Воскресенье, 08 февраля 2026

Редакция

«Изобретение бывшего владельца следует рассмотреть...»

Историю Малой Вишеры издавна принято связывать с железной дорогой и стекольным производством. Но есть ещё одна отрасль хозяйства, которая в последние годы выходит на первый план, – лесопереработка. Сегодня в ней лидирует австрийское предприятие «Хасслахерлес», которое создало замкнутый цикл – от лесопосадок до превращения опилок в топливные гранулы. В недалёком будущем свою нишу должен занять отечественный «Буллит». Люди старшего возраста помнят их предшественников: леспромхоз, межхозяйственный лесхоз, совхозные лесопилки. А в Государственном архиве Новгородской области сохранились документы ещё более ранней поры. Они дают представление о состоянии деревообработки в Маловишерском уезде почти сто лет назад.

В начале ХХ века среди всех отраслей промышленности губернии деревообрабатывающая занимала первое место – по числу фабрик и заводиков, работавших на нужды местного населения: лесопильное, фанерное, стружечное, бондарное, ящичное производство, смолокурение, сухая перегонка дерева. 102 года назад из 142 предприятий Новгородской губернии 61 занималось лесом.
После революции 1917 года управлять лесозаготовкой и лесопереработкой начал Губернский лесной комитет. Первой его задачей стала национализация предприятий. Прежде чем отнять собственность у тех, кто её создавал, следовало её пересчитать. К этому времени отрасль уже усохла до 55 предприятий, из которых 24 к тому же простаивали. Секция деревообделочного производства Губсовнархоза получила из Москвы циркуляр с 36 вопросами, ответы на которые и дают нам возможность узнать о маловишерских лесопереработчиках. 10 марта 1919 года в уезде действующими числились «Топорок» (бывший Родзянко лесопильный завод)», «Русская Фанера» (фанерная фабрика)» и «Ершовой стружечная фабрика», ещё пять заводов стояли. «Русская Фанера» выделывала «фанеру и фабрикаты из неё: баулы, сиденья к стульям, барабанцы и коробки». От Военного ведомства принимались заказы на «изготовление обоза, инженерного имущества, мебели и иного оборудования казарменного и палаточного расположения войск, а от Правительственных учреждений гражданского ведомства заказы на канцелярскую мебель, на санитарно-врачебную мебель и на чертёжные доски».

Адреса предприятий в этом отчёте не указаны. Зато чиновники того времени не пытались приукрашивать действительность и собственную деятельность. Вопрос: «Произведено ли обследование предприятий?». Ответ: «Обследование предприятий в большинстве не произведено». Вопрос: «Обеспечены ли предприятия сырьевым лесом»? Ответ: «Почти все деревообделочные заводы не могут быть обеспечены местными лесозаготовительными Отделами Совнархозов». Вопрос: «Обеспечены ли предприятия заказами»? Ответ: «Заказами не обеспечены из-за отсутствия сырых материалов». Вопрос: «Имеется ли потребность в новых заводах»? Ответ: «В новых заводах потребности нет вследствие отсутствия возможности заготовки сырья, а также обеспечить продовольствием массу рабочих и их семейств».

Из отчёта от 26 июля 1919 года известно, что в Маловишерском уезде осталось только два работающих завода – «Топорок» и «бывший Иванова». Причём «Топорок» получил 200000 рублей финансирования. Он участвовал в изготовлении для «158 Головного Эвакуационного Пункта 450 топчанов, 100 столов и 10 скамеек. А для Новгородского Уездного Комиссариата по военным делам – 176 нар». В докладе Деревообрабатывающего отдела Гублескома Съезду Советов Новгородской губернии отмечалось, что «на заводе «Топорок» приступлено к выработке 50000 пудов древесной стружки, 16000 ружейных болванок, 18545 упряжных вальков к постромкам, а 85000 палаточных приколышей уже сданы Петроградскому Отделу Военных заготовок».

