Прокуратурой района в конце сентября была проведена «горячая линия» по поборам с родителей. Затем последовала проверка соблюдения администрацией Солецкого муниципального района и образовательными организациями требований законодательства об образовании в отношении поборов. О результатах проверки мы попросили рассказать старшего помощника прокурора Солецкого района Марию Лебедеву.
- Во время «горячей линии», - пояснила Мария Валентиновна, - одним из основных вопросов была законность взимания платы с родителей на питание. Законом определено, что организация питания обучающихся возлагается на учреждения, осуществляющие образовательную деятельность. Льготы по питанию предусматриваются органами государственной власти или органами местного самоуправления. На территории нашего района предоставляются только льготы, предусмотренные областным законодательством. Распространяются они на учащихся из малоимущих семей и учащихся, являющихся детьми-инвалидами. Меры социальной поддержки в виде обеспечения двухразовым питанием на сумму 65,5 рублей в день оказываются детям с ограниченными возможностями здоровья, которые обучаются без проживания в областных государственных и муниципальных образовательных организациях. Оказываются эти меры только по желанию родителей.
- Каков размер компенсации расходов на питание?
- Для детей из малоимущих семей и детям-инвалидам — 15 рублей за учебный день. Если дети этих категорий обучаются на дому, частичная компенсация расходов на питание выплачивается им ежемесячно. Расчет её размера производится с учетом учебных дней за истекший месяц.
- По какой причине может быть отказано в компенсации?
- В случае непредставления справки о признании семьи малоимущей или заключения психолого-медико-педагогической комиссии (для детей-инвалидов). Решение об отказе направляется родителю (законному представителю) не позднее 3 рабочих дней со дня принятия такого решения.
- Расценки на услуги по питанию кто устанавливает?
- Та организация, которая оказывает услуги по питанию. Школы таким правом не располагают. Также законом не предусмотрена обязанность образовательной организации согласовывать с родителями свой выбор организации, оказывающей услуги по питанию.
Родители сами решают, будет ли их ребенок питаться в столовой или перекусывать тем, что они ему положат в портфель. При этом школа должна создать условия для того, чтобы ребенок имел возможность есть в столовой, в том числе принесенную с собой еду.
- Родителей всегда волнует вопрос: обязательно ли посещение учащимися начальной школы занятий в часы внеурочной деятельности?
- Осуществление внеурочной деятельности предусмотрено Федеральным государственным образовательным стандартом. Порядок чередования учебной и внеурочной деятельности в рамках реализации основной образовательной программы начального общего образования определяет школа.
- Всё-таки, где же грань между поборами и добровольными пожертвованиями?
- В ходе проверки установлено, что представители образовательных учреждений на родительских собраниях систематически оповещают родителей о необходимости оказания материальной помощи на различные нужды. Как правило, эти обращения влекут за собой сбор денежных средств или необходимых товаров с родителей.
В качестве примеров: в школе №2, детсаде №25 в нарушение требований закона родителям предлагается один раз в год оказать помощь образовательному учреждению в виде предоставления мыла, туалетной бумаги, салфеток. В школе № 1, детском саду № 1 ежемесячно осуществляется сбор денежных средств в сумме 50 рублей на нужды учреждения, в детском саду № 8 осуществляется сбор денежных средств в размере 200 рублей с ребенка. В школах № 1 и № 2 по инициативе администраций учреждений ввиду отсутствия бюджетного финансирования в нарушение закона ежемесячно осуществляется сбор средств на обеспечение питьевого режима – по 20 рублей на замену фильтров для установки по очистке воды или приобретение бутиллированной воды.
В школе № 1 администрацией школы установлена плата за выдачу справок об обучении детей в данном ОУ, родителям предлагается либо принести свою бумагу, либо заплатить 5 рублей.
- Косметические ремонты проводятся на какие средства?
- Ежегодно в школах в нарушение закона осуществляется сбор денежных средств на проведение косметических ремонтов. В школе № 1, например, в мае текущего года с родителей собирались денежные средства на ремонт школы и класса в сумме 500 рублей с человека (200 рублей – на ремонт школы, 300 – на ремонт класса – 3 кл., 6 кл.); в школе № 2 - по 300 рублей (200 рублей – ремонт школы, 100 рублей – ремонт класса), в детском саду № 1 – по 500 рублей.
- Ремонт должен проводиться за счёт средств бюджета?
- В соответствии с несколькими статьями Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» финансирование улучшения материально-технической базы, образовательного процесса, соблюдения санитарно-эпидемиологических норм и требований должно обеспечиваться за счет средств регионального и местного бюджетов.
В ходе проверки установлено, что администрацией Солецкого муниципального района планирование расходов на обеспечение деятельности образовательных учреждений, надлежащим образом не осуществляется.
Так, у образовательных учреждений при формировании бюджета на очередной финансовый год на протяжении последних нескольких лет не запрашивается информация о реальных потребностях образовательного учреждения в финансовых средствах на косметический (текущий) ремонт, содержание зданий и помещений, территории образовательных организаций, приобретение расходных материалов, необходимых для организации образовательного процесса, выполнения административно-хозяйственных функций, не предусмотренных финансированием из областного бюджета, что приводит к недофинансированию образовательных учреждений и вынуждает последних обращаться к родителям за оказанием материальной поддержки, что фактически влечет за собой возложение указанных обязанностей на родителей.
Кроме того, недофинансирование деятельности образовательных учреждений свидетельствует о недостоверности бюджета в части предусмотренных расходов на указанные цели, т.е. нарушению принципов бюджетного процесса, закрепленных в ст. ст. 32, 35, 37, 65 БК РФ, что приводит к ненадлежащему исполнению администрацией Солецкого муниципального района полномочий, предусмотренных Федеральным законом от 6 октября 2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» и Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».
Таким образом, несоблюдение требований действующего законодательства, выражающееся в бездействии администрации Солецкого муниципального района при формировании бюджета на очередной финансовый год в части установления достоверных показателей (объемов) потребностей образовательных учреждений в финансовом обеспечении их деятельности, реального финансирования указанных расходов в необходимых объемах, а также в действиях должностных лиц образовательных организаций района по сбору денежных средств на материально-техническое обеспечение деятельности образовательных организаций за счет средств родителей (иных законных представителей) нарушает права обучающихся и их родителей на получение бесплатного и общедоступного образования, что недопустимо.
- Когда пожертвования считаются добровольными?
- В том случае, если инициатива оказания такой помощи исходит изначально от родителей и, как правило, не является систематической.
- Какие меры прокурорского реагирования были приняты по окончании проверки?
- По фактам нарушения законодательства об образовании и бюджетного законодательства прокурором района Главе администрации Солецкого муниципального района внесено представление с требованием устранить указанные нарушения и не допускать их впредь.
Сергей ОВЧИННИКОВ
Фото автора
Опубликовано в газете 14 января