Больше 36 лет прошло с тех пор, как поезд увёз Александра Ильина и его друга Владимира Кузнецова подальше от афганских песчаных бурь.
Так вышло, что школьные друзья и в армию призывались в один день. Осенью 1978 года из Холмского райвоенкомата их направили вначале в известную многим служивым Каменку, что в Ленинградской области. Там из новобранцев делают солдат и направляют для прохождения дальнейшей воинской службы в разные края. Для холмичей Ильина и Кузнецова этим краем стала ГДР. В Группе советских войск в Германии оба служили в одном дивизионе. Только казарма была на разных этажах. Виделись постоянно. Оба поначалу водили самоходные артиллерийские установки (САУ). Перед армией уроженец деревни Могильники Каменского сельсовета Александр Ильин окончил Гверстянское училище, получил квалификацию механика-водителя гусеничного тяжёлого тягача.
В армии обучили на радиотелеграфиста. Тоже неплохая специальность для бойца. Пехота завидовала. Рвение солдата командирам нравилось. Наградили Ильина нагрудным значком «Отличник Советской Армии». И той же осенью 1979 года отличник узнал, что из ГДР опытных солдат отправляют в Туркестанский военный округ, а его в этот список не включили – не та специальность. Обиднее всего было, что друг Владимир Кузнецов уже готовился в путь. Он был заряжающим – сразу взяли. Комсомолец Ильин написал рапорт на имя начальника штаба полка, что хочет служить на южных рубежах Родины. Тот патриотизм оценил, дал «добро».
Из ГДР на Кушку летели на самолётах. Рядового Ильина назначили в батарее орудийным номером. Попали с Кузнецовым в один дивизион. В военном билете Александра Анатольевича записано, что проходил службу в составе советских войск, направленных на оказание военной помощи ДРА с 14 февраля 1980 года по 29 декабря 1980 года. Из всех холмских афганцев Ильин и Кузнецов оказались на территории Афганистана первыми. Впрочем, для афганского братства района это чистая условность. В последние месяцы той войны по нашим солдатам стреляли не реже, а даже чаще, чем после введения войск в ДРА. Главное, что возвратились живыми. Они с Владимиром в одном вагоне на поезде пять суток домой ехали. Новый 1981 год в пути встретили. Приехали в Холм. Кузнецов здесь навсегда прописался. А Ильин, поработав в лесных организациях, уехал в 1983 году в Ленинград. Через год на землячке-однокласснице Лидии женился. Двое взрослых сыновей вырастили.
Солдатский долг
Александр вообще не любит лишний раз вспоминать про Афган. Считает, что присягу выполнял честно. Как все, кто был рядом с ним под нещадно палящим солнцем между Кунфузом и Багрой. Кроме жары донимал ветер-«афганец», приносящий песчаные бури. Песок хрустел на зубах, когда подкреплялись из котелка. Кроме коварного климата удивляла и сама страна, казалось бы, остановившаяся в развитии в XIII веке. И люди там непредсказуемые. Днём дехканин улыбается. Ночью может с автоматом и ножом пойти наши посты вырезать, если получится. И все равно солдаты детей афганских баловали, со стариками были вежливы. А женщин обходили стороной: замполит был начеку. Писали письма на Родину и ждали их неделями, пока они шли через Москву. Наград у Александра немного: юбилейные медали в честь 25‑летия вывода войск из Афганистана и «70 лет ВС СССР».
– На войне мне повезло. Я даже ни разу не был ранен. Нам, артиллеристам, было легче. Выезжали с орудиями на позиции и накрывали залповым огнём цели, которые указывала разведка. Через несколько часов нас на старой позиции уже не было. Потери обычно были в войсках при передислокации, поездках в Союз по горным дорогам. В первое время они были незначительные. Тем горше воспринималась смерть боевых товарищей. Однажды нелепо погиб мой сослуживец из Тюменской области Михаил Казаков. Воин-поэт сопровождал автомашину. Снайпер-душман стрелял в водителя, пуля пробила шею не только ему, но и сидевшему в кабине Михаилу. Оба погибли. Водитель смог перед смертью проехать 200 метров. На стихи Казакова барды песни сочинили. Их в Питере мне доводилось слушать, – вспоминает Александр Ильин.
Ветеран Афгана вернулся в Холмский района год назад. Приехал из Питера, купили с женой и мамой дом на окраине Холма на улице Горького. Мама недавно умерла. Жена работает, он – на пенсии по инвалидности. В Питере работал на известном предприятии «Электросила» слесарем. В Холме работы по его специальности нет. Но по дому мужчина всегда работу найдёт. Например, дрова расколоть (на снимке).
Сергей ЦВЕТКОВ
Фото автора