Наши постоянные читатели, уверен, запомнили интересный материал студента исторического факультета НовГУ Евгения СЕРГЕЕВА, посвящённый судьбе одного из владельцев усадьбы Петрово. Сегодня мы предлагаем вашему вниманию ещё одну его статью, раскрывающую некоторые страницы истории Городищенского прихода.
Уже около ста лет не звучит над этими местами колокольный звон. Никто из крестьян не спешит через всю деревню на воскресную службу. Не венчают в Городищах и не крестят младенцев. Все это намертво перечеркнуто. Некому в округе даже рассказать, как выглядела церковь до своего разрушения, хотя несколько лет назад такие люди еще были. Что же толкнуло людей на такой решительный шаг, как разрушение православного храма? Вероятно то же самое, что и подвигло на разрушение других построек красивейшей в прошлом Петровской усадьбы.
В этом материале мне хочется рассказать об истории Городищенского православного прихода, церкви Рождества Богородицы, а заодно и отдать свою дань памяти тем людям, которые не жалели сил и времени на благоустройство данного уголка нашей Новгородской земли, всем, кого уже давно с нами нет...
Устные легенды, записанные со слов обывателей, относят основание Городищенской церкви, получившей имя Святой мученицы Анастасии, ко времени патриарха Никона. Того самого Никона, который в XVII веке задумал церковную реформу, ввел крестное знамение тремя перстами и способствовал появлению в Российской империи раскольников. Главный вопрос состоит в том, мог Никон бывать в этих местах и участвовать в освещении только что построенной Городищенской церкви?
Совершенно определенно – мог. В 1649 году патриархом Паисием Никон был возведен в сан митрополита Новгородского и Великолуцкого. На этом посту он оставался до 1652 года. Следовательно, он свободно мог приехать и по приглашению местных крупных землевладельцев для освящения храма, поскольку подобные поездки были частью его прямых обязанностей. Кроме того, известны неоднократные посещения Никоном Ферапонтова Белоозерского монастыря, находящегося в наше время на территории Вологодской области. Добраться же тогда до этого монастыря из Новгорода, где находилась резиденция митрополита, можно было лишь через Устюжну, обязательно проехав по территории современного Мошенского района.
Новая построенная церковь быстро стала центром духовной жизни для всех местных православных христиан. Здесь отмечали праздники, крестили, отпевали усопших, венчали новобрачных. То, что храм являлся деревянным, не было случайностью, дерево в эту пору было самым распространённым материалом. Оно дешево, удобно в строительстве, а построенные сооружения впоследствии легко поддаются ремонту и при правильном уходе деревянные здания можно эксплуатировать многие годы.
Долгое время храм стоял без перестройки, практически в первозданном виде, пока, наконец, в 1758 году Петрово не покупает бывший служащий Санкт-Петербургской таможни и известный на обе столицы человек – Алексей Михайлович Балк. В эту пору добропорядочные хозяева много сил и средств тратили на переустройство и облагораживание своих имений. Балк, не смотря на свой серьезный возраст, не был исключением, и энергично взялся за дела.
Он не только успешно занимается хозяйством, строит новый дом, но и берется за переустройство существующего храма. О данном времени сохранился довольно интересный документ, который повествует нам о том, что примерно к концу жизни Балка в усадьбе существуют уже два храма. Один из них расположен при горе, и построен в честь Николая Чудотворца. Территориально единственной подходящей под описание горой может быть лишь «Буевище», которое находится в непосредственной близости от кладбища. О втором же храме говорится как о «вновь строящемся», и скорее всего речь идет как раз о деревянном приходском храме святой мученицы Анастасии, так как известно, что только внучка Балка сумела завершить его перестройку. Согласно этим данным уже можно выстроить довольно ясную логическую цепочку, в своих предположениях опирающуюся на несколько исторических свидетельств: А. М. Балк, кроме постройки нового дома берется и за перестройку деревянного храма, данная перестройка вероятнее всего обусловила и его закрытие, а на время проведения работ примерно к этому же времени относится и возведение на горе церкви Николая Чудотворца, которая по некоторым данным являлась деревянной и была относительно меньшего размера. Вероятнее всего, именно ее использовали как приходскую когда первая церковь не вела служб. На этом месте сохранились фрагменты фундаментов, однако датировать их принадлежность к определенному времени удастся только после тщательного археологического исследования.
