Воскресенье, 08 февраля 2026

Редакция

Когда-то было наше время...

Наверняка многие маловишерцы помнят те интересные времена, когда в нашем городе была хоккейная команда «Луч», участвовавшая в первенстве области. Как игрок этой команды я постараюсь донести до читателя свои воспоминания, заранее извиняясь за возможные неточности, связанные со свойством человеческой памяти, и особенностью восприятия одних и тех же событий разными людьми.

Во времена моей юности хоккеисты сборной СССР побеждали практически во всех чемпионатах мира и на Олимпийских играх. Матчи транслировались по телевидению, и редкий человек не интересовался хоккеем. Мальчишек же просто неудержимо тянуло на лёд гонять шайбу. Тем более зимы были стабильно морозными. Игра в хоккей с шайбой была потрясающе востребована подрастающими мужчинами. Командная борьба складывалась из индивидуальных единоборств, игра требовала мужества, силы, ловкости, скорости – всего, что созревало в юноше. Не обошло эта страсть и маловишерских ребят. На карте города можно было обозначить четыре ледовых точки-водоёма, где мои сверстники играли в хоккей, – «Карьер», «Коммунистическая», «Третья Поперечная» и мой родной «Московский прудок».

Можно сказать, в городе было четыре команды хоккеистов, поначалу не контактировавших друг с другом, но, что вполне естественно, впоследствии заигравших между собой. Долгое время доминировала Коммунистическая улица, где собрались спортивные ребята из этого района, района стекольного завода. Упущу подробности соревновательного плана по причине давности лет и детскости восприятия. Но результатом этих баталий стало выпестовывание и объединение истинных фанатиков хоккея в одну команду. Так зародилась команда, с лёгкой руки игрока Алексея Михайлова получившая официальное название «Луч» и канувшая с этим именем в Лету.

Этому «Лучу» в области равных не было

В конце 60-х хоккейная команда Малой Вишеры, состоящая в основном из школьников, под чужими документами играла на первенстве области ДСО «Трудовые резервы», где заняла первое место среди десятка участников, выиграв предварительно «группу» в Боровичах и финал в Новгороде. Курьёзы сопровождали нашу команду на протяжении этих соревнований. Перед финалом практически не осталось клюшек, и наш руководитель Яков Михайлов, по известным одному ему причинам, закупил клюшки для хоккея с мячом, убеждая нас играть финал этими клюшками. В конце концов клюшки нашлись, и мы одержали трудную победу. Следующим недоразумением была церемония награждения. В нашей команде не было ни одного учащегося ПТУ (в училище не было команды вообще), и естественно мы играли не под своими именами. Я оправдываю наш не совсем честный поступок безграничной любовью к хоккею. Другого шанса проверить свои силы вне города у нас тогда не было, как не было и формы, то есть защиты хоккеистов, играли в самодельной, спрятанной под дешёвенькие х/б спортивные костюмы. Щитки в основном вырезали из листового алюминия или кровельного железа. Единственными настоящими атрибутами были коньки, клюшка и шайба.

На церемонии награждения мы сидели усталые и счастливые, естественно позабывшие, кто мы по документам. Когда организаторы соревнований вызвали игрока Воробьёва для получения диплома, раздались аплодисменты, но никто к трибуне не вышел. Я, как и все, крутил головой в поисках Воробьёва, пока меня не толкнули в спину с негодующим шёпотом: «Воробьёв, заснул, что ли?». Воробьёвым был я. И диплом на имя Воробьёва был как бы наказанием за эту микроаферу. За редким исключением, мало кто помнил «свои» фамилии. Но овчинка стоила выделки: ребята поверили в себя после этой победы.

Следующим этапом становления хоккея в Малой Вишере стало строительство корта и приобретение настоящей защиты. В этом основную роль сыграл Маловишерский стекольный завод – предприятие богатое, передовое, с выдающимся директором В.В. Груздевым, председателем завкома Т.Н. Николаевой. Завод выделил материал для строительства «коробки», рабочих. Проблему с хоккейной защитой решал глава спорткомитета района Юрий Керимов, деньги на покупку, естественно, выделил МВСЗ. Вот форму-то купить было очень нелегко. Рассматривался даже фантастический план, по которому я через своего дальнего родственника по матери Вячеслава Старшинова должен был приобрести эту супердефицитную продукцию.

