Работа на родной поддорской земле, в сельском хозяйстве, стала для дояра Александра Яковлева делом всей его жизни. Наш земляк уверен — чтобы справляться с нелёгким крестьянским трудом, нужно не только быть профессионалом, но и всей душой любить сельскую жизнь, людей, живущих по соседству, и, разумеется, заботливо и с любовью относиться к животным, за которыми тебе доверено ухаживать. Все мы знаем пословицу: «Не место красит человека...», и эту вековую мудрость подтверждает делами Александр Фёдорович.
Саша научился доить коров уже в 10 лет — нужно было помогать матери дома и на ферме. Эта детская любовь к сельскому труду стала его путеводной нитью, а после — и профессией.
Давно не была на ферме СПК «Ритм», с тех пор как поменяла место работы. Поэтому и добиралась до неё с опаской провалиться в снегу и промочить ноги в одной из запорошенных метелью луж. В течение восемнадцати лет ходила я сюда проторённой тропой, работая в ветеринарной службе. Многое вокруг изменилось, нет и этой короткой тропы, но путешествие, к счастью для меня, закончилось благополучно.
Последняя уцелевшая ферма когда-то большого сельскохозяйственного комплекса стоит в отдалении от деревень Бураково и Гринёво. Отворив тяжёлые деревянные ворота на металлическом каркасе, вошла внутрь помещения. Понадобилось какое-то время, чтобы после дневного света глаза привыкли к полумраку и стало возможно рассмотреть всё вокруг. Меня сразу окружили теплое дыхание животных, запах аммиака и сена, шуршание которого стало шумовым фоном всего пространства. Животные не обратили никакого внимания на вторжение постороннего человека — у них был обеденный час. Кормушки полны, а между рядами — запас корма на вечер, несколько сенных рулонов. Рядом с ними — дояр Александр Яковлев, ловко орудующий вилами. После раздачи корма своим питомцам Александр Фёдорович нашёл время для общения с прессой.
В стойловый период крупного рогатого скота (ноябрь—апрель) животновод добирается на ферму из соседней деревни Городок на велосипеде (туда и обратно — 4 км) трижды в день. Ни мороз, ни снегопад, ни дождь не являются для него преградой — закалился за многие годы. Да и в летний сезон, когда днями — на слепнях, комарах да мухах в поле, где пасёт он стадо кооператива, — не меньшее испытание. Четыре-пять выходных дней в месяц старается потратить на домашние дела: огород, стадо овец, телёнок, которого берёт в СПК на откорм. Успевает осенью сбегать на болото за брусникой или клюквой, ведь дополнительная копеечка — семье подспорье. Кстати сказать, за всю нашу беседу Александр Фёдорович ни разу не пожаловался на условия труда, низкую зарплату или тяжёлую сельскую жизнь. С его обветренного, словно уже загорелого лица не сходила добрая, лучезарная улыбка. А ведь только он да его коллеги знают, что ухаживать за скотинкой в наши дни — дело непростое. Откуда же такая любовь к этому нелёгкому сельскому труду?
И на дуде игрец
— Я у родителей был седьмым ребёнком (в живых сейчас осталось четверо). Разница в возрасте у меня с сёстрами получилась большая, поэтому и стал для отца и матери главным помощником. Родители трудились на ферме в деревне Городок, да и дома было хозяйство. Раньше наш отец работал на автобусе, молоковозе и бензовозе, так что и техникой я увлекался с раннего детства. Окончив школу, поступил в СПТУ, где приобрёл сразу несколько профессий: водитель 2-го класса, тракторист-машинист широкого профиля, слесарь 3-го разряда. С этим набором знаний и удостоверений пришёл в совхоз имени Тимирязева. Мне доверили трактор ДТ-75, на котором работал на вспашке и культивации совхозных полей, а осенью — на уборке картофеля. В 1988 году меня призвали на срочную службу в ряды Советской Армии. Так впервые в жизни удалось побывать за границей. В числе других ребят был направлен в войска ПВО в Германскую Демократическую Республику. Службу проходил в городе Ютеборге. Хорошие были времена: и службу несли, и отдыхали достойно. С той поры люблю петь военные и солдатские песни сам для себя или в хорошей компании.
В ГДР командование доверило мне автомобиль ГАЗ-66, а затем — ЗИЛ-131, относились они к пожарной службе нашей части. Технику уважал, да и делом своим дорожил, поэтому мои машины всегда были в полном порядке, — с какой-то особенной теплотой вспоминает мой собеседник.
Как я узнала позднее, подтверждением отличной службы Александра было благодарственное письмо командования, присланное родителям из ГДР в Поддорский район. А после — отпуск, предоставленный на десять дней, не считая дороги. Отбыл парень самолётом из Германии до Ленинграда. Домой явился в армейской форме, которую украшал нагрудный знак «За отличную воинскую службу». Приятно было видеть всё это престарелым его родителям. Ведь отец Фёдор Петрович более пяти лет отдал службе в городе Саров в «особых» войсках, занимающихся ядерными разработками.
— После армии опять работал на тракторе, только уже на ЮМЗ-6, пока не случился развал совхозов и сельского хозяйства в районе. Как и многие, остался не у дел. Нужно было как-то жить, поэтому уехал в Старорусский район к сестре, где работал тоже в совхозе. Трудные были годы: остались без жилья — дом сгорел, а в доме сгорел и отец. Позже умерла мать. Жизнь дала трещину. Поэтому бывало всякое, но я понимал, что только работа может спасти меня от житейских невзгод. Так, с 2001 года вернулся в родные края, но уже в СПК «Ритм», которым руководит сейчас Джабар Тагиевич Гаджиев. Он взял меня дояром, а последние шесть лет работаю в летний сезон ещё и пастухом, — продолжает мой собеседник.
За эти годы стал Александр Яковлев незаменимым работником в своём кооперативе. Он и коровушек подоит (сейчас ещё не в «декретном запуске» 11 бурёнок), и телят напоит (в конце февраля начнутся массовые отёлы), и лошадку Копчика вниманием не обделит — чистит, поит и кормит. Примечая всё это, руководитель кооператива походатайствовал, чтобы отметили в районе его подчинённого. Поэтому на праздновании Дня работника сельского хозяйства, что прошёл минувшей осенью, Александр Фёдорович был награждён грамотой администрации Поддорского муниципального района. Правда, на праздник в РДК приехать не смог — был клюквенный сезон, а ведь в эту пору каждая свободная минута дорога. Нужно сказать, что старается 47-летний мужчина теперь не только для себя, так как его гражданская жена Наталья — многодетная мама, а её младшие дети уже зовут дядю Сашу папой.
Любовь ВАСИЛЬЕВА
Фото автора