Обеспеченность области собственным молоком оставляет желать лучшего. Однако региональные власти предпринимают конкретные шаги для кардинального изменения ситуации. К сожалению, и крупные производители района на данный момент «минусуют». Тому есть объективные и субъективные причины
Страна и регион
Напомним, что губернатор области Сергей МИТИН в конце ноября прошлого года встречался с министром сельского хозяйства Российской Федерации Александром ТКАЧЁВЫМ. В целом, по словам главы региона, год сложился удачно для новгородских сельхозпроизводителей, рост производства сельхозпродукции составил порядка 20%. Новгородская область полностью обеспечивает себя яйцом, картофелем и овощами, а мяса производит вдвое больше нормативной потребности населения региона.
О молочной отрасли говорили отдельно. Министр в целом позитивно оценил планы Новгородской области по импортозамещению в молочной отрасли.
— Потенциал большой — надо его реализовать. В этом году самообеспеченность России молочной продукцией достигла 81%. При этом мы потребляем молока на четверть меньше, чем рекомендовано нормами здорового питания. Наша задача планомерно и целенаправленно стимулировать создание молочных ферм крупными инвесторами и небольшими семейными хозяйствами, вести их за собой. Прежде всего, для интенсивного развития отрасли надо увеличить поголовье коров и обеспечить рост продуктивности в действующих комплексах. Для повышения инвестиционной привлекательности мы предлагаем увеличить размер компенсации с 20% до 35% прямых понесённых затрат на строительство и модернизацию молочных ферм и ввести господдержку на строительство специализированных ферм по откорму и выращиванию молодняка молочного скота, — сообщил Александр Николаевич.
Глава Минсельхоза России подтвердил, что инвестиционные проекты Новгородской области будут отобраны к субсидированию при их поступлении в аграрное ведомство в установленном порядке. Министр отметил, что приоритетом аграрного ведомства является сохранение инвестиционной привлекательности сельхозпроизводства и поддержка приоритетных «точек роста» на региональном уровне. «Вместе с регионами нам необходимо наметить пути развития и принять ряд решений, чтобы обеспечить ускоренное импортозамещение по приоритетным направлениям сельского хозяйства», — добавил Ткачёв.
Если исходить из слов министра и губернатора, то потенциал существует и в нашем районе. Но что приоритетно в молочном направлении? Попробуем разобраться вместе со специалистом отраслевого отдела Олегом ХРАМЧЕНКО.
Сектор роста?
Посмотрим на общую картину развития отрасли в районе. Сельскохозяйственным производством занимаются 4 сельскохозяйственных организации, зарегистрировано 31 КФХ, из которых в 21 основным видом деятельности является животноводство. В 2015 году было создано 10 КФХ.
На начало 2016 года в АПК района занято 154 человека, в том числе в сельскохозяйственном производстве 63 человека, из которых 22 — руководители и специалисты сельскохозяйственных организаций. По сравнению с предыдущим годом количество специалистов с высшим образованием увеличилось на 2 человека (8%).
В 2015 году продукция сельского хозяйства района в хозяйствах всех категорий составила 408,0 млн. рублей, индекс производства — 106,2%. Увеличение производства продукции сельского хозяйства за последние пять лет составило 1,5%. Вклад района в продукцию сельского хозяйства области составляет немного — всего 1,5%. Тем не менее, доля сельского хозяйства в валовом продукте района составила 20,6%. Если сравнить эти цифры и учесть, что молока нам нужно и можно производить больше, то видна явная потенциальная зона развития.
В данном случае мы пока вынесем за скобки крупные «околомолочные» проекты, такие как инвестиционный проект ООО «Агроферма Демянская» «Выращивание зерновых культур на площади 2 тыс. га со строительством зерносушильного комплекса мощностью 40 тонн/час». Напомним, что стоимость проекта 50 млн. рублей, сроки реализации 2014–2016 годы. Мы не зря употребили слово «пока». Далее попытаемся наоборот — акцентировать внимание именно на агроферме.
Сегодняшние относительно крупные хозяйства переживают далеко не лучшие времена. Несмотря на то, что поголовье к уровню прошлого года подросло, производство молока сильно сократилось — от 40 до 81 процента к уровню прошлого года. Назовём и причины такой ситуации.
Первая — диспаритет цен на молоко и мясо, а также на все средства, необходимые для содержания поголовья. Горюче-смазочные материалы для сельхозпроизводителей непомерно дороги. Из года в год звучат вполне имеющие под собой основания возгласы представителей отрасли о том, что нефтяная держава может себе позволить иначе отнестись к ценообразованию ГСМ для сельхозпроизводителей.
Электроэнергия — тоже разговор отдельный. Например, Демянский район потребляет лишь несколько десятков процентов от выделенной мощности. Пересмотр цены для аграриев, на взгляд многих, вполне уместен. Технические средства в принципе субсидируются, но для хозяйств, имеющих задолженности по кредитам, практически не доступны.
Отдельная тема — корма. Вкупе это приводит к острой нехватке оборотных средств для приобретения «сильных» кормов и оборудования.
