Среда, 30 октября 2024

Редакция

Весь покрытый зеленью...

Пришло время отвечать за право лицензионной добычи песка на территории района

На слайдах, подготовленных к этому совещанию, зелёного цвета было хоть отбавляй: им отмечались участки на территории района, которые исследуются или будут исследоваться на наличие месторождений песка. В Малой Вишере совещание по вопросу усиления контроля при использовании песчаных карьеров провёл руководитель департамента природных ресурсов и экологии области Владимир Королёв.

Совещание было рабочим, цель разговора – конкретно разобраться, что происходит с пользованием недрами маловишерской земли. Подобные встречи сейчас идут на всех территориях, где ведётся (или планируется) основная добыча песка для строительства автобана М11. Сначала несколько цифр, абсолютно необходимых для понимания глубины проблемы. Обнаруженные в области запасы песка составляют сегодня более 500 миллионов кубометров, на балансе одного только Маловишерского района – более 75 миллионов. Участку трассы, проходящему по территории области, требуется всего 24 миллиона кубометров. По состоянию на 15 февраля уже было отсыпано почти 12 миллионов. При этом поток заявлений на изучение, разведку и на получение дополнительных лицензий не заканчивается. Сейчас их в департаменте природных ресурсов насчитывается около 50-ти.

Явное стремление потенциальных добытчиков песка забраться в леса (преимущественно хвойные) невольно наводит на мысль: уж не руководит ли определённой частью бизнесменов желание по-быстрому срубить... Нет, не деньги с автобана за добытый песок (от начала геологических изысканий до получения лицензии на добычу проходит много месяцев). Куда быстрей можно срубить под самый корешок деревья на облюбованном участке, реализовать по-тихому древесину и – в случае чего – исчезнуть, не вспоминая больше о каком-то там песке. Тем более что маловишерские, например, пески в большинстве своём, как утверждают геологи, пылевидные и для верхнего слоя дорожной одежды не очень-то подходят.

Вторая проблема – карьеры на местах выборки песка, глубокие ямы с не сглаженными краями, хотя в техническом проекте у каждого добытчика есть раздел: обязательная рекультивация земель. Этим вопросом озаботилась природоохранная прокуратура. Проверки начнутся уже в ближайшее время. Кстати, добытчики, намеревающиеся работать долго, в некоторых районах выработанные карьеры заводняют, планируя потом рядом с ними создавать зоны отдыха – лес, рыбалка, домики.

Начальник управления недропользования и геоинформации департамента природных ресурсов и экологии Виктор Попов сообщил, что на добычу песка в области выдано 325 лицензий, из них 120 – на геологическое изучение, 136 – на добычу, остальные лицензии совмещённые, на всё сразу (они получены по результатам аукциона). В области числится 204 недропользователя, среди генералов песчаных карьеров лишь треть – иногородние. А вот что касается непосредственно добычи, то тут не всё так очевидно. Недропользователи отчитались о 12 миллионах кубометров добытого песка, при этом только одна М11 уже использовала почти столько же. И у специалистов департамента есть веские основания полагать, что на трассу часть неучтённого песка идёт в обход налогов.

В Маловишерском районе сейчас зарегистрировано 30 недропользователей с 64 лицензиями (31 – на геологию, 31 – на добычу, две совмещённые). Динамика выявления новых месторождений впечатляет: в 2014 году у нас их было найдено 8, а в прошедшем уже 23 (в целом по области – 100). Прирост запасов песка за год составил больше 57 миллионов кубов. В 2014 году район поставил на М11 62 тысячи кубометров песка, в прошлом году почти в 30 раз больше – 2 миллиона.

Дмитрий Терентьев: «Леса интенсивно вырубаются»

Добыча разрешена в 32 карьерах района, но реально песок поставляют только 16. Вот тут-то и начинаются вопросы. Почему не используются месторождения? Есть проблемы с реализацией песка или же был изначальный расчёт на простой свод леса? В прошлом году в Маловишерском районе возбуждено два уголовных дела по факту незаконной добычи полезных ископаемых, а всего проведено 12 проверок.

С особым вниманием участники совещания выслушали заместителя председателя комитета лесного хозяйства и лесной промышленности области Дмитрия Терентьева. При разработке карьеров, действующих на территории района, уже вырублено около 160 га леса (94,2 тысячи кубометров, причем 80 процентов из них – сосна). На территориях, подлежащих разработке, есть даже молодняки, которые посажены в разные годы работниками лесничеств.

