28 декабря депутаты районной Думы утвердили бюджет района на 2016 год и Концепцию социально-экономического развития Марёвского района на ближайший год и на трёхлетнюю перспективу, по 2018 год включительно.
Доходы: цифры и факты
Информацию о главном финансовом документе района доложила представительному органу власти председатель комитета финансов Алеся Троицкая.
Районный бюджет‑2016, как и бюджет области — бездефицитный. Известных рецептов бездефицитности — всего два: либо увеличение доходов до параметров, достаточных для безбедного существования, либо сокращение расходов, где это возможно, для приведения их в соответствие с доходной частью бюджета. Поскольку первый из них невозможен — с учётом экономической и финансовой несостоятельности района — закономерно выбран второй.
Основные параметры консолидированного бюджета муниципального района по доходам определены в сумме 153,3 млн. рублей. Собственные доходы — налоговые и неналоговые, прогнозируются в 2016 году в сумме 39,4 млн. рублей, из них неналоговые — всего 1,6 миллиона. Остальные средства в объёме 113,9 млн. рублей составят безвозмездные поступления из «вышестоящих» бюджетов, областного и федерального — в форме субсидий, субвенций и дотации. В сравнении с 2015 годом плановые налоговые и неналоговые доходы «обмелели» почти на 10 млн. рублей, или на 20,2%.
Прогнозируется сокращение поступлений от главного источника собственных доходов бюджета — налога на доходы физических лиц (НДФЛ) — 30,1 млн. рублей, с уменьшением к плану 2014 года на 14,3%. Основные причины уменьшения доходов от НДФЛ — на поверхности: сокращение численности трудоспособного населения и размеров денежного содержания работников ряда сфер.
Из других наиболее весомых доходных источников пополнения бюджета можно выделить разве что единый налог на вменённый доход от отдельных видов деятельности, прогнозируемый в сумме 1 млн. 860 тыс. рублей, да земельный налог, прогнозируемый в сумме 1 млн. 995 тыс. рублей, зачисляемый в бюджеты сельских поселений. Рост поступлений от земельного налога объясняется взиманием его с этого года исходя из кадастровой стоимости земли, находящейся во владении граждан.
Помимо двух названных налогов, увеличатся поступления в бюджет и от налога на имущество физических лиц — до 770 тыс. рублей. Опять же — в связи с начислением налога по-новому, исходя из кадастровой стоимости объекта. Из чего можно сделать вывод: финансовая нагрузка в формировании доходов бюджета постепенно смещается на плечи рядовых граждан. В частности, для многих марёвцев грозит стать тяжёлым бременем земельный налог.
Ещё 885 тыс. рублей планируется получить от арендной платы за землю. Остальные доходные источники — незначительные (поступления от штрафов и санкций — 300 тыс. рублей, от сдачи в аренду муниципального имущества — 105 тыс. рублей, плата за негативное воздействие на окружающую среду — 130 тыс. рублей, и т. п.).
Примерно на 16 миллионов рублей меньше — доходная часть бюджета муниципального района (без учёта бюджетов сельских поселений). Налогов прогнозируется собрать 32,6 млн. рублей, в основном — за счёт НДФЛ (29,5 млн. руб.).
Меньше чем на миллион пополнят районный бюджет доходы от использования имущества, находящегося в муниципальной собственности (в основном — за аренду земли), совсем немного планируется выручить от продажи земли — 100 тыс. рублей. В итоге собственные доходные источники составят всего около 25% доходной части бюджета, остальные три четверти, 103,3 млн. рублей — безвозмездные поступления из федеральной и областной казны: 25,7 миллиона — дотация на выравнивание уровня бюджетной обеспеченности, 64 млн. рублей — субвенции, общим числом 30, плюс 13,4 миллиона — субсидии, самая внушительная из которых — на софинансирование расходов муниципальных бюджетных, автономных и казённых учреждений по оплате коммунальных услуг (12,7 млн. рублей).
По доходам — и расходы
Поскольку бюджет муниципального района — бездефицитный, его расходная часть в точности соответствует доходной. Как обычно, в структуре расходов приоритет остаётся за образовательной сферой, на которую потребуется почти 55 млн. рублей, или 40% расходной части бюджета. В эту сумму входят расходы на содержание школ, детских садов, ЦДО, детской музыкальной школы, плюс — «на оказание социальной поддержки обучающимся воспитанникам», на содержание управленческих структур (2,3 млн. рублей), и прочие. Всего 114 тыс. рублей «заложено» в бюджет на молодёжную политику, а в графе «патриотическое воспитание» значится ну очень скромная цифра — 10 тыс. рублей.