К осени 1919 года работа Деревообрабатывающего отдела Гублескома значительно осложнилась: «из пяти работавших в отделе техников трое взяты в Губтоп, делопроизводитель отсутствовал (взят заложником), наступление белогвардейцев вызвало уход на фронт заведующего, служащие на некоторое время были привлечены к окопным работам, а затем к выгрузке дров». Но всё же и в очередном отчёте вновь есть упоминание Маловишерского уезда: «завод быв. Иванова у Мстинского Моста подготовлен к распиловке дров».

В архиве сохранился также недатированный список лесопильных заводов губернии, и в нём уже совсем другой расклад, но зато указано месторасположение предприятий: «Лесопильный и стружечный завод «Топорок», 3 рамы, стоит; лесопильный завод Н.В. Иванова (Мстинский Мост), 2 рамы, работает; лесопильный завод Н.В. Иванова (Бурга) стоит; лесопильный завод Кузнецова (имение Никольское, Малая Вишера), 1 рама, стоит; стружечная фабрика Ершова на станции Веребье закрыта». Работали или нет лесопильный завод «при Петроградской Лесной Конторе (адрес в Малой Вишере не уточняется) и лесопильный завод Курженкова в Большой Вишере, в этом документе не говорится.

Из доклада инженера Ильи Перла Правительственному Правлению* деревообрабатывающих заводов об обследовании заводов Маловишерского уезда
Малая Вишера, 26 июля 1919 года

Сегодня я был на станции Веребье, мне удалось посмотреть только мельницу Ершовой с двумя стружечными станками, на завод Гессе мне не удалось попасть из-за отсутствия лошадей, но кое-какие сведения мне всё-таки удалось собрать, которые считаю нелишним сообщить Вам. На мельнице Ершовой, которая до будущей весны не сможет вырабатывать стружки, так как будет занята размолом (одновременно работать на мельнице и по производству стружки нельзя из-за недостатка энергии), имеются 2 финских станка, нуждающиеся в ремонте – покупке плиты одного станка, замене медных червяков, приобретении запасных ножей и резцов для гребёнок.
2 немецких станка имеются на заводе Гессе (8 вёрст от станции Веребье), состояние их в отношении необходимости того или иного ремонта мне неизвестно, но знаю, что локомобиль лишён медных частей, так что пустить завод сразу нельзя. Кроме того на той же станции Веребье имеются в 9 верстах от станции, в дер. Инёво, на водяной мельнице Николаева 2 станка для стружки.

Если бы Вам удалось найти среди своих заводов какой-нибудь, где 1) можно было бы установить все 6 этих станков, 2) сырьё в виде осины было бы близко от завода и 3) близко было бы до станции железной дороги или реки, по которой можно сплавить судно со стружкой для дальнейшей переотправки, то это было бы более чем кстати, так как нужда в стружке была и до сих пор сильна, а теперь, в связи с вспыхнувшей эпидемией холеры, она колоссальна. Конечно, необходимо предварительно осмотреть станки, что Вы могли бы поручить Вашему технику, списавшись с нами. Если в принципе ничего не имеете против этого, то я просил бы срочно провести всё это и о последующем уведомить меня в Райлескоме*.

В ожидании скорого ответа от Вас остаюсь с товарищеским приветом И. Перл.

Имя конкретного лица, которому было предназначено послание, в документе не упоминается, но тенденция налицо: желание что-нибудь имеющее ценность куда-нибудь непременно перевезти, неискоренимо. Ситуация 96-летней давности повторилась в этом году. Весной идея вывезти оборудование завода «Электроаппарат» в Торжок на вагоностроительный завод возникла у молодых антикризисных менеджеров, представляющих новых владельцев обоих предприятий. Производственники с «ТорВЗ» идею тогда не поддержали.

Не была в своё время осуществлена и идея петроградского инженера Перла.

Доклад техника-строителя А.А. Каца Правительственному Правлению деревообрабатывающих заводов об осмотре стружечного завода в деревне Инёво
5 ноября 1919 года

При осмотре мною стружечного завода при деревне Инёво нашёл следующее: завод можно пустить через неделю при небольшом ремонте. На заводе имеется два станка, приводимые в действие водною энергией, где производится стружки 70 пудов в день. При заводе имеются специальные осиновые дрова, окорённые в нужном количестве, часть из них находится под навесом около 70 кубов.