После смерти А. М. Балка Петрово и несколько окрестных деревень достается его сыну Николаю. Однако и Николай закончить перестройку храма не успевает. После смерти Николая Алексеевича его прямой наследницей становится его дочь. Она же берет на себя все другие хозяйственные обязанности, и успешно справляется с повседневными заботами по управлению несколькими имениями, в тот числе заканчивает и перестройку приходского храма. Судьба не определила Аграфене Николаевне Балк, в замужестве Козляниновой, долгой жизни – в 1821 году она умирает, оставив на попечении своего мужа двух малолетних дочерей. Погребена она была у подножия перестроенного храма в Городищах.
Этот же храм стал фамильной усыпальницей всех последующих помещиков Петровского имения, волею судьбы скончавшихся именно на этой земле. Открывая один из томов «Провинциального некрополя», в котором при императорской власти издавались списки захороненных, на подобных сельских кладбищах мы видим надписи с уже известными нам фамилиями: «На семъ месте погребены рабы Божии: надворный советник Алексей Михайлович Балк, сыновья его Николай и Михаил, дочь Елизавета и правнучатаво младенческом возрасте Анна, Николай и Иоанн Козляниновы». Аграфена Николаевна же, как и было сказано, имела отдельное, наиболее почетное захоронение – у подножия храма, что свидетельствует о том, как потомки ценили ее заслуги: «На семъ месте покоится прах рабы Божией Агриппины Николаевны, супруги Владимира Петровича Козлянинова, родившейся в 1789 году июня 8 дня; в замужество вступила 1812 года февраля 19 дня, скончалась 1821 года октября 30 дня...».
О дальнейшей перестройке храма источники не оставили нам никаких данных, вероятнее всего таких перестроек и не было, так как в них просто не было и нужды. В камне он смог простоять около ста лет, пока не был разрушен при участии новой власти. Не то, чтобы при прямом участии, скорее, с молчаливого согласия. В 20‑ых годах, после бегства из села отца Ивана Державина, прекратились и богослужения.
Говоря о храме, следует не забыть сказать несколько слов о повседневной жизни его служителей. Главным человеком в храме оставался все-таки его настоятель, тот, кто митрополитом поставлен заведовать этим приходом, то есть священник. Примерно с середины XIX века и вплоть до революции Городищенским приходом руководили представители одной и той же семьи – Петр Державин, а затем его сын Иван. Примерно в 1889 году какое-то время здесь служит и Никанор Беляев. В состав любого храма обязательно входили кроме священника еще псаломщик и дьякон. Псаломщик помогал священнику в совершении церковных обрядов, а дьякон являлся человеком, проходящим службу на низшей степени священства, и впоследствии претендовавшим на то, чтобы получить собственный приход. Кроме того чаще всего именно дьякон вел метрические книги в подобных сельских приходах.
В 80‑ых годах XIX века при финансовом участии нового хозяина Петровского имения Александра Карловича Стромберга в Городищах строится школа для детей крестьян. Одним из преподавателей школы становится и глава прихода, который активно учил детей закону божьему.
В истории существования прихода в Городищах можно отметить еще то, что здесь неоднократно бывали и первые лица страны. В 1824 году во время своего путешествия по Северным губерниям России в этих местах гостил российский император Александр I. Правда, по воспоминаниям его личного медика, ночевать им пришлось в открытом поле, так как к ночи все окончательно сбились с пути. Однако говорят и то, что ночевал в одной из поездок он именно в Петрове, и наверняка в честь столь нечастого гостя была устроена праздничная литургия.
В дальнейшем, уже в конце века, инспектируя войска Санкт-Петербургского военного округа, тут побывал брат последнего русского императора Великий князь Владимир Александрович.
В 1917 году в Петрове разместилась одна из коммун партии большевиков, а последний настоятель храма Рождества Богородицы отец Иван Державин уехал в уездные Боровичи, где в эпоху репрессий и был расстрелян. С бегством священника вести службы стало некому, храм быстро прикрыли, а затем и разрушили.
С давних времен, освоение и заселение новых мест начинали именно с постройки православных часовен. Человек, живший в этих местах, должен был иметь возможность в любое время обратиться к Богу, найти в вере поддержку и утешение в выпавших на его долю трудностях. Оттуда же, где церковь по какой-то причине исчезала, постепенно уходила и жизнь. Именно православная вера служила фактором, который соединял людей – и в совместном праздновании православных праздников, и в погребении усопших.
В последние несколько десятилетий наше государство активно обращает внимание на восстановление разрушенных храмов, приятно видеть, что люди искренне и со всей душой стремятся исправить ошибки, допущенные в прошлом. Хочется верить, что и в Городищах, отчасти уже богом забытом месте, вновь засверкают купола приходского храма, а над округой будет развиваться звон колоколов, вещающий об утренней или вечерней службе. Пока все это останется только лишь мечтами, ждущими своего осуществления...
Владимир НИКОЛАЕВ
Фото автора