «из пяти работавших в отделе техников трое взяты в Губтоп, делопроизводитель отсутствовал (взят заложником), наступление белогвардейцев вызвало уход на фронт заведующего, служащие на некоторое время были привлечены к окопным работам, а затем к выгрузке дров». Но всё же и в очередном отчёте вновь есть упоминание Маловишерского уезда: «завод быв. Иванова у Мстинского Моста подготовлен к распиловке дров».

В архиве сохранился также недатированный список лесопильных заводов губернии, и в нём уже совсем другой расклад, но зато указано месторасположение предприятий: «Лесопильный и стружечный завод «Топорок», 3 рамы, стоит; лесопильный завод Н.В. Иванова (Мстинский Мост), 2 рамы, работает; лесопильный завод Н.В. Иванова (Бурга) стоит; лесопильный завод Кузнецова (имение Никольское, Малая Вишера), 1 рама, стоит; стружечная фабрика Ершова на станции Веребье закрыта». Работали или нет лесопильный завод «при Петроградской Лесной Конторе (адрес в Малой Вишере не уточняется) и лесопильный завод Курженкова в Большой Вишере, в этом документе не говорится.

Из доклада инженера Ильи Перла Правительственному Правлению* деревообрабатывающих заводов об обследовании заводов Маловишерского уезда
Малая Вишера, 26 июля 1919 года

Сегодня я был на станции Веребье, мне удалось посмотреть только мельницу Ершовой с двумя стружечными станками, на завод Гессе мне не удалось попасть из-за отсутствия лошадей, но кое-какие сведения мне всё-таки удалось собрать, которые считаю нелишним сообщить Вам. На мельнице Ершовой, которая до будущей весны не сможет вырабатывать стружки, так как будет занята размолом (одновременно работать на мельнице и по производству стружки нельзя из-за недостатка энергии), имеются 2 финских станка, нуждающиеся в ремонте – покупке плиты одного станка, замене медных червяков, приобретении запасных ножей и резцов для гребёнок.
2 немецких станка имеются на заводе Гессе (8 вёрст от станции Веребье), состояние их в отношении необходимости того или иного ремонта мне неизвестно, но знаю, что локомобиль лишён медных частей, так что пустить завод сразу нельзя. Кроме того на той же станции Веребье имеются в 9 верстах от станции, в дер. Инёво, на водяной мельнице Николаева 2 станка для стружки.

Если бы Вам удалось найти среди своих заводов какой-нибудь, где 1) можно было бы установить все 6 этих станков, 2) сырьё в виде осины было бы близко от завода и 3) близко было бы до станции железной дороги или реки, по которой можно сплавить судно со стружкой для дальнейшей переотправки, то это было бы более чем кстати, так как нужда в стружке была и до сих пор сильна, а теперь, в связи с вспыхнувшей эпидемией холеры, она колоссальна. Конечно, необходимо предварительно осмотреть станки, что Вы могли бы поручить Вашему технику, списавшись с нами. Если в принципе ничего не имеете против этого, то я просил бы срочно провести всё это и о последующем уведомить меня в Райлескоме*.

В ожидании скорого ответа от Вас остаюсь с товарищеским приветом И. Перл.

Имя конкретного лица, которому было предназначено послание, в документе не упоминается, но тенденция налицо: желание что-нибудь имеющее ценность куда-нибудь непременно перевезти, неискоренимо. Ситуация 96-летней давности повторилась в этом году. Весной идея вывезти оборудование завода «Электроаппарат» в Торжок на вагоностроительный завод возникла у молодых антикризисных менеджеров, представляющих новых владельцев обоих предприятий. Производственники с «ТорВЗ» идею тогда не поддержали.

Не была в своё время осуществлена и идея петроградского инженера Перла.

Доклад техника-строителя А.А. Каца Правительственному Правлению деревообрабатывающих заводов об осмотре стружечного завода в деревне Инёво
5 ноября 1919 года

При осмотре мною стружечного завода при деревне Инёво нашёл следующее: завод можно пустить через неделю при небольшом ремонте. На заводе имеется два станка, приводимые в действие водною энергией, где производится стружки 70 пудов в день. При заводе имеются специальные осиновые дрова, окорённые в нужном количестве, часть из них находится под навесом около 70 кубов.

Расход на рабочую силу в размере 756 рублей в день, а выработка стружки в день 70 пудов по 30 рублей за пуд, итого 2100 рублей, получается 1344 руб., выручаемых в день, не считая доставки на вокзал. Видя всю выгоду данного предприятия, прошу Правительственное Правление Заводов отпустить мне соответствующий аванс для пуска завода.
Техник-строитель Гублескома А. Кац.

11 декабря 1919 года появился ещё один доклад

«После пожара в 1915 году фабрика частично восстановлена... Рабочая сила – водопад; падение воды – 4 сажени. В настоящее время завод ремонтируется. Исправлено с заменой плиц осевшее на бок колесо, повлекшее за собой постройку, закрывающую его. Починена плотина, загружена камнями и мохом, также исправлен деревянный отвод воды – русло.

Завод может оправдать затраты на ремонт, так как имеет даровую двигательную силу. Автоматический пресс – изобретение бывшего владельца следует рассмотреть и применить на других заводах, как дающий большую экономию в рабочей силе и прессующий стружку до двух с небольшим пудов кипы».
(Подпись автора неразборчива)

В январе 1920 года на съезде Советов Народного хозяйства было принято решение о создании единой системы управления промышленностью РСФСР. Все предприятия страны были поделены на три группы. В первую вошли наиболее крупные предприятия, которым предстояло выполнять задачи общегосударственного значения. Во вторую группу – заводы, обслуживающие нужды губернского масштаба, в третью – местного. В результате 10 лучших деревообрабатывающих заводов губернии были переданы в ведение Петроградского районного управления деревообрабатывающей промышленности – Рудрепром. В их числе оказались завод Родзянко «Топорок», завод «Русская Фанера» (имение Березовая Маловишерского уезда) и Стружечная фабрика Ершовой (Ершова) в Веребье.

Архивные документы читала
Валентина БАЗАНОВА

«МВ» искренне благодарит заведующую архивным отделом администрации Маловишерского района Любовь НЕЦЕВУ за неоценимую помощь в подготовке материала.

* Правительственное Правление деревообрабатывающих заводов Новгородской губернии было образовано в мае 1919 года по распоряжению Северного районного лесного комитета (Райлеском базировался в Петрограде). Оно полностью дублировало деятельность Гублескома. Параллельные структуры откровенно мешали друг другу и работе заводов.

РЕКЛАМА

Еще статьи

Наши любители спорта без труда назовут по именам всех своих земляков, играющих в петербургской команде «Холм»

Так решили земляки

В первой лиге первенства Санкт-Петербурга по мини-футболу играет команда с названием «Холм»

Птичий уголок

«Гусиный дворик» встретит гостей турбазы в Новгородском районе

Серебряные клюковки

Всего один победный балл отделил команду Поддорского муниципального района от золота областной интеллектуально-развлекательной игры-квиза «Серебряный эрудит»

РЕКЛАМА

РЕКЛАМА