Вторая проблема, а точнее группа проблем, связана с доступностью финансовых ресурсов. Ставки по кредитам очень высоки. Вместе с тем, и налоговая политика в отношении тех, кто хочет развиваться, должна быть пересмотрена.
Третий фактор — крайне слабая кормовая база. Следствие — низкая продуктивность животных. 17 центнеров кормовых единиц на 1 условную голову — не совсем точный показатель. Важен сбалансированный рацион. А он «хромает».
Проблема номер четыре — кредиторская задолженность заготовительных организаций поставщикам, то есть нашим хозяйствам. Если ещё и заготовители не будут платить деньги, то говорить хоть о каком-то шансе роста невозможно в принципе.
Пятая причина — упущения в работе с воспроизводством стада. К уровню прошлого года недополучено 60 отёлов.
Шестой фактор — откровенно низкий уровень квалификации и острейший дефицит производственного персонала. Понятно, что в нынешние условия вряд ли кто поедет из молодых специалистов. Следствие этого — систематические нарушения трудовой дисциплины и технологического процесса. Как мы уже сказали, фактически отсутствуют возможности привлечь квалифицированные кадры.
Вспомним слова Александра Ткачёва о семейных фермах. В частном секторе, как ресурсе для создания таковых, тоже есть некоторые проблемы. Они касаются заготовки, покупки кормов и реализации продукции. Происходит явная миграция молодых людей из села в город, а пожилым людям вести хозяйство сложно. Прослеживается и крайне низкий уровень мотивации труда, существует нежелание обременять себя личным подсобным хозяйством.
Есть ли решения?
Немного отойдём от проблем и перейдём к путям решения. Слова министра о семейных фермах имеют под собой почву. Однако очень многое упирается в сбыт. Молочная ферма — тяжёлый труд. Нужна техника, нужны поля, дворы, подъёмные средства. Кстати, грантовая программа поддержки предпринимателей в районе, очень хорошо зарекомендовавшая себя за годы реализации и в кризисное время, продолжается. Можно задуматься тем, кто хочет попробовать себя в деле сельхозпроизводства об участии в ней.
Наши крупные производители объективно сегодня о развитии говорить не могут. С таким набором накопившихся проблем и администрацией района, и областными властями были предложены некоторые пути.
Первый — частичное перепрофилирование, а вернее, без сокращения молочного производства, параллельное занятие другими направлениями. Например, заместитель губернатора области Александр БОЙЦОВ неоднократно говорил о возможности «посмотреть в другую сторону» хозяйствам и приводил примеры удачных проектов в нашем регионе. Только с появлением оборотных средств можно постараться «вытянуть» молоко.
Другой путь (не исключающий первый, о котором так же говорили заместитель губернатора и глава района Александр ФЕДОРОВ) — кооперация и сотрудничество с крупными инвесторами. Действительно, по неподтверждённой информации, ООО «Агроферма Демянская» вела переговоры, но, к сожалению, их предложения были отвергнуты. Кому и на каких условиях стоит возвращаться к этим переговорам — вопрос. Стратегия выживания хозяйств — путь в никуда. Ни в коем случае мы не хотим «уколоть» руководителей хозяйств. Напротив, мы видим объективные проблемы их сегодняшнего положения. В нынешнем виде иного не дано.
Напомним, что власти района вели и продолжают вести содержательные переговоры и с зарубежными инвесторами. Конечно, подход последних к управлению может несколько отпугнуть потенциальных партнёров, но и риски иностранцев понятны. За всеми этими непростыми решениями, в конце концов, стоят люди — и потребители, и работники хозяйств. Сообща поднимать с «нуля» всё равно легче.
Есть и довольно щекотливая тема, которая муссируется в определённых кругах — желание руководителей не потерять свой статус, значимость. Оценивать подобные заявления мы не будем, но исключить наличие амбиций тоже не можем. Нельзя просто владеть огромными сельхозугодиями, используя их толику. Это не просто ведёт к деградации полей, а к непомерным затратам на восстановление в будущем.
Вернёмся к работе агрофермы. Эти инвесторы готовы вкладываться и не на словах, а на деле. Планы по открытию кроме зернового комплекса молочной фермы существуют. И если таковая будет открыта, то по молоку мы, скорее всего, сможем закрыть необходимый объём. Но это не означает, что на этом можно успокоиться. Напротив, нам просто необходимо реализовать потенциал в этом сегменте рынка.
* * *
Взглянув на проблему молочного производства в районе со стороны, наиболее предпочтительным вариантом развития видится привлечение крупных инвесторов. Отметим, что работа районных властей по возвращению в оборот земельных долей уже дала плоды. Интерес инвесторов вызван именно этим, а также газификацией района. Немалую роль сыграли и санкции ЕС, которые в отрасли возымели обратный эффект. Слова Владимира ПУТИНА об одном выгодоприобретателе от этой ситуации в лице США были косвенно подтверждены и зарубежными инвесторами, которые на переговорах прямо заявили о заинтересованности крупных мировых фуд-корпораций в российском рынке. «Авангард» будет и впредь следить за развитием ситуации в отрасли производства молока.
Иван БОРОДИН
Коллаж автора