Сегодняшняя ситуация не самой лучшей стороной повернулась к ООО «Хасслахерлес», единственному предприятию, внедрившему замкнутый цикл от посадки молодняка до переработки опилок в топливные гранулы. Претензий к тому, как само это предприятие хозяйствует, у комитета лесного хозяйства и лесной промышленности нет. Но по действующему Лесному кодексу на одной и той же территории может быть несколько видов пользования, и просто запретить изыскательскую деятельность на арендованных «Хасслахерлесом» землях невозможно. Этот факт потребует особого внимания при принятии управленческих решений.

На стадии геологического изучения никакой рубки леса на том участке, где бурят разведочные шурфы, быть не может. Максимум – просека для прохождения техники. К тому же в каждой добычной лицензии прописаны сроки выхода на проектную мощность, сроки начала освоения месторождения, уровень добычи и т.д. Если какой-то из пунктов не соблюдается, то департамент природных ресурсов сначала выдаёт предписание. Если же нарушения в течение трёх месяцев не устранены, лицензия аннулируется. То есть возможности воздействовать на недобросовестных бизнесменов существуют. Но есть и уязвимое место: у каждого карьера инспектора по охране окружающей среды не поставишь. Поэтому так важна информация с мест. В деревнях люди обычно хорошо знают, что делается в округе, в соседнем лесу или в поле.

Но, как заметил глава Бургинского поселения Александр Маршалов, местные власти, по сути, отстранены от этих процессов. Лицензии на все виды работ выдаёт областной департамент, согласовывать что-либо непосредственно с поселением владелец лицензии (если речь не идёт о землях сельскохозяйственного назначения) не обязан. И в бюджет поселения от добытчиков песка поступает в лучшем случае малая толика подоходного налога. Всё остальное – только головная боль для местных жителей. Прекратить деятельность добытчиков песка местные власти в силах только в том случае, если у предпринимателя лицензии нет.

Вопрос от главы Бургинского поселения Александра Маршалова

Все слышали ставшее уже крылатым указание президента Владимира Путина о том, что надо перестать «кошмарить предпринимателей». Установка, без сомнения, благая: в развитых странах экономика держится именно на малом и среднем бизнесе. Вот только предприниматели, к сожалению, не всегда бывают белыми и пушистыми. Плановые проверки малого бизнеса на три года «заморожены», но по сигналам о неблагополучии их можно и нужно проводить. В нашей ситуации это особенно актуально. К маю 2018 года дорога М11 будет построена, и тогда мы вполне можем оказаться на изрытой «кротами» и не возвращённой в нормальное состояние земле или с многочисленными проплешинами в лесах. Причём неизвестно, что хуже: хвойный лес до спелости растёт 81 год.

Ещё лет тридцать назад, когда речь заходила о небогатых бюджетах Новгородчины или там Псковщины, раздавались вздохи: «Что поделаешь, нет у нас ни нефти, ни газа». Время от времени обывателей потрясали известия о том, что в недрах то в одном углу, то в другом по всем приметам должны водиться алмазы. Кто бы мог представить, что обычный песок когда-нибудь станет предметом особого внимания. Да ещё какого! В области есть пример, когда один из предпринимателей получил аж целых 36 лицензий, хотя добыча идёт только в двух карьерах. На что человек рассчитывал, знает он один, хотя и возникают аналогии с американской золотой лихорадкой, когда каждый стремился застолбить участок покрупней. Надо сказать, дело это не дешевое: одна лицензия обходится в сумму около миллиона.

По большому счёту, сам факт разведки новых месторождений в целом для региона выгоден. Понадобится кому-то строительный материал, а тут всё готово, пожалуйте на аукцион! В определённых кругах говорят, что проект высокоскоростной железнодорожной магистрали между Москвой и Питером окончательно ещё не похоронен: ждут пуска М11, чтобы понять, на какой пассажиропоток можно рассчитывать в будущем.

Ну а пока участники совещания в Малой Вишере договорились об обмене взаимной информацией и о том, что в начале марта необходимо провести встречу с приглашением добытчиков песка и руководителей строительства автомагистрали. Она важна ещё и тем, что приближается весенняя распутица, а с нею – традиционное бездорожье на подъездах к М11.

За ходом совещания наблюдала
Валентина БАЗАНОВА
Фото автора

РЕКЛАМА

Еще статьи

Наши любители спорта без труда назовут по именам всех своих земляков, играющих в петербургской команде «Холм»

Так решили земляки

В первой лиге первенства Санкт-Петербурга по мини-футболу играет команда с названием «Холм»

Птичий уголок

«Гусиный дворик» встретит гостей турбазы в Новгородском районе

Серебряные клюковки

Всего один победный балл отделил команду Поддорского муниципального района от золота областной интеллектуально-развлекательной игры-квиза «Серебряный эрудит»

РЕКЛАМА

РЕКЛАМА