План был нереален, ибо я знал Вячеслава Ивановича, как и вся страна. А он, как и вся страна, меня не знал. Вячеслав Старшинов, игрок московского «Спартака», сборной СССР, хоть и приходился сыном сестры моего деда по матери, был вряд ли доступен для общения. И что я мог ему сказать? Моя мама вас нянчила, и за это бросьте всё и по блату помогите купить форму? Конечно, вариант интересный, но нереальный. При всей моей любви к хоккею и «Спартаку» я не сделал ни полшага, чтобы примазаться к этой суперзвезде мирового хоккея, хотя имел основания. Просто это не нужно было ни мне, ни Вячеславу Ивановичу. Наши корни уходят в деревню Харино Ржевского района Тверской (Калининской) области – это неоспоримый факт.

Не помню подробностей, но и коробка была построена, и форма в конце концов приобретена, что позволило маловишерскому «Лучу»принять участие в первенстве области по хоккею с шайбой. Команд было так много, что они делились на две группы – первую, более мастеровитую, и вторую, естественно с менее сильными командами. Мы, конечно, начали играть во второй группе, и начали более чем успешно. За год или за два «Луч» занял первое место во второй группе и перешёл на более серьёзный уровень. Бессменным чемпионом области был новгородский «Химик», в нём играли даже мастера спорта из высшей лиги первенства СССР, помню две фамилии – Паршин и Чулков.

Вратарь Поплавский слыл живой легендой новгородского хоккея. Забить ему шайбу для самоучек-маловишерцев было редкой удачей. С «Химиком» конкурировал новгородский «Спартак», крестецкая «Дружба», старорусские «Темп» и «Сокол», боровичский «Металлург». Это были очень сильные по областным меркам команды. «Химик» – фактически сборная области, играл на первенстве Северо-Запада РСФСР и был даже чемпионом этих соревнований. В битве с такими монстрами формировался характер и игровое мастерство хоккеистов «Луча», совершенствовался состав. (Это действительно было, иначе не становились бы чемпионами).

Через некоторое время «Луч» стабильно ходил в призёрах чемпионата области. Как нам всё это давалось, лучше не вспоминать. Борьба. Борьба с местными властями за место для «коробки». Борьба с ними же за воду для заливки. Заливали полулегально ночью. Иногда по приказу свыше «заливщиков» забирали в милицию. Борьба со снегом. И тренировки, тренировки, тренировки. Одержимость – это лучшее определение нашего отношения к хоккею. Летом в тяжёлой хоккейной форме на площадке пакгауза мы играли шайбой-кольцом в хоккей. Тренировались даже на плавающей льдине на Московском прудке весной. Было. Радость побед – награда за это.

Команда, где все друзья, все товарищи, все друг за друга. Даже сейчас, уйдя от того счастливого времени на значительное расстояние, когда встречаю своих соратников по хоккею, в душе пробуждается что-то светлое и доброе по отношению к этим людям. Непроходящее чувство какого-то не возвращённого долга. Я очень боюсь кого-либо обидеть, не вспомнив, но считаю необходимым перечислить своих товарищей по счастью – участию в этой замечательной команде. Начну с тех, с кем начинал. Николай Соловьёв – бессменный капитан «Луча». Игрок техничный, с отличным кистевым броском, хитрюга и умница. Коле достаточно было, чтобы на миг закрыли вратаря соперника, и шайба через едва видимую щель влетала в ворота. Душа команды, организатор, лучший бомбардир «Луча» за всю его историю.

Та самая «коробка»

Алексей Михайлов – фанатичный, неутомимый трудяга, способный бесконечно шлифовать технику, автор нескольких победных голов. Потерял три года, отлучённый от хоккея во флоте, но и на судне находивший время для работы с клюшкой. Играл с Соловьёвым в одной тройке. Владимир Петров – боец с ярко выраженным мужским характером, надёжный товарищ и на поле, и в жизни. Одинаково здорово играл и в хоккей, и в футбол. Имел авторитет у товарищей, и вполне заслуженно. Николай Старшинов – бескомпромиссный боец, не дай бог сопернику на поле зацепить «Старшину». Так же, как и Владимир Петров, Коля был заметным футболистом.

Евгений Кириллов – игровой интеллектуал, гроссмейстер паса, будучи тяжело больным, играл решающую роль на поле в тактическом плане, пришёл в хоккей из футбола. Николай Михайлов – защитник, техничный, надёжный, самоотверженный, смелый, таким он был и вне поля. Юрий Савельев – сильный физически, цепкий, с хорошим броском, немногословный, но своё дело на поле выполнял как надо. Владимир Михайлов – умный, технически умелый, с хорошим катанием и пониманием игры, несомненно один из лучших защитников первенства области, если не лучший в своё время.