Расход на рабочую силу в размере 756 рублей в день, а выработка стружки в день 70 пудов по 30 рублей за пуд, итого 2100 рублей, получается 1344 руб., выручаемых в день, не считая доставки на вокзал. Видя всю выгоду данного предприятия, прошу Правительственное Правление Заводов отпустить мне соответствующий аванс для пуска завода.
Техник-строитель Гублескома А. Кац.

11 декабря 1919 года появился ещё один доклад

«После пожара в 1915 году фабрика частично восстановлена... Рабочая сила – водопад; падение воды – 4 сажени. В настоящее время завод ремонтируется. Исправлено с заменой плиц осевшее на бок колесо, повлекшее за собой постройку, закрывающую его. Починена плотина, загружена камнями и мохом, также исправлен деревянный отвод воды – русло.

Завод может оправдать затраты на ремонт, так как имеет даровую двигательную силу. Автоматический пресс – изобретение бывшего владельца следует рассмотреть и применить на других заводах, как дающий большую экономию в рабочей силе и прессующий стружку до двух с небольшим пудов кипы».
(Подпись автора неразборчива)

В январе 1920 года на съезде Советов Народного хозяйства было принято решение о создании единой системы управления промышленностью РСФСР. Все предприятия страны были поделены на три группы. В первую вошли наиболее крупные предприятия, которым предстояло выполнять задачи общегосударственного значения. Во вторую группу – заводы, обслуживающие нужды губернского масштаба, в третью – местного. В результате 10 лучших деревообрабатывающих заводов губернии были переданы в ведение Петроградского районного управления деревообрабатывающей промышленности – Рудрепром. В их числе оказались завод Родзянко «Топорок», завод «Русская Фанера» (имение Березовая Маловишерского уезда) и Стружечная фабрика Ершовой (Ершова) в Веребье.

Архивные документы читала
Валентина БАЗАНОВА

«МВ» искренне благодарит заведующую архивным отделом администрации Маловишерского района Любовь НЕЦЕВУ за неоценимую помощь в подготовке материала.

* Правительственное Правление деревообрабатывающих заводов Новгородской губернии было образовано в мае 1919 года по распоряжению Северного районного лесного комитета (Райлеском базировался в Петрограде). Оно полностью дублировало деятельность Гублескома. Параллельные структуры откровенно мешали друг другу и работе заводов.

РЕКЛАМА

Еще статьи

Счастье — быть вместе

Счастье — быть вместе

У семьи Ивана и Веры Мельниковых из деревни Белая Гора Новгородского округа в 2026 году сразу три юбилея.

Дорогою добра

Дорогою добра

В рамках акции «Софийский десант» в Демянском округе работали студенты из отряда «Богатырь».

На месте детей

На месте детей

В Новгородском округе родители будущих выпускников прошли итоговое собеседование по русскому языку.

Передольский пример

Передольский пример

Надои в десять с половиной килограммов на корову стали привычными для животноводов ООО «Передольское».

Музыка — удовольствие и лекарство от хандры

Музыка — удовольствие и лекарство от хандры

Число конкурсов, лауреатом которых только за последние два года стал стипендиат главы Чудовского округа Егор Прусов, внушительно даже для взрослого.

Под строгим контролем

Под строгим контролем

В детском саду № 5 «Солнышко» посёлка Крестцы стартовал долгожданный капитальный ремонт.

О! Несравненная Солоха!

О! Несравненная Солоха!

В деревне Менюша Шимского округа Святки завершились постановкой сцен из знаменитого произведения Гоголя «Вечера на хуторе близ Диканьки».

Идём кататься!

Идём кататься!

Многие даже не догадываются, насколько опасна популярная зимняя забава. Для безопасного катания на ватрушке нужно помнить важные правила.

От постройки до восстановления

От постройки до восстановления

Церковь преподобного Антония Великого в деревне Шишково в январе этого года отметила 100-летний юбилей.

РЕКЛАМА

РЕКЛАМА

РЕКЛАМА

РЕКЛАМА