Среда, 30 октября 2024

Редакция

Жила-была деревня

Там находились курганы — древние захоронения. Местные жители их называли сопками. Ребятишки бегали туда играть

На территории нашего района много исчезнувших деревень. Одним не удалось пережить войну. Из других жизнь утекла вместе с молодёжью, уехавшей в города за образованием, работой. И лишь старики, как верные стражи своей деревянной вотчины, будто корнями вросли в землю. Ведь столько сил в неё вложено. Вот тут старинная поговорка «Где родился, там и пригодился» работает как закон жизни. С этим не поспоришь.

Политинформация. Председатель читает газету колхозникам

Кто знает, может при очередном витке истории русская деревня возродится? Может началом этому служат засеянные поля, зеленеющие вдоль дорог?! Новые животноводческие комплексы, дающие рабочие места сельчанам?! К сожалению, только некоторые из нас работают на земле, продолжая трудовые традиции дедов и отцов.

Деревни, как люди, имеют свою судьбу. Рождаются, переживают периоды процветания или роста, разорения или забвения, живут по сей день или исчезают навсегда. Как, когда и почему появилась деревня? Кто построил первый дом на берегу тихой речки? Откуда это интересное название? Почему её не стало?

Деревенька-колхозница

Грунтовая дорога от Вязовни до Клевиц с двух сторон обрамлена ольховыми ветвями. Кусты всё ближе подступают к дорожному полотну. Но даже сквозь них хорошо просматривается поворот направо. Старая дорога уходит в лес, а там через ручей. Поднимешься в гору и попадёшь на место, где когда-то жила деревня Еревшо.

Первое воспоминание о деревнях Ученского прихода датируется XIV веком. Еревшо значится в перечне археологических памятников Новгородской области. Там находились курганы — древние захоронения. Местные жители их называли сопками. Ребятишки бегали туда играть.

До войны здесь насчитывалось около двадцати дворов. Еревшовцы трудились в колхозе, занимались животноводством и полеводством. При деревне была конюшня и коровник. На полях колхозники выращивали зерновые, лён, кормовые культуры. Большинство работ по уходу за растениями и животными проводились вручную. К тому же, у каждой семьи было подсобное хозяйство, которое требовало времени и сил. Семьи были большие. Дети рано приобщались к сельскому труду, вносили посильную лепту в достаток семьи. Родители работали допоздна, забота о доме ложилась на плечи младших.

Деревня жила трудовыми заботами круглый год. Весна — пора обработки земли, посадок, появления потомства у животных. Лето — сенокос, уход за растениями. Осень — уборка урожая, запасы овощей и фруктов. Зима — заготовка дров, небольшая передышка от сельхозработ, которую женщины использовали для домашних дел, вернее для ремёсел. Хозяйки пряли лён и шерсть, ткали и вязали. Шили одежду для всей семьи. Впрочем, зимой работы в деревне-колхознице было ничуть не меньше, чем весной. В снежную холодную пору воду для скотины носили на коромысле с реки на водогрейню. В помещении, типа бани, воду нагревали в большом котле, потом уже относили на ферму, поили коров и лошадей.

На сенокосе. 1935 год

Летом сено заготавливали также вручную. Косили траву, сушили, укладывали в кучи, затем метали стог или скирду. Сейчас, наверное, молодое поколение и не знает, чем отличается скирда от стога. В скирде сено укладывали вытянутым четырехугольником, а верх выводили как крышу. В стоге же сено метали по кругу, и верх закругляли, чтобы он не протекал в дождливую погоду. Зимой стога отрывали от снега, сено нагружали на полозья и возили на конях к ферме. Молоко с фермы круглый год отправляли в Ратицкие Горки, там была молочня – пункт сбора молока. Бидоны охлаждали льдом и отвозили на станцию Волот. Надо заметить, что до эпохи холодильников заготовка льда была делом обыденным: лёд нарезали на реке большими кусками, ими наполняли специальные погреба или ямы-ледники. В летнюю жару такие зимние запасы спасали сотни тонн молока.

Архитектурный пейзаж деревни Еревшо украшали гумно, амбар. Эти постройки предназначались для обработки и хранения зерна. Гумно — просторное рубленое строение для просушки снопов. Внутри его было ещё одно помещение с печью — рига, для окончательной просушки и обмолота злаков. Эти виды работ колхозники оставляли на позднюю осень, и наличие таких хозяйственных построек позволяло молотить хлеб даже в непогоду. Амбар — добротная и прочная постройка для хранения зерна от хищения и от порчи.

Такой перед нами предстаёт деревня Еревшо начала 40-х годов прошлого столетия. Сельчане живут дружно, работают, вместе отмечают праздники, встречают гостей из соседних Клевиц, Погдяздова, Треполья.

А между тем, нагрянула страшная война, которую сельские жители совсем не ждали.

Потянулись за светом

Во время немецко-фашистской оккупации Еревшо спасло невыгодное месторасположение. Деревушка находилась в стороне от главной дороги. Немецкие солдаты всё же наведывались сюда, но большого урона не нанесли. Все тяготы военного времени вынесли на себе женщины, старики и дети.

Деревня Крутец. 1970 год. Галина Петрова — крайняя справа

После войны многие мужчины не вернулись в родные края, они навсегда остались на полях сражений.

Василий Михайлович Лукин вернулся в Еревшо в 1945 победном году. Возглавил колхоз, стал председателем. В те годы колхозникам пришлось восстанавливать всё хозяйство с нуля. Рабочих рук не хватало. Было голодно. Лошадей и коров в деревне не осталось. Земля обрабатывалась непосильным людским трудом. Но время не стояло на месте, постепенно оживала деревня. Еревшовские ребятишки ходили в школу в соседнюю деревню Клевицы. До войны там была семилетняя школа, после войны оставили только 4 класса.

В 60-х годах на колхозных полях стала появляться техника — трактора, машины. Постепенно проводилась электрификация деревень и укрупнение колхозов. Электричество стало неотъемлемой частью сельской жизни, но в Еревшо до сих пор освещали свои дома лучиной. В начале 70-х первые семьи стали покидать родовые гнёзда. Дома разбирали и перевозили в соседние деревни. Люди потянулись за светом.

Василий Лукин с семьёй переехал в Крутец в 1971 году, а в 76-м уехала последняя жительница баба Лиза. От деревни Еревшо осталось лишь название.

Теперь о её судьбе нам могут поведать только люди, которые там родились и жили. Они верны своей родине и хранят воспоминания о ней, как хранят старые выцветшие фотографии, на которых счастливые лица односельчан, лица родных и близких.

Ольга МИХАЙЛОВА
(по воспоминаниям Галины Петровой,

дочери председателя Василия Лукина)
Фото из семейного архива Петровых

РЕКЛАМА

Еще статьи

Наши любители спорта без труда назовут по именам всех своих земляков, играющих в петербургской команде «Холм»

Так решили земляки

В первой лиге первенства Санкт-Петербурга по мини-футболу играет команда с названием «Холм»

Птичий уголок

«Гусиный дворик» встретит гостей турбазы в Новгородском районе

Серебряные клюковки

Всего один победный балл отделил команду Поддорского муниципального района от золота областной интеллектуально-развлекательной игры-квиза «Серебряный эрудит»

РЕКЛАМА

РЕКЛАМА