Тема, вынесенная в заголовок, крайне актуальна для жителей нашего района. Потому что проблема водоснабжения в последние пару лет стала, без преувеличения, головной болью марёвцев и местной власти
Участились прорывы в изношенных водопроводных сетях, далеко не всегда аварии ликвидируются оперативно, остающиеся без воды потребители предъявляют претензии по поводу качества оказания услуги и к руководству муниципального предприятия, и к администрации района, являющейся его учредителем. Подтверждением чему служит немалое количество адресованных им обращений и жалоб — в устном и письменном виде.
Кроме перебоев в водоснабжении, волнует земляков и механизм формирования тарифов на коммунальные услуги (вода, вывозка ЖБО) и, естественно, их экономическая обоснованность.
Когда руководитель «Водоканала» (официальное название — МУП «Марёвское водоканализационное хозяйство» («ВКХ») предложил проинформировать марёвцев через районную газету о состоянии дел во вверенном предприятии, ему было предложено уделить в своём выступлении внимание именно этим вопросам. И сделать это максимально объективно, руководствуясь исключительно достоверной информацией.
Итак, слово — директору Марёвского «Водоканала» Владимиру ЛЬВОВСКОМУ.
— МУП «Марёвское водоканализационное хозяйство» создано решением администрации муниципального района в апреле 2013 года. На начало 2016 года «ВКХ» эксплуатирует 21 артезианскую скважину и 59,4 километра водопроводных сетей. Балансовая стоимость материальных ценностей предприятия составляет 33 868 000 рублей. Общий износ основных средств — около 90%. Стоимость некоторых объектов водоснабжения составляет 0 рублей, то есть они полностью амортизировались.
Сколько же стоит поменять на всё новое в водопроводных сетях? Если оставшиеся 10% имеют стоимость примерно 34 миллиона, то весь водопроводный парк требует для полного восстановления сумму в десять раз больше, а именно — 500 миллионов рублей.
Что же мы в районе имеем для эксплуатации этого сложного хозяйства? На какие средства получаем воду с глубины более 50 метров? Мы собираем деньги с населения и учреждений района. Структура потребления следующая: из 8,2 миллиона рублей выручки 2015 года 20% приходится на юридические лица и 80% — на население. Платежи за воду осуществляются по утверждённому Правительством Новгородской области тарифу. Сейчас тариф на воду следующий: 72,96 рубля за метр кубический для населения и 88,29 — для юридических лиц. Разница в тарифах покрывается из областного бюджета, что составляет примерно 70–80 тысяч рублей в месяц. Это так называемые выпадающие доходы. Других источников финансирования для эксплуатации водопроводных сетей нет.
За прошлый год мы реализовали потребителям 86 тысяч кубометров воды. К примеру, в Демянске — в три раза больше. В нашем тарифе не предусмотрены работы по замене водопроводных сетей. Только аварийные. За прошлый год предприятие ликвидировало 95 прорывов водопроводных сетей с раскопкой грунта и работой в котлованах. Примерно столько же аварий произошло в распределительных колодцах и водоразборных колонках. Заменено 16 насосов на скважинах водозабора. Потери воды составили около 20% поднятого объёма. На практике это выглядит так: каждый день авария.
Как же нам менять водопроводные сети? В 2015 году предприятие заменило за свой счёт 400 метров водопроводных сетей на улице Советов. Расходы на эти работы стали убытками предприятия, как и замена насосов. Марёвцы видели прорывы воды на улице Советов в мае-июне. Построен дополнительный распределительный колодец. Сейчас идёт оформление документов для включения затрат по этому ремонту в тариф следующего периода.
Уже утверждённое повышение тарифа состоится с 1 июля 2016 года. Для населения вода будет стоить 80,69 руб. за кубометр, для учреждений — 94,62 руб.
Кроме того, с 1 января увеличился в 1,4 раза норматив потребления воды для потребителей без приборов учёта. С 1 июля 2016 года норматив будет увеличен ещё в 1,5 раза. Повышение нормативов — это политика Правительства Российской Федерации, направленная на установку приборов учёта у потребителей.
Для того, чтобы ремонтировать водопроводные сети, нужны деньги. Если инвестиционную программу финансировать за счёт средств предприятия, то нужно ещё дополнительно повышать тариф, проходя процедуру с утверждением этого повышения депутатами районной Думы. В этом случае объём инвестиционной программы не превысит 500 тыс. рублей. «На местности» это те же самые 500 метров замены водопроводных сетей.
