До каких пор лесозаготовители будут гробить наши дороги и что с этим делать? И только ли лесозаготовители виноваты?
Похоже, вопросы эти стали риторическими: сколько копий уже сломано, а воз и ныне там. В администрации района в очередной раз предприняли попытку разобраться в ситуации. Рейд, организованный в прошлую пятницу в деревню Гладь, должен, по мысли его организаторов, стать началом большой планомерной работы.
Поводом для поездки послужила жалоба одного из жителей деревни на действия лесозаготовителей. Есть письмо, следовательно, есть основание для рейда. Хотя в администрации поправляют: не рейда, а посещения с одной целью: убедиться, что всё написанное соответствует действительности. А вот когда достаточная доказательная база будет собрана, тогда уже можно будет встретиться всем заинтересованным лицам и расставить точки над «i». Тем более что подобные рейды планируются и в других поселениях.
Итак, кто виноват и что делать? Ответить на эти вопросы оказалось делом непростым. Я, например, пожалела, что не взяла с собой рулетки…
А кто его знает…
Что имеем? Разбитую дорогу и свеженькую древесину на её обочине в деревне Гладь. Вопрос: чей лес? К кому претензии предъявлять в виде актов? Наивный читатель скажет: ясно чей, того, кто в этих местах лес рубит. А вот и нет. Дело в том, что лесозаготовители или арендаторы, как правило, сами лес не вывозят, а заключают договоры с перевозчиками. Из чего следует, что отвечают они только за свою непосредственную деятельность – лесозаготовки. А уж как вывозят и где складируют, это не к ним.
Наиболее въедливые граждане скажут: поймать машину с лесом и всю нужную информацию из водителя вытрясти. Не тут-то было! Зачастую и сам водитель не знает, чей лес везёт. Фирм много, владельцев тоже – поди разбери. Но, думается, разобраться можно, было бы желание. Например, как предложил один из участников рейда, подогнать машину и начать грузить сваленный на обочине лес. Вот тогда и хозяин сразу найдётся. Почему бы и нет?
Вопрос второй: чья территория? Кто, собственно, должен предъявлять претензии? Попробуем разобраться. Ширина дороги с обочинами здесь, в деревне, составляет восемь метров. Вот тут-то я и пожалела, что не взяла с собой рулетку. Представитель «Новгородавтодора» поспешил откреститься: дескать, это точно территория поселения. Глава поселения с этим не согласен: трудно на глаз определить ширину, тем более что дорога давно потеряла первоначальный свой вид, размыта и разбита, но если ориентироваться на канавы, которые и являются своего рода границей, то лес лежит как раз на обочине.
А между тем…
А между тем полезно будет ознакомиться с одним из пунктов государственного контракта, заключённого ГОКУ «Новгородавтодор» (Заказчик) с ООО «Доркомсервис» (Подрядчик) 22 января 2015 года. Из него следует, что:
– Подрядчик (ООО «Доркомсервис») обязуется: обеспечить сохранность дорог и сооружений на них, их экологическую безопасность. Принимать необходимые меры по сохранности дорог от повреждений, вызванных несанкционированной прокладкой инженерных коммуникаций, порчи дорожных знаков, проезда транспортных средств с общей массой и нагрузкой на ось, превышающих допустимые значения.
Для взыскания убытков с лиц, чьи действия (бездействие) повлекли ухудшение транспортно-эксплуатационного состояния автомобильной дороги и сооружений на них, принимать все необходимые меры по документальному фиксированию нанесения таких повреждений с последующей подачей заявления о выявленных дефектах элементов автомобильной дороги в органы внутренних дел Министерства внутренних дел РФ по месту нахождения дороги. От имени Заказчика подавать заявление и совершать иные действия в правоохранительных органах, на основании выдаваемых Заказчиком доверенностей, в случае причинения ущерба имуществу Заказчика, в том числе по документальному фиксированию нанесения таких повреждений с последующей передачей этих документов в правоохранительные органы, вызванных незаконными действиями юридических и (или) физических лиц.
А что скажет представитель ГИББД, к которому апеллируют в данном контракте дорожники?
