Среда, 30 октября 2024

Редакция

Вот моя деревня!

Прожив дольше месяца в городе, я всё больше и больше тосковала по сельским просторам. И даже многочисленные блага городской цивилизации не смогли противостоять любимой сердцем деревенской тиши

Первая оттепель, а затем мокрый снег, чередующийся с дождём, создали невыносимые условия не только для транспорта, но и для пешеходов областного центра. Сугробы осели и буквально на глазах из белоснежных и пышных превратились в бурые и серые. Город, страдающий от многочисленных автомобильных пробок, наказывал пассажиров общественного транспорта, тщетно пытавшихся спрятаться от мозглой погоды под козырьками автобусных павильонов и томившихся в ожидании своего маршрута. Не только моросящее небо было свинцово-тяжёлым, но и весь городской пейзаж стал серым, словно улочки его сузились, а крыши домов накренились под тяжестью непогоды. Мокрые, взъерошенные голуби и воробьи целыми стайками слетались на оконные карнизы домов, прятались от непогоды под навесом вокзального перрона и лезли под ноги пассажиров, ожидающих отправления междугородних автобусов.

Три часа в пути, и вот я уже в родном Поддорском районе. Автобус пришёл вечером, но благодаря снегу дорога, ведущая в деревню, была хорошо видна. Каких-то 150 километров к югу от Великого Новгорода, а как изменились и природа, и погода. Небо тёмное, но щедро усыпано звёздами. Налетевший ветерок не щиплет щёки, а лишь слегка касается моего лица своим прохладным приветным поцелуем. Воздух свежий, с лёгким морозцем, но чуть видная вдали полоса ярко-розового заката говорит о грядущем заморозке. Да и дымящиеся печные трубы расположившейся в полукилометре деревни выпускают белые столбы высоко в небо — это тоже одна из примет неминуемого усиления мороза.

Шагая по пустынной вечерней дороге, наслаждаюсь свежим зимним воздухом, тишиной, нарушаемой лишь отдалённым лаем деревенских собак, да отзвуками удаляющегося по шоссе автобуса. Ура! Я дома! Как хорошо!

Через двадцать минут вечерняя прогулка заканчивается поворотом на мою улицу, вернее, переулок. Освещённая яркими фонарями и отсветами знакомых окон, она встречает меня как родную, и я рада возвращению сюда. Вот уже выскочила навстречу, услышав мои шаги в коридоре, преданная собачка Лика. Она кружится возле самых ног, скулит, радостно тявкает и вдруг подпрыгивает вверх, ловя влажным носом запах моих рук: «Хозяйка вернулась!» Приходится первым делом одарить городскими гостинцами именно её — ведь как долго ждала.

Запах родного дома, тепло печки, свежезаваренный чай с брусничным вареньем — что ещё нужно с дороги? И вот уже начинаются рассказы о городских родственниках, о новых знакомых по больничной палате, о медперсонале и врачах. Передаются гостинцы, подарки и самые тёплые приветы от родных. Это действо часто перебивается вопросами и репликами домочадцев, скучавших в разлуке. Сообщаются важные деревенские новости, и ты словно и не покидал этот милый уголок Нечерноземья.

Засиживаемся допоздна, а ведь утром рано вставать: топить печи, кормить дворовую живность, готовить завтрак и обед, хлопотать по дому и в бане — завтра суббота!

Вот качусь я в санках по горе крутой

Пришло время пойти в магазин за свежим хлебом и батонами — ведь впереди выходные. На улице слышен гул отъезжающих в лес тракторов. Запасливые хозяева заботятся заготовить дрова впрок на всю следующую зиму. Делянки с каждым годом отводятся лесниками всё дальше и дальше от нашей деревни. Нынче приходится мужикам ездить в урочище Волковая, это только по шоссе 7 км будет, да ещё через поле до леса. Одной солярки (дизтопливо) сколько сожгут трактора? Но что тут поделаешь — без дров остаться зимой в нашем климате нельзя.

Дорога до магазина лежит вдоль старого, заросшего кустарником и камышами карьера. Он расположился в самом центре деревни. Не украшение, конечно, но для деревенской детворы уже более 40 лет — лучшее место для игр. Летом здесь можно построить шалаш из камыша и веток, поиграть в казаки-разбойники или прятки, а зимой берега старого песчаного карьера собирают любителей покататься на санках, «ватрушках» и лыжах. Вот уж где нагуляешь аппетит, с усилием забираясь на крутую горку и стремительно скатываясь с визгом и смехом в глубину карьерного кратера.

