В течение одной недели на город обрушились два мощных снежных заряда. Подзабывшие настоящую русскую зиму горожане восприняли её январские проказы едва ли не как стихийное бедствие.
Первыми запаниковали владельцы автотранспортных средств: по некоторым улицам было не проехать, потому что их не успели расчистить от снега. Не в лучшем положении оказались и пешеходы. Больше всех выражали своё возмущение по поводу заметённых снегом дорог жители окраин, куда снегоуборочная техника приезжает во вторую очередь.
– Холм в снегу утопает. Непонятно, как можно выиграть тендер на уборку города, если у дорожников не хватает специальной техники, – удивлялся активист Александр Русаков.
– Как разносить почту, если на моём маршруте столько неубранных улиц. Хоть бы к пятнице расчистили, чтобы «Маяк» разнести подписчикам, – сокрушалась почтальон Светлана Розикова.
– Наверно, с утра всю уборочную технику направили на площадь Победы, чтобы работники районной администрации могли там свои машины ставить, – предположил автолюбитель Анатолий Иванов, который, кстати, оказался не прав: снег на площади лежал нетронутым...
В тот день только ленивый не прошёлся по благоустройству города в зимнюю пору. Но реакция ведущего специалиста районной администрации Владимира Булатова на все раздражённые реплики была спокойной:
– Никто не предполагал, что одним залпом за ночь выпадет столько снега. Высота снежного покрова 12 января достигала 23 сантиметров, а к 17 января (когда снегопад не прекращался сутки) она достигла отметки в 41 сантиметр. На уборке улиц задействованы два автогрейдера и один колёсный трактор ООО «Холмское ДЭП». По графику первыми подлежат уборке улицы с наибольшей нагрузкой: Октябрьская, Красноармейская, Урицкого, Горького, К. Маркса. Затем – остальные. Естественно, что всё сразу уборщикам не охватить. В этой ситуации с центральных улиц быстро переключаемся на остальные. Вначале «пробиваем» от снега середину проезжей части дорог, чтобы машины могли проехать, пешеходы ходить. Следующий этап – расширение дороги грейдерами, – пояснил Владимир Александрович.
А до этого этапа участникам движения на улицах приходилось несладко. Это было заметно даже на улице Комсомольской, которую никак окраинной не назовёшь. На пути от Урицкого до Октябрьской с трудом разъезжались встречные машины. Пешеходы (а утром большинство из них – школьники) шагали по центру улицы. Уступая дорогу транспорту, утопали в снегу.
– В такие экстремальные дни частникам желательно оставлять свои машины дома. И уборщикам легче, и аварийных ситуаций на улицах меньше. Если мы успеваем утром расчистить мост на Ловати и тротуары, то подъезды к детским садам, больнице, школе и другим объектам – нет. Родители из своих авто высаживают детей прямо на проезжей части. Это небезопасно, – тревожится Владимир Булатов.
Муниципальный контракт
В прошлом году уборкой городских улиц занимались работники ООО «Холмлеском». Подрядчика эта работа по финансовым соображениям не устроила, и он от неё отказался. На этот сезон муниципальный контракт на очистку дорог от снега заключён с ООО «Холмское ДЭП», а тротуаров – с МУП ЖКХ Холмского района.
– Из бюджета нашего дотационного района на содержание городских дорог нынче выделяется 2029 тысяч рублей, что в три раза меньше, чем было в 2013 году. В прошлом году на эти цели отпустили и того меньше – 1849,5 тысячи рублей. Поэтому надо приветствовать дорожников, взявшихся за улучшение содержания дорог. Других желающих не нашлось, – подчеркнул заместитель главы администрации района Николай Горошкевич.
По его словам, техническая база Холмского ДЭПа сильно устарела. К тому же вдвое снизилось финансирование предприятия, в два раза – с 60 до 30 – сократилась численность работающих. В этой ситуации дорожники работают на уборке снега, не считаясь со временем. В идеале на расчистку городских улиц они могут отправить семь единиц имеющейся у них снегоуборочной техники. Но надо ещё деревни и дороги различного значения расчищать. Поэтому в городе зимняя страда наступает в 4 часа утра, чтобы к началу рабочего дня улицы были проезжими.
– Когда у нас грейдер был новый, его использовали зимой в три смены. Теперь об этом можно лишь мечтать. Из-за поломки мы вообще не могли его выпустить на линию после первого аврала. В городе вместе с автогрейдерами работал колёсный трактор с лопатой. Уже два раза по ходу расчистки его ремонтировали: в двух местах тракторист не заметил под снегом мёрзлый грунт. Хватает и других «подснежников», не говоря уже о том, что на обочине годами стоит всякая автомобильная рухлядь, – посетовал директор ДЭПа Адам Рокало.
Николай Горошкевич как председатель административной комиссии на этот факт отреагировал подобающе:
– Подключим ГИБДД и будем проводить в городе рейды. За хранение на улицах и обочинах непригодных к эксплуатации транспортных средств, дров и различного хлама, мешающего движению и уборке снега, составим протоколы, привлечём к административной ответственности. Штраф за нарушение правил благоустройства – от 3 до 5 тысяч рублей.
Сергей ЦВЕТКОВ