Жительница гарнизона Татьяна Сапунова, проживающая в 201 ДОСе, пожаловалась на работу управляющей компании «УО «Детинец».
-Весной прошлого года в соседней квартире произошёл пожар, - рассказывает Татьяна Николаевна. – Тогда даже некоторые представители местной власти здесь собрались и обещали проследить за тем, чтобы ремонт в подъезде был сделан. Однако с тех пор никаких изменений – живём как в катакомбе, покрытой чёрной сажей. Соседи сверху не вытерпели, самостоятельно собрали деньги и привели свою рекреацию в порядок. Мы себе такого позволить не можем, да и с какой стати? Каждый месяц я плачу управляющей компании 1303 рубля, причём даже полы в коридоре мы моем сами. На что уходят эти деньги?
Что касается ремонта, то заместитель директора ООО «Атриум», обслуживающей организации гарнизона, Татьяна Каменская ответила, что в связи с тем, что победитель конкурса на управление многоквартирными домами в гарнизоне пока не известен (о проведении конкурса администрацией района было объявлено ещё в июне), каких-либо прогнозов по поводу срока ремонта сделать не может. Ну а последний вопрос, скорее, риторический. И даже прояснить его, а не то чтобы на него ответить, совсем не просто.
«УО «Детинец» работает в гарнизоне согласно заключённому в 2012 году договору с администрацией городского поселения, которая, являясь одной из сторон договора, представляла все эти годы интересы как жильцов муниципальных квартир, так и собственников. Главная цель договора – обеспечение благоприятных и безопасных условий проживания граждан в многоквартирном доме, надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме, решение вопросов пользования указанным имуществом, а также предоставление гражданам коммунальных услуг надлежащего качества.
Согласно данному документу, неоспоримое право заказчика (теперь уже администрации района) – контроль исполнения управляющей компанией пунктов договора. В том числе заказчик имеет право требовать предоставления услуг установленного качества и возмещения убытков, понесённых по вине управляющей компании. Но одно дело – иметь право, другое – им воспользоваться, чего, к сожалению, не произошло. По крайней мере, каких-то публичных требований и заявлений заказчика в адрес «Детинца» за три года работы озвучено не было. Жалобы и претензии жильцов переадресовывались в инстанции другого рода – прокуратуру, жилищную инспекцию, Роспотребнадзор и так далее. А контролировать пункты исполнения договора – дело кропотливое, заняться которым в период передачи полномочий (из администрации городского поселения в районную) было некогда, да и, честно говоря, некому.
Тем не менее, в ноябре этого года инициативная группа депутатов Совета городского поселения запросила для изучения копии договоров управления многоквартирными домами, расположенными в микрорайоне Сольцы-2, и пришла в недоумение. Договор по сути оказался для собственников приговором. Став победителем открытого конкурса, помимо обязательных работ и услуг по содержанию и текущему ремонту ООО «УО «Детинец» обязалось выполнить ещё дополнительный перечень в рамках утверждённого тарифа. Именно эти работы и планировали проверить депутаты. После просмотра документов (работы прописаны по каждому ДОСу) оказалось, что основная их часть не выполнена. Вот вам неисполнение одного из главных пунктов договора! Но дополнительные работы, согласно этому же документу, должны были быть выполнены в течение трёх лет ….при необходимости!!! А была ли необходимость у управляющей компании тратить деньги собственников на проведение различных работ, пусть и прописанных в договоре? Ответ на этот вопрос очевиден – необходимости не видели на вполне законных основаниях.
На одной из последних комиссий по неплатежам, на заседание которой приглашаются жители района, имеющие задолженности перед ресурсоснабжающими организациями, присутствовала и заместитель директора ООО «Атриум» Татьяна Каменская. Представляя интересы ООО «УО «Детинец», она озвучила цифру долга населения перед их организацией, добавив, что после того, как их организация стала подавать на должников в суд, сумма задолженности заметно снизилась.
Среди неплательщиков оказывается немало тех, кто задолжал управляющей компании по принципиальным соображениям, мол, услугу не получаю – вот и не плачу. Реакция на таких «принципиальных» однозначная – можете делать, что угодно - писать жалобы, оспаривать качество услуг, доказывать, что земля круглая, но после того, как, согласно Жилищному кодексу, оплатите счета в управляющую компанию. Судебные иски на должников удовлетворяются практически автоматически (в рамках закона, само собой) – без рассмотрения каких-либо встречных исков и претензий к качеству услуг. Так, в одном из решений сказано: «…качество оказываемых коммунальных услуг в соответствии с действующим законодательством никоим образом не связано с обязанностью собственника оплачивать коммунальные услуги, в том числе по ремонту и содержанию многоквартирного дома». Иными словами, какую бы услугу потребитель не получил (или не получил вообще) – платить за неё обязан.