В практическом выражении, для планируемой инвестиционной программы нам нужно, собирая деньги с потребителей, накопить средства на ремонт какого-то участка водопровода. У нас определены два участка в Марёве. Это участок водопровода на улице 8 Марта, где проходят такие же чугунные трубы, как на ул. Советов, и участок водопровода на ул. Пионерской, где водопроводные сети собраны из труб разного диаметра и качества исполнения. Также требует срочной замены водопровод в Молвотицах, где на одну скважину приходится 9 километров водопроводов. Построен водопровод из труб, которые в процессе эксплуатации стали хрупкими, как стекло. Но на такие работы нет средств. Объём средств нужен значительный. Он выходит за рамки тех средств, что предприятие может собрать в рамках инвестиционной программы, основанной на собственных средствах, полученных в рамках дополнительного увеличения тарифа на воду для населения.
Что происходило с экономикой предприятия в прошлом году? На начало 2015 года убыток предприятия составил почти 1,39 миллиона рублей. За год он вырос до 1, 56 миллиона рублей. Удалось не допустить роста убытков в кратных размерах. Убыток вырос всего на 170 тысяч рублей. Выросла общая выручка предприятия, хотя предприятие потеряло такую важную статью дохода, как вывозка ТБО. У нас нет своего полигона. В 2014 году выручка составила 7,45 миллиона рублей, а в 2015-м — 8,17 миллиона рублей. Я прогнозирую, что с июля 2016 года сумма убытка будет уменьшаться.
Откуда берутся убытки? В первую очередь, на объёме убытков сказался кабальный для предприятия договор по аренде экскаватора ЕК‑12–10. Аренда составляла 65 тысяч рублей в месяц. В 2014 году предприятие год не вносило арендную плату. В ноябре 2014 года экскаватор был возвращён владельцу. Сейчас мы почти полностью рассчитались по этому долгу. Весь 2015 год предприятие арендовало экскаватор у частного лица. Стоимость аренды составляла 10 тыс. рублей в месяц.
Главная проблема сейчас — это долги энергетикам. По плате за электроэнергию мы находимся на «электрическом календаре» в начале лета 2015 года. В чём причина? 10 скважин из 21 не окупают себя даже по расходам на электроэнергию. Зимой на скважинах работают не только насосы, но и обогреватели, которые греют станции управления, манометры, запорную арматуру и датчики. Выход — во внедрении современного скваженного оборудования, ремонте скваженных киосков, их утеплении, установке нагревателей с датчиками температуры. В этих целях на предприятии принята реальная программа энергосбережения. В течение года будем утеплять скваженные киоски, менять оборудование.
Коснусь ещё одного вопроса — вывозки сточных вод. Прошу жителей района привыкать к этому термину. С точки зрения законодательства мы отвозим не ЖБО, а «сточные воды». Стоимость вывозки возросла с 730 рублей до 1 тысячи рублей за машинную бочку. Почему? Во‑первых, тариф на откачку регулирует само предприятие. Этот тариф не регулирует государство. Мы арендуем ассенизаторские машины. Выросла стоимость аренды транспорта. Выросли цены на горючее. Машины старые и часто ломаются. Растёт стоимость ремонта. Но я надеюсь, что до следующего года нам не придётся увеличивать стоимость откачки сточных вод ещё раз.
Напомню, что в районе действует Единая дежурная диспетчерская служба (т. 8 81663 21862). За прошлый год по вопросам водоснабжения в службу было 212 обращений. В связи со всеми обращениями граждан были произведены действия согласно складывающейся обстановке.
Прошу жителей района своевременно оплачивать потреблённые услуги. Других средств у предприятия нет. От полноты платежей каждого потребителя зависит стабильная работа предприятия.
Комментарий главного редактора
Не знаю, какое мнение сложилось у наших читателей по поводу вышеопубликованного выступления руководителя предприятия, но, на мой взгляд, это не совсем то, что ожидалось и на чём автору предлагалось акцентировать внимание. По большому счёту, суть выступления директора «Водоканала» — предприятие находится в тяжёлом финансовом положении, несёт большие затраты, и едва ли не единственный способ решения проблем ремонта и обновления водопроводов — повышение финансовой нагрузки на потребителей услуг. Не уверен в том, что марёвцев воодушевит такая перспектива.