Без малого 24,5 млн. рублей составят расходы на социальную политику, в том числе 18,8 миллиона — «на социальное обеспечение населения», 3,4 миллиона — «на охрану семьи и детства». Расходы по данному разделу предусматриваются за счёт получаемых районом субвенций «на выполнение передаваемых полномочий». Все, кроме расходов на выплату служащим пенсий «за выслугу лет», определённых областным законом «О пенсионном обеспечении государственных гражданских служащих, а также лиц, замещавших государственные должности в Новгородской области», а на муниципальном уровне узаконенных соответствующим решением районной Думы. Немаленькие по местным меркам средства — 712 тыс. рублей — предусматривается выплачивать из скромных доходов районного бюджета.
Из других наиболее затратных расходных статей бюджета можно отметить расходы на «общегосударственные вопросы» (преимущественно — на содержание управленческого аппарата) — 21,5 млн. рублей, из которых 12,5 млн. рублей — на содержание аппарата райадминистрации. «Недееспособный» нынче Резервный фонд — всего 150 тыс. рублей. Зато в графе «другие общегосударственные вопросы» значится приличная сумма в 3,4 миллиона рублей. В основном, средства предназначены на хозяйственное обеспечение райадминистрации.
Для сравнения: в бюджете‑2014 на финансирование по статье «общегосударственные вопросы «отпускалось» 17,9 млн. рублей, а по статье «другие общегосударственные вопросы» — 2,3 миллиона.
Почти 20 миллионов в национальной «валюте», или 13% расходной части бюджета, составят расходы на культуру — на содержание клубов, библиотек, музеев, дома народного творчества, управленческого аппарата, на уплату коммунальных услуг (3,5 миллиона рублей), 7 миллионов — затраты из бюджета по разделу «жилищно-коммунальное хозяйство». В том числе — на благоустройство (2,1 млн. рублей), на оплату уличного освещения (почти 3,8 миллиона), на возмещение убытков общественной бани (400 тыс. рублей).
На физкультуру и спорт в бюджете «заложено» в рамках областного закона «О физической культуре и спорте» почти 2 млн. рублей, но большая часть этих средств, почти 1,8 миллиона, предназначена «на содержание спортивно-молодёжного центра» (вероятно, имеется ввиду спортивно-оздоровительный центр «Ритм»), а на спортивные мероприятия выделяется всего 176 тыс. рублей.
Ну и совсем ничтожные средства предусмотрены в бюджете на оплату услуг районной газеты (опубликование объявлений администраций района и сельских поселений) — суммарно 97 тыс. рублей. Как говорится — «по остаточному принципу». (Подробнее об этом — чуть ниже).
Говоря о районной казне, нельзя обойти вниманием и такой важный аспект, как долговые обязательства. Долги — неизбежный атрибут нашего времени. Так вот, по состоянию на 1 января 2015 года долг Марёвского района (задолженность по бюджетным кредитам) составлял 8,2 млн. рублей, а «ожидаемый объём внутреннего долга» на 1 января 2016‑го — 13,2 миллиона. В этом году планируется позаимствовать у коммерческих банков ещё 2 миллиона. В итоге, как сказано в «Пояснительной записке» к проекту бюджета, «предельный размер долга муниципального района на 2016 год установлен в сумме 15 миллионов рублей». То есть, почти в половину собственных доходов бюджета.
«Посидим по-хорошему...»
Обсуждение параметров бюджета, озвученных главным финансистом района, прошло в сверхспокойной атмосфере. Проще говоря — его фактически не было. Если и возникали какие-то спорные вопросы, по ним был достигнут «консенсус» предварительно, на думских комиссиях и слушаниях по бюджету. Лишь Игорь Перепелин пытался заострить внимание коллег и представителей исполнительной власти на некоторых сомнительных цифрах — в частности, о финансовой нагрузке от земельного налога, но, по сути, не был услышан — вероятно, по вышеназванной причине: параметры бюджета были «отрегулированы» заранее, до заседания Думы.
Неувязочка получается...
Прения возникли, пожалуй, только по одному вопросу, причём — не из разряда самых значимых. Депутаты обратили внимание на мизерность средств, выделяемых на оплату услуг районной газеты. Заложенная в бюджет сумма, в шесть раз меньше прошлогодней, показалась им не соответствующей жизненным реалиям. Тему поднял председатель Думы Эдуард Голубев, его позицию поддержала депутат Маргарита Кечеджиева.