Между тем, совсем недавно в районном суде рассматривалась апелляционная жалоба на ранее принятое мировым судом решение о взыскании задолженности с жительницы гарнизона. Задолженность женщины составила 19 900 рублей – её и обязал суд выплатить. Представитель должника, выступая в прениях, заявил, что не признаёт задолженности по одной причине – в 2013 году квартире собственника по вине управляющей компании был нанесён существенный ущерб. Тогда женщина обратились в суд, который выиграла, и по судебному решению ей как собственнику квартиры и пострадавшему лицу полагалась выплата в размере 43 370, 45 рублей. Однако ещё в прошлом году судебные приставы исполнительный документ вернули в связи с тем, что «…у должника (ООО «УО «Детинец») отсутствует имущество, на которое может быть обращено взыскание, и все принятые судебным приставом исполнителем допустимые законом меры по отысканию его имущества оказались безрезультатными». Вот и не понимает молодой человек, далёкий по роду деятельности от юриспруденции, как так может быть, что мне должны больше – и не отдают, а я меньше, но обязан? Территория закона в данном случае – незыблема. То, что вам кто-то должен – предмет иного судебного разбирательства. В споре между должником-собственником и управляющей компанией выигрывает всегда последняя, за ней – Жилищный кодекс, прочие законы и постановления.
Женщина-должник - законопослушный гражданин, и долг она обязательно заплатит. Только получит ли то, что ей должна управляющая компания? В базе данных официального сайта Федеральной службы судебных приставов на ООО «Управляющая организация «Детинец» числится далеко не одно исполнительное производство. Суммы взысканий различные. И это – официально признанные долги, к которым ещё наверняка можно добавить ещё несколько. Например, индивидуальному предпринимателю и фирме, которые по договору занимались обслуживанием приборов учёта на территории гарнизона, ООО «УО «Детинец» задолжал «весьма прилично» . До сих пор специалисты денег за свою работу не получили. По признанию одного из мужчин, надежды на выплату он давно оставил, причём не без оснований. Дело в том, что в настоящее время в арбитражном суде Новгородской области рассматривается заявление о признании ООО «УО Детинец» банкротом. Как только эта процедура завершится – все долги компании будут аннулированы.
В сентябре этого года администрацией района была предпринята вторая попытка проведения открытого конкурса на управление многоквартирными домами в гарнизоне. Заявки подали два участника – ООО «ЦОКС» и ООО «Управляющая компания «Волхов». Если верить интернет - ресурсам, до 1 ноября 2015 года данная организация входила в состав объединения «Новгородское», где также до сих пор значится ООО «УО «Детинец»...
Как бы ни было, 7 декабря администрация района вновь объявила о приёме заявок на участие в конкурсе. В первый день, а если точнее, в первые минуты приёма объявились всё те же фигуранты - ООО «ЦОКС» и ООО «Управляющая компания «Волхов».
- В кабинет мы заходили вместе, - говорит руководитель ООО «ЦОКС» Евгений Поблагуев, - но так как новгородцы приехали подавать документы за несколько часов до открытия здания администрации и успели, как они сказали, занять очередь, в кабинет они прорвались вперёд.
Таким образом, заявка на участие была принята от «Волхова» первой, что, согласно 75 Постановлению РФ, практически означает победу в конкурсе.
К сожалению, насколько бы ни был высок градус недовольства населения, других вариантов управления для собственников гарнизона нет. Доля муниципального жилья, как и три года назад, доминирует. Именно поэтому существует лишь один способ управления – открытый конкурс на управление многоквартирными домами.
На сегодняшний день лишь об одном изменении можно говорить определённо - повышенном на 10% тарифе, с которым новая компания придёт работать в гарнизон. Так что те, кто платил в управляющую компанию 1300 рублей – заплатят почти полторы.
P.S На официальном сайте ООО «УО «Детинец» можно ознакомиться с отчётами о проделанной в 2015 году работе. Судя по представленным документам, все деньги собственников потрачены «копеечка в копеечку», само собой - на благие цели. Данные отчеты сильны юридически, а фактически? Ведь о том, как на самом деле «облагородился» жилищный фонд гарнизона за эти три года и каким образом его обслуживали, говорить должны не бумажки, а люди.
Татьяна ИЛЬИНА
Фото автора
Опубликовано в газете 14 января