Сергей Иванов – технарь, чрезвычайно способный и полезный игрок. Александр Степанов – скоростной нападающий стабильно высокого уровня. Александр Моисеев – игрок талантливый, ярко блеснувший, но неожиданно расставшийся с хоккеем по непонятным для команды причинам. Александр Григорьев – сгусток энергии и спортивной злости. Метеор и ракета в одном флаконе, пронёсся с огромной скоростью по хоккейным полям области, забивая множество шайб. Погас вне спорта. Сергей Григорьев – брат Саши – палочка-выручалочка команды, играл на любой позиции. Михаил Васильев – техничный нападающий, грамотный профессионально в хоккее, внёс много в приобщении игроков «Луча» к настоящему не дилетантскому хоккею. Играющий тренер. Леонид Маркушев – отличный товарищ, лучший по техническому обеспечению команды. Евгений Зюкин – универсал, в любом виде спорта добивавшийся успехов, жёсткий силовой защитник в хоккее.

Я неспроста и не ради красного словца охарактеризовал своих товарищей. Эти характеристики не вымысел, это правда, подтверждённая результатами наших выступлений. С Московского прудка – в призёры чемпионата области – шаг немалый, и будь мы командой с заурядными личностями, этот шаг вряд ли получился бы.

Не могу не сказать об организаторе и фактически директоре команды Валерии Александровиче Кривоносове. Когда говорят «человек на своём месте», это говорят о таких людях. Сам отличный спортсмен-футболист, Валера как никто понимал на уровне профессионального психолога нас, хоккеистов. У него, как у спортивного организатора МВСЗ, было много забот, но хоккею он отдавал всю свою душу. Всё было им прекрасно организовано – и поездки, и гостиницы, и питание, и отдых. Как ему это удавалось? Очень непросто, одни места в переполненных гостиницах чего стоили. Но Валера справлялся. Мало того, он был от природы обаятельным человеком, и это помогало сглаживать иногда конфликты в семьях, возникающие от наших не всегда разумных поступков. Валера Кривоносов был фундаментом хоккейного «Луча», и это не преувеличение.

Но чуть ли не главным, после наших личных амбиций, в достижениях команды были, конечно, болельщики. Они полюбили хоккей, полюбили хоккейный «Луч». На некоторые матчи собиралось болельщиков не меньше, чем на современные матчи КХЛ в Москве. И рёв этой массы в случае гола в ворота противника слышен был на другом краю города. Все знали друг друга. Хоккеисты работали на стекольном заводе, и основная масса болельщиков были коллегами по работе. Некоторые из них сопровождали команду при играх на выезде, вот наиболее преданные – Сергей Бойцов, Владимир Грунин, Александр Григорьев, Серафим Гордеев и наш замечательный Владимир Адамович, сам талантливый теннисист, игравший на протезе на уровне первого спортивного разряда. Каким бы Володя стал мастером, если бы не несчастный случай?

Так мы начинали (автор в центре). Февраль 1969 года

Не могу не вспомнить и водителя нашего автобуса Анатолия Ивановича. Душа-человек, никогда не отказывавший нашим потребностям. А потребности, что скрывать, были естественные для мужского коллектива всех времён. Выходные, суббота и воскресенье, были днями игровыми. Понедельник – банный день. В то время железнодорожная баня работала и по понедельникам. Банный понедельник у нас начинался в воскресенье, после игры. Было ли это поражение либо победа, банный день не отменялся. Игроки скидывались и устраивали праздник. Не хочу ничем оправдывать наше незлокачественное пьянство, это было необходимо, как необходим праздник большинству людей. Хоккейный мальчишник давал отдых от семьи, и от тренировок, и от накопившейся усталости. Ханжи сморщат нос, но даже Библия разделяет время разбрасывания камней от времени их сбора. Мы тогда разбрасывали камни, и не стеснялись того. Начав праздновать, как я уже сказал, в воскресенье, в понедельник мы собирались с утра в бане, где мылись и парились не один час, затем шли на фабрику-кухню, наверх пить пиво, пивом дело не кончалось, и частенько праздник продолжался в раздевалке при корте на Лесной. Но в среду начинались тренировки безо всяких скидок. Многих из моих друзей по команде уже нет в живых, и доля вины в этом банных дней несомненна. Не у всех хватило воли и доли выскочить живым из этого горнила, минуя трагические 90-е. Светлая вам память, ребята...

