Уважаемые читатели! Статьи по истории Охонского Троицкого погоста, посвящённые его двухсотлетию, пишутся долго. Когда уже была напечатана первая часть исследования, где утверждалось, что письменных источников, в которых Троицкий погост упоминался бы ранее 1571— 1572 гг., нет, удалось обнаружить сразу несколько документов, доказывающих обратное. Именно с этой информацией я и хотела бы познакомить заинтересованных пестовчан.
В одном из них описываются события, прихожане, причт и Троицкого, и Иванского, и Никольского погостов в Охоне 1564 года. Напомню, что десять бывших волостей новгородского владыки после присоединения Новгорода к Москве были конфискованы и стали личными владениями Великого князя Ивана III, в их числе — волости Охона и Кирва. Эти земли, ранее принадлежавшие дому Святой Софии, шли в раздачу дворянам как плата за службу в созданном Иваном III едином русском поместном войске. К концу XV века практически все территории волостей Кирва и Охона были отданы помещикам из многих русских городов или бывшим новгородским детям боярским, которые также должны были служить в поместном государевом войске. Их имена упоминаются в письменном источнике 1564 года, и вот в связи с чем. После раздачи земель хозяйствовать на них оказалось нелегко, земли были худы, а соединять воинские и хозяйственные обязанности было трудно. Постепенно земли становились всё более скудными, налоги росли, помещиков всё чаще призывал долг конно, людно и оружно являться к службе. Через 20-30 лет большая часть деревень опустела. В это время и появились в Охонских погостах уже царские чиновники Ивана Васильевича Грозного, чтобы «сделать обыск» – переписать опустевшие земли помещиков и снова пустить их в раздачу уже новым служилым людям. Сохранилась так называемая обыскная книга 1564 года всех Охонских погостов. Из неё и стали известны имена первых помещиков края, их крестьян, названия деревень, когда-то стоявших на земле Охонской волости. Эти люди строили первый деревянный храм Пресвятой Троицы, упомянутый сгоревшим в писцовой книге 1581 года. В этой же обыскной книге мы впервые встречаем имена священно-церковнослужителей Охонских храмов. Эти грамотные люди всегда исполняли роль свидетелей государева делопроизводства, часто от имени помещиков и крестьян, которые не всегда умели писать, подписывали документы. Вот и на этот раз ставили они свои подписи под обыскными делами как свидетели, да и листы переписывали набело тоже они. Чудо, что листы эти сохранились. Невозможно не назвать имена этих людей, названия деревень Охонской волости того времени:
«… Летом 1564 года... приезжал… сын боярской Постник Степанов сын Паюсов в Бежецкую пятину, в Троецкий погост, в Охону, спрашивал и обыскивал про царевы государевы великого князя про пустые деревни… И Троецкого игумена Лаврентия Иванова сына, да Троицкого же священника Июду Иванова сына… они сказали по священству, а староста Худяк по цареву по государеву великого князя крестному целованию…что царевы великого князя деревни, что были за Бучюгою Угримовым сыном Черкасова, Немером Бурдуковым сыном Черкасова, Афанасием Лговым – Кринкино, Горка, Григино, Бритнево, Козлухино, Тишково, Кольцово запустели оттого, што землёю худы и описью дороги… А обыскные книги писал Троецкий дьяк Истомка Леонтьев сын Охонские волости…
… Летом 1564 года... приезжал… сын боярской Постник Степанов сын Паюсов в Бежецкую пятину, в Никольский погост, в Охону, спрашивал и обыскивал про царевы государевы великого князя про пустые деревни… И Никольского игумена Александра Терентьева сына, да никольского же священника Максима Данилова сына… Да Пречистенского священника Волдомецкого Ивана Григорьева сына... они сказали по священству, а староста Худяк по цареву по государеву великого князя крестному целованию…
