Принципы экономики по-советски довели до грани развала систему пассажироперевозок в области
9 февраля в администрации Крестецкого муниципального района состоялось совещание под руководством губернатора Новгородской области Сергея МИТИНА по вопросам транспортного сообщения между муниципальными центрами.
На совещании присутствовали глава района Сергей ЯКОВЛЕВ, заместитель губернатора, заместитель председателя правительства области Владимир ВАРФОЛОМЕЕВ, заместитель губернатора Юрий МАЛАНИН, председатель областной Думы Елена ПИСАРЕВА, недавно назначенный руководитель департамента транспорта и дорожного хозяйства области Александр ТАРАСОВ, директор ООО «МПАТП‑1» Евгений КАРПОВ, главы поселений Крестецкого муниципального района, заместители главы района, другие официальные лица.
Главной темой совещания стало обсуждение оптимизации существующих объёмов пассажирских перевозок. Тема весьма болезненная, назревшая давно. По словам губернатора, в районе, да и области в целом, имеются населённые пункты, в которых проживают 9, 20, в лучшем случае — 50 человек, регулярно пользующихся пассажирским транспортом. При таком раскладе средняя наполняемость одного автобуса составляет приблизительно 1,5–2 человека. Получается, что в текущем году около 10 миллионов рублей дотаций должно быть выплачено из областного бюджета пассажироперевозчику, занимающемуся неэффективными перевозками.
Предваряя разговор, губернатор отметил, что это первое расширенное совещание из числа намеченных, и Крестецкий район выбран такой стартовой площадкой не случайно: на его территории проживают 12 400 человек, при этом лишь 9 000 из них — в Крестцах. Остальные — сельские жители, и чётко организованное транспортное сообщение для них крайне важно. Параллельно он подчеркнул и личный авторитет Сергея Яковлева как главы района и как руководителя ассоциации «Совет муниципальных образований Новгородской области».
Вместе с тем, как отметил в своём докладе заместитель главы администрации района Александр ТИМОФЕЕВ, протяжённость маршрутной сети в районе — 490 км, и пригородные маршруты — самые убыточные. Снижению количества пассажиров на этих маршрутах, а следовательно, увеличению убытков Крестецкого участка способствовало значительное повышение тарифа для населения в декабре 2015 года — на 40%. К тому же жители деревень, расположенных в непосредственной близости к трассе, нередко пользуются услугами иногородних перевозчиков.
В итоге ситуация сложилась таким образом, что транспортный участок в Крестцах, как и в ряде других районных центров области, оказался на грани закрытия.
В поисках путей решения проблемы губернатор обратился к главам сельских администраций. Ему явно пришлось по душе меткое высказывание главы Новорахинской сельской администрации Геннадия ГРИГОРЬЕВА о том, что районные маршруты, количество рейсов на них не менялись со времён Советского Союза. А в современных условиях это недопустимо. В поселении провели предварительную работу с жителями на предмет договорённости о том, что будет сокращено количество рейсов.
Главы других поселений поддержали инициативу. Губернатор принял это за основу, однако подчеркнул, что при этом необходимо строжайшим образом соблюдать графики маршрутов, повышать качество обслуживания. К рассмотрению было принято и ещё одно предложение: разработать маршрутный график по двум схемам, зимней и летней, поскольку с наступлением дачного сезона количество пассажиров, их потребности, естественно, увеличиваются.
Что касается непосредственно Крестецкого участка, то, естественно, с сокращением количества рейсов неизбежно и сокращение штата. В настоящее время речь идёт о десяти сотрудниках, которых коснётся процедура сокращения. Глава района обещал личное содействие в трудоустройстве каждого из них.
В течение двух дней после совещания специалисты просчитали экономическую целесообразность нововведений, новая схема была утверждена.
Как вариант отдалённой перспективы участниками совещания был рассмотрен вопрос организации таксомоторных перевозок на базе Крестецкого транспортного участка.
Остаётся резюмировать, что в нынешнее время жесточайшей экономии следует искать новые, более гибкие подходы (об этом тоже говорил на совещании Сергей Митин) во всех сферах хозяйствования, что должно позволить в разы сократить расходы, сделать их более рациональными.
Оксана ЕГОРОВА
Фото автора