Среда, 30 октября 2024

Редакция

Звонкая судьба

В посёлке Пролетарий полным ходом идёт работа по созданию музея «Фарфоровый перезвон»

Напомним, Пролетарский районный Дом культуры и досуга стал одним из победителей Всероссийского конкурса проектов малых городов и сел «Культурная мозаика-2015», предложив не только выставить на обозрение новгородцев и гостей региона творения пролетарских фарфористов, которые пока хранятся в районной администрации, но и воссоздать историю утраченного завода в фактах и лицах. Сегодня мы познакомим вас с ветераном труда Евгенией Оточкиной, которая сорок лет отдала фарфоровому производству.

Известная фамилия

Сразу скажу, что и супруг моей новой знакомой Валерий Константинович, его брат Владимир, сестра Тамара много лет трудились на заводе. Так что целая славная династия фарфористов Оточкиных получается. Что же касается самой Евгении Тимофеевны, то родом она из деревни Молвотицы Маревского района, а в поселок Пролетарий приехала в 1947 году, чтобы учиться в художественно-ремесленном училище, которое было организовано на базе фарфорового завода «Пролетарий». Здесь в трудные послевоенные годы учащихся обеспечивали и общежитием, и питанием, и формой. К тому же рисовать Женя любила с детства. Вот только в годы войны об этом увлечении пришлось позабыть. В течение трех лет, с 1944 года по август 1947-го, девочка была счетоводом в отделе социального обеспечения Маревского райисполкома: заполняла переводы семьям военнослужащих, ходила по окрестным деревням, чтобы выяснять, как живут сельчане, в чем нуждаются, ведь в большинстве домов остались только женщины и дети – мужья и сыновья на фронте.

О том, насколько добросовестно выполняла она столь ответственное задание в свои юные годы, свидетельствует медаль за «За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941–1945 гг.».

Так вот, получив специальность рисовщицы, Евгения тут же приступила к работе в живописном цехе, сразу подчеркну, что в ее трудовой книжке значится только это предприятие.

Евгения Тимофеевна проводит экскурсию по музею

– Как же мне нравилась работа, ведь своими руками получалось создавать красоту и радовать и себя, и людей, которые нашу посуду покупали. Одни изделия расписывались вручную, другие украшались с помощью декалькомании, то есть рисунки наносились по принципу переводных картинок, но только специальными керамическими красками, третьи декорировались крытьем, покрывались различными тонирующими средствами из пульверизатора, – объяснила мне Евгения Тимофеевна. – На чашках, блюдцах, тарелках мы делали и отводку золотом как жидким (10–12-процентным), так и порошковым. С порошковым, где натурального золота было 50 процентов, особенно трудно работалось по кобальту, ведь до обжига такое золото имеет темно-коричневый цвет, а ошибиться, провести каемку криво означало испортить изделие. Через некоторое время в нашем цехе образовался участок, на котором выпускались исключительно высокохудожественные изделия. В группу к таким специалистам попала и я, даже какое-то время была бригадиром.

Были люди в наше время

Следующая ступень трудовой биографии Евгении Оточкиной – работа мастером-исполнителем в художественной лаборатории завода. Схема такая: профессиональный художник делал эскиз на бумаге акварелью, приносил мастеру, в частности Оточкиной, а тот должен был этот эскиз уже в виде рисунка перенести на фарфор и расписать его в определенной цветовой гамме.

Не только посуду, но и расписные фарфоровые фигурки делали заводчане

– Были у нас и такие художники, которые сразу рисовали на фарфоре и потом, уже по их образцам, работали мастера. Но какой бы метод росписи живописцы ни выбирали, все были стильными, неповторимыми, со своим художественным почерком, – рассказывает собеседница. – Художником от бога был Виктор Сигизмундович Тоот. Это не просто легендарная личность – участник первой мировой войны, Великой Отечественной, ректор Московского строительно-архитектурного института, художник-оформитель Москвы, он был репрессирован, потом реабилитирован. На завод устроился сначала рабочим, а уже через несколько недель стал главным художником предприятия и вел занятия в художественно-ремесленном училище. Его рисунки были такими деликатными, сдержанными, благородными, что ни с каким другим мастером не спутаешь. Или, например, Иосиф Павлович Колонистов, он создавал настоящие художественные шедевры. Чего стоит только одна ваза, расписанная им в честь 1100-летия Великого Новгорода и недавно представленная на выставке в Никольском соборе .