Не могу не упомянуть интересный период хоккейной жизни города и области. Михаил Васильев, в то время студент института физической культуры имени Лесгафта, не знаю точно с какой целью, дозаявил ряд своих друзей по вузу в команду «Луч». Всё было официально и без проблем, пока областная федерация не осознала свою оплошность. Среди этих игроков были ребята с заоблачным для областного уровня мастерством. Один их них Владимир Зейда – чемпион СССР среди молодёжи. Владимир Беляев, основной игрок усть-каменогорского «Торпедо», играл в тройке с Борисом Александровым, чемпионом мира. Под стать им были Орлов, Максимов и др. С такими игроками «Луч» громил всех в области.

Вспоминаю анекдотичный случай. В Чудове организовали хоккейную команду и нас пригласили на товарищескую встречу. Ребята, едва умевшие кататься на коньках, и «канадские профессионалы» сошлись в поединке на глазах многочисленных болельщиков своего города. Бедный чудовский вратарь! Он даже не предполагал, что шайба может быть такой болезненной и такой невидимой в полёте. Бросок Владимира Беляева пробивал щитки вратаря до кости. Шайбу можно было поймать только случайно. Через несколько минут задачей бедного кипера было остаться в живых, что он старательно и пытался сделать, закрываясь во время бросков руками и не помышляя о защите ворот. Счёт матча был что-то около 26:0. Был смех трибун и освистывание ни в чём не повинных чудовских игроков, которые после игры зашли к нам в раздевалку и сказали буквально следующее: «Ребята, мы сегодня поняли, что такое настоящий хоккей, спасибо вам!». Мужской поступок. Что такое настоящий хоккей, поняли и мы, поиграв и потренировавшись с мастерами. Спасибо им. В наш маловишерский хоккей были брошены и прижились семена профессионального, настоящего хоккея. Ребята, игравшие после нас, выросшие на благодатной почве этого опыта, становились чемпионами области. Я не пишу про них только потому, что мало знаком и с хоккеистами, и с командой посленашенской эпохи. В одном уверен – попади некоторые мои товарищи с малых лет в условия хоккея наших столиц, из них бы выросли большие игроки. Мои товарищи не благодаря, а вопреки возможностям всё же стали достойными спортсменами и порядочными людьми.

Умерла великая страна, исчез хоккей из провинции. Не умирает память. Мои сверстники уже пенсионеры, но что-то не решается язык называть их по отчеству. Как и в юности, я встречаю Петровича, Соловья, Махача, Лёху и Вову Михайловых, Юру Савельева и рядом с ними становлюсь Борей – бывшим вратарём бывшей хоккейной команды «Луч», который постарался на этих страницах собрать разбросанные молодостью камни. Благодаря непроходящему чувству долга перед товарищами по команде, ведь я стоял в воротах, а они бились с соперником в это время. Время, о котором я вспоминаю с благодарностью и грустью.

Борис БОГДАНОВ

РЕКЛАМА

Еще статьи

Счастье — быть вместе

Счастье — быть вместе

У семьи Ивана и Веры Мельниковых из деревни Белая Гора Новгородского округа в 2026 году сразу три юбилея.

Дорогою добра

Дорогою добра

В рамках акции «Софийский десант» в Демянском округе работали студенты из отряда «Богатырь».

На месте детей

На месте детей

В Новгородском округе родители будущих выпускников прошли итоговое собеседование по русскому языку.

Передольский пример

Передольский пример

Надои в десять с половиной килограммов на корову стали привычными для животноводов ООО «Передольское».

Музыка — удовольствие и лекарство от хандры

Музыка — удовольствие и лекарство от хандры

Число конкурсов, лауреатом которых только за последние два года стал стипендиат главы Чудовского округа Егор Прусов, внушительно даже для взрослого.

Под строгим контролем

Под строгим контролем

В детском саду № 5 «Солнышко» посёлка Крестцы стартовал долгожданный капитальный ремонт.

О! Несравненная Солоха!

О! Несравненная Солоха!

В деревне Менюша Шимского округа Святки завершились постановкой сцен из знаменитого произведения Гоголя «Вечера на хуторе близ Диканьки».

Идём кататься!

Идём кататься!

Многие даже не догадываются, насколько опасна популярная зимняя забава. Для безопасного катания на ватрушке нужно помнить важные правила.

От постройки до восстановления

От постройки до восстановления

Церковь преподобного Антония Великого в деревне Шишково в январе этого года отметила 100-летний юбилей.

РЕКЛАМА

РЕКЛАМА

РЕКЛАМА

РЕКЛАМА