Озабоченность наиболее дальновидных народных избранников — объяснима. И вот почему. Средства, о которых шла речь, обычно выделяются на оплату публикаций райадминистрацией в местной газете актуальных объявлений и поздравлений — по случаю государственных и профессиональных праздников, юбилейных дат участников войны, тружеников тыла и ветеранов труда — жителей района, и т. п. Размещать подобную информацию в газете безвозмездно (выражаясь языком мультяшного персонажа — «даром») местная власть не вправе. Потому что, во‑первых, сегодня органы местного самоуправления не являются учредителем районной газеты, со всеми вытекающими последствиями, во‑вторых, газета функционирует в рыночных условиях и вынуждена зарабатывать средства на существование. Следовательно, чем меньше средств выделяется по данной статье расходов, тем меньше у местной власти возможностей для общения с «населением» через единственное в районе печатное СМИ.
Понятно, речь не о том вовсе, что вся оповестительно-разъяснительная работа через газету должна осуществляться на платной основе — её ведут и журналисты в рамках профессиональных обязанностей, зачастую подменяя в этом органы власти. В то же время часть актуальной информации, в форме содержательных объявлений, извещений и оповещений, могла бы размещаться в газете не безвозмездно. Необходимо понимать: в условиях, когда две стороны постоянно тесно взаимодействуют, склонность к «халяве» одной из них может обернуться «дефолтом» для другой.
По большому счёту, сложившаяся ситуация наводит на определённые выводы. Первый — цифра расходов на услуги газеты может служить показателем степени внимания и уважения местной власти к своим гражданам — с учётом предназначения этих средств. Второй — эта цифра одновременно является демонстрацией «прохладного» желания исполнительной власти выполнять свои обязательства перед жителями района — в части разъяснительной работы с населением через газету по наиболее актуальным, проблемным вопросам, затрагивающим интересы большинства. В необходимости этого сомнений нет. Но в последнее время набрала силу тенденция использования для этих целей интернет-ресурсов — сайтов, блогов. Явление предсказуемое и объяснимое, но, думается, преждевременное, с учётом демографической специфики провинциального района. Сайты пока маловостребованы, непопулярны, да и размещается на них информация, зачастую, бессодержательная, скорее — для проформы. Аналогичный эффект — и от размещения «бумажной» информации на «досках объявлений» в подъездах многоквартирных домов: большинство жильцов просто не обращают на неё внимания. В то время как местную газету читает, как минимум, половина жителей района. И для большинства она — более привычный и содержательный источник информации.
К сожалению, тенденция ухода от использования печатного ресурса в сегмент менее затратного электронного с каждым годом становится всё заметнее и очевиднее. Даже наиболее важные нормативно-правовые акты и иная актуальная информация, затрагивающая права и интересы многих марёвцев, размещается только на сайтах и в так называемых «муниципальных газетах», выпускаемых на принтере «тиражом» в несколько экземпляров. В частности, муниципальные власти перестали опубликовывать в районной газете даже объявления о сделках с землёй, а автономные учреждения, которых в районе немало, постоянно пренебрегают опубликованием в газете ежегодных отчётов о своей деятельности, что обязаны делать — в соответствии с законом.
Думается, не мешало бы разобраться, на законных ли основаниях органы местного самоуправления ограничиваются размещением важной для граждан информации только на сайтах и в муниципальных «Вестниках», не является ли это профанацией деятельности — учитывая невостребованность большинством такой информации. Понятно, подобная практика помогает избегать расходов. Но в условиях рынка, как известно, бесплатным бывает только сыр в мышеловке, а при определении приоритетов желательно руководствоваться, всё же, принципами целесообразности, доступности и максимальной пользы для всех граждан.
Можно сказать иначе: средства, о которых идёт речь, райадминистрация не редакции газеты выделяет, а себе, на выполнение своих обязанностей. По большому счёту — на собственные нужды.
Что в итоге? «Первая власть» порекомендовала «второй» — то есть, исполнительной, — скорректировать в бюджете в сторону увеличения сумму средств, выделяемых на оплату услуг районной газеты, оформив свою позицию в письменной форме. Рекомендацию депутатов администрация района должна принять во внимание при внесении изменений в бюджет района.
Напоследок
Что касается бюджета в целом, главный финансовый документ района был утверждён Думой. Принят, как неизбежность — иного-то всё-равно не дано, а без утверждённого «первой властью» бюджета не откроется финансирование...
Желающие подробнее ознакомиться с отдельными параметрами бюджета могут «зайти» на сайт администрации района или обратиться к «газете» «Марёвский вестник», в которой опубликован документ.
На последнем в 2015 году заседании районной Думы депутаты приняли решения ещё по ряду актуальных вопросов, в том числе — утвердили Концепцию социально-экономического развития района на три ближайших года. Информацию по документу, тесно связанному с бюджетом, довела до собравшихся глава района Олимпиада Ильина. О «стратегии развития» нашей административной территории — в следующем номере газеты.
Анатолий КАСАТКИН
Фото Натальи Голубевой