Стремление к рентабельности предприятия — похвально. Но увеличение доходов за счёт потребителей услуги нельзя рассматривать в качестве единственного пути достижения цели. Есть и другой, параллельный — сокращение расходов. Но руководитель предприятия представляет объёмы затрат как само собой разумеющееся, просто констатируя факт. Не уверен, что все затраты экономически обоснованы. «Заменено 16 насосов на скважинах водозабора». Но нельзя исключать, что часть оборудования вышла из строя из-за неправильной его эксплуатации, каких-то просчётов. Почему за это должны отвечать потребители своим кошельком? Как позитив, призванный подтвердить большие затраты, подаётся информация о ликвидации около сотни прорывов в сетях. В то время как для потребителей услуги — это явный негатив. И у них нет уверенности в том, что, во‑первых, аварии нельзя ликвидировать более оперативно, во‑вторых, что нельзя сократить расходы на их устранение — в частности, за счёт более чёткой организации работ, избавления от нерациональных и дублирующих действий, приводящих к увеличению затрат.
Далее. Непонятны и некоторые другие моменты. Например, разъяснения руководителя коммунального предприятия не позволяют понять механизм формирования тарифа на «вывозку сточных вод» (ЖБО). Вместо экономического обоснования — просто констатация факта. Наверное, желательно «калькулировать» затраты, пояснить потребителям, из чего складывается цена в «тысячу рублей за бочку», какова в ней доля себестоимости услуги. По тем же причинам нет понимания, почему замена 1 метра водопровода обойдётся в тысячу рублей. Или эта цифра — тоже умозрительная, как и другая — о требующейся сумме средств на полное обновление водопроводных сетей?
И ещё. Похоже, в цифровой информации, доведённой до читателей, присутствуют и «некорректные» данные. Иначе говоря — искажённые. В подтверждение сошлюсь на мнение первого заместителя главы администрации района, курирующего сферу ЖКХ, Сергея Горкина, знакомого с оригиналом выступления в газете руководителя «Водоканала»:
— По имеющейся у меня информации, сумма убытков коммунального предприятия увеличилась за год не на 170 тыс. рублей, как сообщает Владимир Львовский, видимо, «отминусовавший» от 1,56 млн. рублей убытки за 2014 год в размере 1,39 миллиона. На самом деле 1 миллион 560 тысяч рублей — это сумма убытков предприятия только за 2015 год, а не «с нарастающим итогом». То есть, в 2014 году уровень рентабельности был выше, чем в прошлом году. Более того, половина суммы убытков по итогам 2014 года приходится на вынужденную, навязанную прежним соглашением аренду экскаватора — более 700 тысяч рублей, в то время как в прошлом году аренда экскаватора обошлась в гораздо меньшую сумму — исходя из её стоимости 10 тыс. рублей в месяц. Нельзя не признать заслуги директора, избавившегося от невыгодной аренды. Теи не менее можно сделать вывод, что в 2014 году предприятие имело значительно меньшие убытки от прямой хозяйственной деятельности, нежели в 2015‑м.
Не могу согласиться и с аргументом относительно больших потерь, понесённых предприятием от утраты услуги по вывозу ТБО, якобы сказавшихся на уровне доходов. По информации руководителя «ВКХ», доходы от вывозки ТБО составляли 400–500 тысяч рублей в год, но вместо этого «Водоканал» получил муниципальный контракт на выполнение работ по благоустройству в сумме почти миллион рублей. Зачем «передёргивать» факты?
О тарифах. Потребители должны располагать информацией об экономической обоснованности стоимости услуги, из чего она складывается.
И о главном, на что необходимо обратить внимание. Сегодня основная задача «Марёвского ВКХ» — изыскание источников получения дополнительных доходов — за счёт подключения к сети новых потребителей, расширения сферы услуг, не исключая и непрофильные. Заработанные дополнительные средства и надо использовать на ремонт и обновление водопроводов, а не решать эти проблемы исключительно за счёт потребителей услуг. Надо по возможности избегать повышения финансовой нагрузки на жителей района.
Как понимаете, оснований не доверять информации представителя власти, первого замглавы, у меня нет. Тем не менее не могу не заметить очевидного факта — полезности представленного в газете «диалога». Не исключаю и возможности продолжения подобного сотрудничества: Владимир Львовский намерен разъяснить землякам и такие вопросы, как сбор средств за полив огородов, качество услуги бани, содержание общедомового имущества. Тут есть о чём поговорить.
Анатолий КАСАТКИН
Фото автора