В гостях у художника
У деревни Петрово непростая судьба. И, наверное, вряд ли удалось бы избежать населённому пункту печальную участь десятков деревень, которые исчезли с карты нашего района, если бы не облюбовали эти места представители творческой интеллигенции из Санкт-Петербурга и Москвы. Они, можно сказать, вдохнули в Петрово вторую жизнь.
Петрово встречает звенящей тишиной и покоем. На пролегающей вдоль домов деревенской улице безлюдно. Впрочем, вряд ли стоит удивляться царящему в населённом пункте безмолвию. Проживающих постоянно в деревне людей в прямом смысле – раз, два – и обчёлся. Навещать Петрово надлежит в летний сезон, когда жизнь в деревне обретает совершенно неповторимые, яркие краски и, что называется, бьёт ключом. Такая метаморфоза происходит по причине массового заезда сюда дачников, прибывающих из «столиц». Это необыкновенно интересный, интеллигентный и творческий народ – художники, актёры, поэты, скульпторы и так далее. Они приезжают сюда целыми семьями – с детьми, внуками.
Однако и в совсем не подходящий для визитов в Петрово зимний месяц декабрь автору этих строк выпала удача пообщаться с одним из обитателей населённого пункта, которого вот уже тридцать с лишним лет связывает крепкая дружба с этими местами.
Художник Николай Клочков, человек почтенного возраста, по осени он отметил знаменательный юбилей – своё восьмидесятилетие. Но, несмотря на свои солидные годы, он, что называется, удивительно лёгок на ногу, интересный собеседник, обладающий ещё и чувством юмора. Николай Павлович любезно приглашает побывать в своей мастерской, что примыкает к дому. Здесь всё по-настоящему, как и надлежит тому быть в святая святых художника, своего рода, его творческой лаборатории, где рождаются произведения искусства.
– Родился я в 1935 году в Саратовской области, в селе, носившем название Золотое, – рассказывает о себе Николай Клочков. – Рос и воспитывался в большой семье, у родителей нас, детей, было восемь человек. Многие из нас обладали способностями к творчеству, в частности, довольно хорошо рисовали. Я решил поступать в Саратовское художественное училище. Материальное положение семьи, мягко говоря, оставляло желать лучшего, а учиться предстояло целых пять лет. Должен признаться, что пришлось очень несладко, но, так или иначе, мне удалось успешно окончить училище. Позднее некоторое время учился в институте живописи, скульптуры и архитектуры имени И. Е. Репина, правда, по воле сложившихся обстоятельств пришлось оставить его стены. Жил и работал в городе на Неве. Трудился художником на одном из крупных предприятий, затем в известном торговом центре ДЛТ. Был продолжительный период, когда заинтересовался ювелирным искусством, работал на художественном комбинате.
– В деревне Петрово я обосновался в самом начале восьмидесятых годов, – переводит разговор на другую тему член Союза художников России. – Этому меня сподвиг приятель- живописец, с которым в своё время учились на одном курсе. Он сообщил, что в деревне Петрово продаётся дом, и настойчиво советовал его приобрести. Я выехал на место, и вопрос с покупкой дома решился легко и быстро. С той далёкой поры самым регулярным образом пребываю в этих местах. В прежние годы в деревню постоянно приезжали и проводили здесь время жена и дети.
Как признаётся Николай Павлович, с молодых лет в его творчестве особое место занимает историческая тема. Причём, наибольший интерес для него представляет период истории Государства Российского, связанный с 16–17 веками. И по сегодняшний день данная тема, как говорится, не отпускает его. Нередко изображение природы в картинах Николая Клочкова служит только неким фоном, на котором представлен задуманный сюжет, имеющий отношение к далёкому историческому прошлому.
Но, конечно же, есть у художника работы, на которых запечатлены легко узнаваемые виды, в числе которых, например, утопающие в снежном плену дома и другие строения, написанные с большой тщательностью и проникновением превосходные летние пейзажи.
Судя по всему, прикипел душой Николай Павлович к неповторимой привлекательности здешних мест, деревне, в которой почти не осталось постоянных жителей, но получившей уникальный шанс продлить историю своего существования, благодаря заселяющим её на долгие месяцы многочисленным гостям – дачникам.
Владимир ЛЕБЕДЕВ