2016‑й объявлен годом кино. Директор кинотеатра «Заря» в п. Хвойная Инна КАЗАНЦЕВА вспоминает, с чего началось её знакомство с чудесным миром кинематографа, что изменилось, что осталось прежним и каким стал современный зритель
Киномеханик не обязан летать в голубом вертолёте и раздавать эскимо направо и налево, но кино показать может и должен: это его профессия — «крутить» фильмы. В киномеханики идут либо по большой любви к кинематографу, либо по очень большой любви. Представить за проектором человека равнодушного к этому виду искусства попросту невозможно.
— Когда я училась, в стране кинотехникумов было немного — меньше десятка, наверное, — рассказывает Инна Юрьевна. — На нашем курсе молодых людей, пожалуй, было больше, чем девушек. Я пришла в профессию киномеханика в 1982‑м. Тогда кинопроектор был почти в каждом населённом пункте, механик, соответственно, тоже. Народ валом валил в кинотеатры — посмотреть новый фильм можно было только так, Интернета и собственных видеомагнитофонов ещё не существовало в природе. Теперь же фильмы можно смотреть хоть по телефону, было бы время.
Киномеханик — профессия, зародившаяся одновременно с появлением кино. Даже в самых первых кинотеатрах были операторы проекторов, которые следили за тем, чтобы зритель думал только о картинке на экране. С начала 20 века их работа менялась, эволюционировала и пополнялась всё новыми и новыми устройствами и нюансами. Неизменным осталось только то, что они, в большинстве своем, так хорошо выполняют свою работу, что посетители кинотеатров и не подозревают об их существовании.
— Сейчас половина всех фильмов, идущих в прокате, отечественные, — отмечает Инна Юрьевна. — Недавно у нас прошёл кинофестиваль «Вече», много фильмов демонстрировалось к 70‑летию Победы в Великой Отечественной войне. Репертуар разный, но каждому найдётся кино по душе.
В силу обстоятельств и новых методов работы в том числе, кинотеатр в нашем районе остался только в Хвойной. На смену плёнке пришла «цифра». Громоздкие кинопроекторы остались в прошлом, как и «сигаретные ожоги» — так на сленге зовутся метки для киномехаников, сигнал переставлять катушки с плёнкой.
— Каким бы профессионалом ни был человек за проектором, смена бобин не пройдёт для зрителя совсем бесследно, могут возникнуть проблемы со звуком и т. д., — говорит Инна Юрьевна. — Раньше плёнка быстро приходила в негодность и стремительно сменяла первую категорию качества на четвёртую. Особенно, если техника не в лучшем состоянии. Теперь этого нет и в помине. То оборудование, которое используется в нашем кинотеатре, разумеется, не самое передовое, и есть куда стремиться, но видеопроектор сам делает всю работу при минимальном вмешательстве со стороны.
И всё же суть профессии осталась прежней — знакомить людей с чудесным миром киноискусства. Зрителей становится всё больше, люди постепенно возвращаются в кинотеатры, приходят даже целыми семьями.
— Теперь у киномеханика появилась возможность действительно посмотреть фильм: ведь раньше он был заперт в тесной комнатке со стрекочущим аппаратом и наблюдать за происходящим в зрительном зале мог только в узкое окошко, — вспоминает Инна Юрьевна. — Есть лишь одна потеря: утратилась некая романтика, создаваемая работой с плёночным кино. Но это не страшно. Основной «критерий качества» и раньше, и теперь остался прежним: главное, чтобы зритель остался доволен. И это для меня самое ценное.
Виталий МИХАЙЛОВ
Фото автора