…Что в Никольском погосте более 20 лет пусты деревни, что раньше принадлежали Злобе Каверину, сыну Обухова, и Матвею Каверину, сыну Обухова. Среди безвестно ушедших владельцев называются Федок Васильевич Обухов, Будай Яковлевич Бундов, Ляпун и Домаш Семёновичи Овдуловы; Василий, Иван, Андрей, Дмитрий Васильевичи Нееловы, Булгак Ширяевич Осокин, Поздяк и Неспан Третьяковичи Порицкие, Степан Чудинович Порицкий, Семён и Иван Фёдоровы дети Ртищева, Иван Иванов сын Летавин, Семён Кулпин сын Арбузов, Артемий Алферьевич Неелов, Булгак Степанович Чиченин, Ширяй и Иван Фёдоровичи Овдуловы, Фёдор Алексеевич Неелов; Семён, Иван, Пётр Никитовичи Самуйловы, Горяин Андреевич Осокин, Погож Степанович Бундов, Шарап Степанович Обухов…»
Местоположение им принадлежавших деревень неопределимо, но возможно, что местные жители смогут узнать хотя бы названия местечек, где когда-то стояли деревушки. К слову, память и время ещё хранят некоторые названия:
«… Михина Корка, Васильково, Доброхотово, Горка Петушиха, Чупрово, Быково, Кузнечково, Сменково, Еремцино, Мошниково, Долонино, Ботнево, Офонасово, Мякишево, Загорье, Карпово, Ситкино, Третниково, Опалево, Смертино, Бочково, Григорьево, Жилина Гора, Турово, Исаково, Гора, Кешкено, Гусево, Вологино, Иваньково, Григино, Кадочкино, Сывороткино, Селюхино, Пученкено, Омойцино, Осипетрово, Снетково, Олисеева Гора, Кондратково, Неронково, Фоменское, Левково, Иванниково, Мешнево, Лухачево, Кузминское, Синицино, Медведица, Китаево, Шевцово, Воронино, Александрово, Белоусово Поле, Селохово, Буславское, Сахинское, Руслово, Вококуша, Кондратково, Перхино, Ескино, Бредово, Консово, Вельшено, Крюково, Десницино, Исаево, Сафонтьево, Пахомово, Костяево, Синицино, Головенкино, Борки, Жемово, Пилятино, Горка… А обыскные книги писал Никольский дьяк Шестачок Терентьев сын Охонского стану…»
«Иванский священник Иван Данилов сын сказал по священству, а староста Григорий Васильев сын по цареву по государеву великого князя крестному целованию… сказали… пусто господин в нашем погосте… Царевы великого князя деревни, што были в поместьи за Яковом Ивановым сыном Саламыкова, Ивашком Поздяковым сыном Саламыковым, Севаовом Васильевым сыном Макшеева, Муратом Нарбековым, Занкином Саламыковым – Харюшино, Круглушево, Бурцово, Тишково, Дорохово, Фенцово… не паханы и не кошены, запустели… А обыскные книги писал Иванский дьяк Истомка Данилов сын…»
В деревушках того времени стояло не больше пяти дворов, часто от одного до трёх, поэтому сохраниться им было трудно, но крестьяне этих деревень и их хозяева-помещики составляли приходы храмов, когда-то построенных ими же в Охонской волости. Все они – наши предки, что нашли покой на уже забытых погостах Никольской, Троицкой, Иоанновской церквей.
Удалось установить, что в XVI веке землями в Троицком погосте Охоны в большей степени владели помещики Саламыковы. Ещё в 1550 году набирал Иван Васильевич Грозный «… тысечю человек бояр и дворян и городовых дворян и детей боярских для своего государева ратного дела поспешенья, чтоб были всегда готовы…» Он наделял их за службу в избранной тысяче землёй. Сохранились имена людей, когда-то живших в нашем краю и вошедших в избранную государеву тысячу. Среди них из Троицкого погоста, из Охоны, Иван, Яков и Квашня Ивановы дети Саламыкова, Лобан Иванов сын Саламыков.
По писцовой книги Бежецкой пятины 1581—1582 гг. можно проследить, что в конце правления Грозного государя земли Охонской волости и её погостов ещё более запустели. К «худости» земли добавились последствия страшного поветрия – эпидемии и тех потрясений, что принесла государева опричнина.