Можно назвать много-много имен, прославивших завод «Пролетарий»: Зинаида Васильевна Алексеева (Косырева), Иван Антонович Савин, Николай Алексеевич Фадеев, Иван Михайлович Бердников, Владимир Степанович Яцун, Александра Алексеевна Чекулина... Так хочется верить, что расписанные ими изделия сохранены и их смогут увидеть посетители будущего музея новгородского фарфора.

Назад в будущее

Напомню, что был раньше на заводе и свой музей фарфора. Всех гостей непременно водили туда, а экскурсоводом на общественных началах была Евгения Оточкина. Здесь в десятках витрин в фарфоровых экспонатах, помеченных авторским клеймом, хранилась история государства и предприятия, труд людей, их мировоззрение, идеология были четко отражены. Здесь как на ладони просматривался весь путь профессионального роста и совершенствования производства фарфора: от старинной толстостенной чашки – «агашки» – кузнецовского периода до изящных прозрачных сервизов с советским «Знаком качества». А символика, как много рассказывала (и снова расскажет) она: крестьянская, советская, олимпийская!

– К нам приезжал сам Макс Рейман – генеральный секретарь компартии ФРГ, партийные лидеры разных стран бывали в музее, десятки делегаций из-за границы и из советских республик, – вспоминает Евгения Тимофеевна. – А на стене музея висела огромная карта, где были обозначены города и страны, которые покупали наши изделия...

Когда завод был практически остановлен, директору Татьяне Зиминой и главе поселения Нине Парамоновой удалось сохранить коллекцию музея – при поддержке заводчан и по решению Думы Новгородского района. А это 6000 уникальных образцов сувениров, чайных, столовых сервизов.

Большую интересную трудовую жизнь прожила наша землячка. На родном заводе она достигла уровня живописца высшего 6-го разряда. Была заводилой в заводских мероприятиях и очень любила путешествовать. При этом успевала и дома быть хорошей хозяйкой, гостей радушно встречать и детей воспитывать. Да она и сейчас сохранила оптимизм и жизнелюбие.

Когда недавно у нее гостила внучка, то, разбирая фотографии, очень удивилась.

– Бабушка, зачем у тебя столько больших портретов – целых шесть, – спросила Анюта.

– Эти фотографии висели на заводской доске почета, – объяснила Евгения Тимофеевна.

А ведь современные дети и не знают, что существовала такая мера морального поощрения и уважения к человеку труда. Быть может, когда они побывают в новом музее, когда услышат фарфоровый перезвон, почувствуют связь времен, многое поймут. Они тогда и переоценят многое, будут, хочется верить, дорожить тем, что имеют, чтобы потом по крупицам, как древнюю мозаику, не восстанавливать прошлое. Славное прошлое, но по чьей-то жестокой беспечности утраченное...

Светлана ЛАПТИЙ
Фото автора и из архива ДК и досуга

РЕКЛАМА

Еще статьи

Наши любители спорта без труда назовут по именам всех своих земляков, играющих в петербургской команде «Холм»

Так решили земляки

В первой лиге первенства Санкт-Петербурга по мини-футболу играет команда с названием «Холм»

Птичий уголок

«Гусиный дворик» встретит гостей турбазы в Новгородском районе

Серебряные клюковки

Всего один победный балл отделил команду Поддорского муниципального района от золота областной интеллектуально-развлекательной игры-квиза «Серебряный эрудит»

РЕКЛАМА

РЕКЛАМА