Сегодня катание открыли Ваня и Женя — ученики начальной школы. Оба розовощёкие, в заснеженных куртках и варежках. Они садятся спинами друг к дружке, и вот уже яркая резиновая «ватрушка» уносит весёлых ребятишек в камышовые заросли. Снег разлетается из-под их самоходного транспорта в разные стороны, а на дне карьера — ледяной пятачок замёрзшей воды, по которому ездоки скатываются с каждым разом всё дальше и дальше. Мальчики не замечают холода морозного дня, им даже жарко. От яркого солнца, которое отражается в каждом снежном кристалле, они щурятся, а счастливые улыбки не сходят с детских лиц. Глядя на них, я тоже абсолютно счастлива — любуюсь красотой январского дня и вспоминаю своё детство.

Мы всегда с нетерпением ожидали зимы и снега. И вот саночный сезон открывался на самой ближней горе, на крутом берегу ручья, который протекал вдоль нашей улицы Школьной. С каждым новым проездом крутой спуск становился всё ровнее, а езда всё более скоростной. Рядом с наезженной горкой старшие ребята вырубали ступени, по которым было удобно забираться наверх. Детей в те годы в деревне было много, и любители катания то прибывали, то уходили домой, гонимые только ответственностью перед родителями. Те всегда нагружали детей разными домашними поручениями — принести дров для печек, наносить воду из колодца, почистить снег, набрать в подвале картошку для приготовления пищи и варки животным и так далее. Но, безусловно, главным делом школяров были уроки — домашнее задание. Нужно отметить, что к урокам дети готовились сами, ведь у родителей и без того много работы по дому и хозяйству.

Самые заядлые катальщики возвращались домой уже в сумерках. Выглядели мы так: шаровары с начёсом превращались в снежную монолитную корку, задубевшие от снега и мороза валенки были мокрыми насквозь, такими же были и варежки — тяжёлыми, как два камня. От нас валил пар. Но нам было вполне тепло, так как всё время мы находились в движении. Войдя в дом, с трудом сбрасывали «горные доспехи» и размещали их на русской печи. Варежки, носки, валенки — всё было из стопроцентной овечьей шерсти. Поэтому на другой день мы едва могли натянуть их на руки и на ноги, однако это обстоятельство нас не останавливало от нового похода на гору. Счастливые были времена!

Суббота — «бабий день»

Так говорили наши предки о шестом дне недели. Каждая хозяйка в этот день старается прибраться дома, вымыть пол, постирать и погладить бельё. Планы всегда грандиозные, но вполне осуществимые при желании и расторопности сельских женщин. Хочется приготовить вкусный обед и ужин, порадовать домочадцев чем-то необычным, оригинальным или, наоборот, традиционным «субботним» блюдом. Немаловажной заботой становится в этот день топка бани, ведь вечером из леса вернутся мужики, уставшие и промёрзшие на заготовке дров. Поэтому и суетятся деревенские женщины — для них суббота не день отдыха, а самый насыщенный день недели. Возможно, именно поэтому так приятно вечером, переделав все намеченные дела, помывшись в баньке, напившись чая, сесть с семьёй у телевизора, испытывая полное удовлетворение итогом насыщенного трудами дня. А в воскресенье можно чуть подольше поспать, набраться сил перед очередной трудовой неделей, начать строить новые планы, которые дают нам жизненный стимул и заставляют двигаться вперёд к их осуществлению.

Любовь ВАСИЛЬЕВА
Фото автора

РЕКЛАМА

Еще статьи

Наши любители спорта без труда назовут по именам всех своих земляков, играющих в петербургской команде «Холм»

Так решили земляки

В первой лиге первенства Санкт-Петербурга по мини-футболу играет команда с названием «Холм»

Птичий уголок

«Гусиный дворик» встретит гостей турбазы в Новгородском районе

Серебряные клюковки

Всего один победный балл отделил команду Поддорского муниципального района от золота областной интеллектуально-развлекательной игры-квиза «Серебряный эрудит»

РЕКЛАМА

РЕКЛАМА