«… в Троецком погосте в Охоне… за помещики значатся деревни Угомоново, Ядрово, селище Микулкино да нива Дягилница на реке Молостовке. Олфимово, Мышенец… В Троецком же погосте в Охоне порожжие земли, что были преж того за помещики в поместьях…
… Погост Троецкой в Охоне. На погосте тёплая церковь Пятница Святая, деревяна клетцки. А в церкви образы и книги и свечи и колакола и все церковное строение приходное… двор попов пуст…
… Погост Николской в Охоне пуст, запустел с поветрия весь, жилца ни одного нет, тому тринадцать лет. И всего в Никольском погосте в Охоне… 192 пустоши. На погосте церковь Николы Чудотворца... деревянная клетцки, а другая церковь клетцки ж Флора и Лавра…
… В Иванском же погосте в Охоне поржжие земли… На погосте церковь Рождество Иванна Предтечи… понамарь Меншичко Иванов, проскурница Дарья Андреева дочь, поп Максим Иванов, дьячок церковной Меншичко Яковлев… Да в Охоне ж церковь Илья Пророк, а поставили её помещики Фёдор да Иван да Степан Саламыковы да тёплая церковь Николы Чудотворца, а поставили её ново Иван Иванов сын Саламыков на своей на поместной земли… поп Яков Иванов сын, пономарь Иванко Кузмин, проскурница Настасья…»
Среди священнослужителей Охонских церквей к 1581 году в живых остался только бывший священник Никольского храма Максим Иванов, служил он в церкви Иоанна Предтечи.
Род Саламыковых захудал, среди них по документам числился пережившим эпоху Грозного государя только недоросль Иван Иванов сын Саламыков. Он в начале XVII века уже взрослым человеком будет подписывать многие государственные документы как губной староста Боровицкого стана Бежецкой пятины.
Итак, к 80-м годам XVI века на земле Троицкого погоста, в Охоне, стояли пять деревянных храмов: церковь Параскевы Пятницы, Николы Чудотворца, Флора и Лавра, Рождества Иоанна Предтечи, Ильи Пророка. Почему так много? Напомним, территория погоста была значительна, включала множество деревень, принадлежавших помещикам, любой из них мог построить храм. С определённостью можно говорить о том, что в самом селе Охона находились церкви Николая Чудотворца и Иоанна Предтечи, их местоположение определено Формулярными ведомостями по церквям и священнослужителям Устюженского уезда в середине XIX века. На месте сгоревшей Троицкой церкви, вероятнее всего, была поставлена новая рубленая церковь Параскевы Пятницы – Пятница Святая. Формулярные ведомости определяют и местоположение церкви Святого Пророка Илии. Из записей 1842 года следует, что этот древний и очень ветхий деревянный храм стоял в деревне Муравьёво и за ветхостью был разобран в середине XIX века. Не определено лишь месторасположение церкви Флора и Лавра. Деревянная церковь Пресвятой Троицы в конце XVI века ещё не была восстановлена после пожара 1571 года, однако это будет сделано позже. Пока ещё не найдены документы, подтверждающие постройку храма вместо сгоревшего, но во второй половине XIX века в Новгородскую консисторию подавалось прошение помещицы Ольги Веселаго о возможности возведения за собственный счёт часовни на месте алтаря разобранного деревянного храма Святой Троицы на территории уже в то время забытого кладбища. Старый деревянный Троицкий храм разобрали за ветхостью к 1810-м годам, чтобы неподалёку построить новый каменный, сохранившийся до наших дней. Кстати, Ольга Веселаго получила разрешение на возведение часовни на алтаре прежней деревянной церкви Пресвятой Троицы, часовня была построена. Теперь только наше воображение даёт возможность представить, насколько живописны были виды села Охона в XVI – XVII вв., когда в одном месте, на берегу Меглинки, высились купола сразу нескольких храмов.
Письменные источники XVII– XVIII веков по истории Троицкого, Иоанновского и Никольского погостов в Охоне исследуются, результаты исследования будут обязательно представлены нашим читателям чуть позже. Осталось сказать, что земли всей нашей округи лежали в запустении долгое время. За страшными своими последствиями опричниной и эпидемией эпохи Грозного придёт голод 1601—1603 годов (правление Бориса Годунова), затем окончательно опустошившие наш край Смутные времена.
Елена Наумова,
преподаватель истории школы №1, председатель районного
краеведческого общества «Наследие»
Фото из архива Охонского храма
Опубликовано в №10 от 16 февраля 2016 года