– За дорогой следит собственник, – комментирует старший государственный инспектор безопасности дорожного движения, капитан полиции Евгений Лашманов. – Нужно учитывать растущую нагрузку и интенсивность движения. Ежегодно просто с пылью улетает до 3 сантиметров дорожного покрытия. А если мы все знаем, что по дороге ходят большегрузы, значит, нужен капитальный ремонт. Из каких материалов сделана дорога? По этой дороге в распутицу даже легковым автомобилям ездить нельзя.
Представитель собственника, как факир, достаёт нужную бумажку:
– С целью принятия мер к лесозаготовителям, загрязняющим и повреждающим автомобильные дороги, необходимо обращаться в органы государственной инспекции по безопасности дорожного движения.
Сказка про белого бычка
Приходится констатировать, что пока мы никуда не продвинулась в нашем желании найти виновных и ответственных. Но есть дорога, состояние которой далеко от идеального, и есть древесина, свеженькая, только что из леса и прямо на обочине. Но чей это лес?
По данным лесничества, в этих местах работают на заготовках две организации: «Сантекс» и «Финекс», но последняя, по словам того же представителя лесничества, свою деятельность, вроде бы, свернула. Нам удалось получить комментарий заместителя директора «Сантекса» Виктории Степаненко. По её словам, их организация не только вывозом не занимается, а и, собственно лесозаготовкой. В своё время, рассказала она нам, приходилось и в ремонт дороги вкладываться, и попутно решать другие проблемы. Например, серьёзной угрозой для дорог были и остаются бобровые плотины.
Об этой беде слышать уже приходилось. Канавы вдоль дорог не чистят, вода не уходит. Дорога подмывается, разрушается. А бобры начинают заниматься прямым своим делом – плотины строить.
Канавы зарастают не то что кустарником, а и деревьями. И это серьёзная проблема. А вот несанкционированные съезды – это уже дело рук лесозаготовителей, вернее, перевозчиков. Съезды нужно для начала оборудовать по всем правилам и узаконить, считает представитель ГИБДД. Но это потребует вложений. А вкладываться никто не хочет: ни собственники дороги, ни лесозаготовители. Опять пошли по кругу.
Плачу налоги. А где дороги?
Так вправе сказать лесозаготовители. И с этим трудно не согласиться. Да, платят. И могут рассчитывать на то, что налоги эти вернутся в виде ремонта дорог. Здесь можно только развести руками и сказать: деньги где-то, видимо, есть, но, увы, не про нашу честь.
А что же с весовым контролем, о котором так давно и так много говорят? Тут тоже не всё просто. Должна быть организована специальная площадка для взвешивания транспортных средств. Ключевое слово здесь – площадка. И опять всё у нас упирается в дефицит средств.
Вот и получается, что контроль вроде бы есть: и знаки ставят, и акты составляют, но, по сути, его нет, так как нет элементарных условий для контроля. И сотрудники ГИБДД этот факт признают.
Не могу не согласиться с главой Грузинского поселения Игорем Максимовым:
– Проблему можно решать только сообща. Работники лесничества должны отвечать за те работы, что ведутся в лесу. Дорожники следить за дорогой. Давайте выходить на Правительство области. Если нужно, давайте менять законодательство, чтобы можно было привлечь к ответственности тех, кто продолжает гробить наши дороги. Люди не должны страдать.
Вместо послесловия
Из Глади мы поехали в деревню Рогачи. Совсем недавно там выполнен капитальный ремонт участка дороги Круг – Рогачи, который обошёлся бюджету в 68 миллионов рублей. Мы уже рассказывали о том, что лесовозы не переставали курсировать по дороге даже во время проведения работ.
Теперь, по отремонтированной дороге, большегрузы не ездят – летят. В деревне Круг мы увидели свежий лес. Понятно, что заготовки и движение лесовозов продолжатся. Что будет с дорогой, одному Богу известно. А будем помнить, что капитально отремонтирован только участок. До Круга дорогу только поддерживали в более-менее нормальном состоянии. Если она станет непроезжей, тогда отремонтированный участок будет отрезан от основной магистрали.
Нагнали жути, скажете вы. Да хорошо бы, чтобы наш скепсис уступил место позитиву. Поверьте: мы и сами будем рады, если всё у нас начнёт налаживаться. Вопрос только, когда? Почему никто у нас ни за что отвечать не хочет?
Светлана ЩЁГОЛЕВА, фото автора
Опубликовано в газете "Родина" от 10 декабря 2015 года