Конечно, можно сделать вид, что их просто не существует. Что нет в нескольких километрах от нас этих небольших деревень, где жизнь порой нелегка. Где люди чувствуют себя забытыми и ненужными, а отсутствие элементарных признаков цивилизации ставит в тупик. Вот только закрывая глаза на правду, легко свернуть с верного пути.
Карловка – небольшой населённый пункт на территории Успенского сельского поселения. Здесь живут 223 человека. Первое упоминание о ней в архивном отделе датируется 1927 годом. В то время население деревни составляло 369 человек.
Контрасты
По словам главы поселения Сергея Шуткина, живут в Карловке в основном пенсионеры. После распада в 1992-м совхоза «Пионер» работать стало негде, люди начали уезжать, молодёжи почти не осталось. Деревня состарилась за пару лет.
Здесь три улицы – Центральная, Молодёжная, Новгородская и два переулка – Садовый и Вишнёвый. На въезде нас встретили неработающие дом культуры и школа по левую сторону и уже давно закрытое здание сельсовета по правую. «Невесёлое начало путешествия», – мелькнуло в голове. Через пару секунд рухнула и последняя надежда на светлый и полный положительных моментов репортаж – мы увидели ул. Центральную – несколько двухэтажных жилых домов, обшарпанных, с выбитыми окнами во многих квартирах и подъездах. Всего таких домов шесть. Их построили ещё в период расцвета «Пионера». Сегодня, по словам местных жителей, полностью не заселён ни один. Так, например, в доме №6 живут три семьи, а в восьмом – только одна. Посередине улицы стоит полностью нежилая двухэтажка, напоминая декорацию для фильма про войну. Впечатление, конечно, производит. Разрухи.
По традиции направились в местный магазин. Их в деревне два – частный и РайПО. Чтобы попасть в магазин РайПО, мы по мосту пересекли небольшую речушку, разделяющую Карловку на две части. На другой стороне только частные дома. Здесь тоже место контрастов – заброшенные строения чередуются с жилыми, во дворе которых мы увидели дрова, сено. Значит, жизнь есть. Это порадовало.
В магазине нас встретила доброжелательный продавец Елена Носова, от которой мы много узнали о жизни деревни «до и после».
Закрыта для будущего?
– Я приехала в Карловку в 1983 году. В те времена, до закрытия совхоза, всё было хорошо, – рассказала Елена Валентиновна. – Работали садик, школа, почта, медпункт. После закрытия «Пионера» деревня постепенно стала приходить в упадок. Когда я была заведующей детским садом, там было две группы – около сорока ребят. Но молодёжь начала уезжать, детишек стало меньше, и сначала его совместили со школой, а потом и совсем закрыли. Здание школы относительно новое – построено в конце 80-х взамен деревянного. Строение двухэтажное, со светлыми просторными классами. Но в начале 2000-х закрыли и его. Сейчас немногочисленных школьников, 3-4 человека, возят на школьном автобусе в Сябреницы. Несколько лет назад не стало и почты. Теперь пенсию выдают в здании магазина, письма, газеты и журналы тоже привозят сюда раз в неделю. Баню и медпункт в деревне тоже закрыли. Потому что невыгодно, сказали.
В голове никак не могла перестать громко возмущаться мысль: «Как?! Как 223 человека живут практически без всего? Только с двумя магазинами?» Это понять непросто. Чтобы хоть как-то попытаться это сделать, мы направились на поиски местных жителей. Найти кого-то из них оказалось сложно – Молодёжная пустовала. Только лай собак напоминал о том, что жизнь здесь есть. Но в одном дворе послышалась музыка, навстречу нам вышла приветливая женщина. Галина Мухина живёт в Карловке с 1984 года. Когда-то работала в совхозе, потом в детском саду, 15 лет трудилась в медпункте. Уже много лет у них с мужем своё хозяйство.
– Сегодня в деревне по сравнению с другим населёнными пунктами стадо немаленькое – 30 коров. Семь семей занимаются их разведением, – поделилась с нами Галина Ивановна. – У нас осталась только одна – много сена не наготовить, здоровье уже не то, а на маленькую пенсию купить его не можем.
Главной деревенской проблемой женщина считает отмену автобусов. До декабря накладок с поездками в Чудово не было – в полдевятого можно было уехать из Карловки в районный центр, а трёхчасовым рейсом вернуться. Пожилых людей это устраивало – и в больницу можно было успеть, и на почте платежи сделать, и по магазинам пробежаться. Ведь хоть и есть в деревне две торговые точки, но ассортимент в них с сетевыми не сравнится, да и акций, скидок здесь не бывает.
Теперь же автобусы не ходят, и добраться до города для местных жителей – занятие высокооплачиваемое. 400 рублей приходится платить за такси в одну сторону. Недешёвая поездка получается. Трудно не согласиться, правда? Остаётся только верить, что АТП удастся решить свои проблемы в ближайшем будущем, и все, кто ждёт, дождутся.
Заплати за соседа
Общая, волнующая большинство местного населения тема, – отключение воды. Вот уже второй год их пугают тем, что скоро их настигнет эта участь. Причина банальна – неплательщики. Многие квартиры в двухэтажных домах пустуют десятки лет. Ещё после закрытия совхоза их продали, а новые хозяева так ни разу и не появились на своих квадратных метрах. И не платят за них. Да и у тех, кто проживает, есть долги. Честным жителям предлагают самим «выбивать» деньги из неплательщиков. Интересно, какими методами? Им, конечно, очень не нравится ежемесячно платить 140-160 рублей за общедомовые нужды за электричество (откуда берутся эти суммы, когда в подъезде по одной лампочке, которую почти и не включают, они, правда, не понимают), но разбираться с теми, кто не платит, они не очень хотят. Да и мы им не советуем.
О многом ещё сожалеют жители Карловки. О том, что разворовывают оставшиеся без сторожа здания школы и клуба. Среди белого дня слышны там шум и грохот, выбиты стёкла, выломаны двери. О том, что нет почты. Негде пожилым людям купить открытку, не отправить письмо. О том, что нет в деревне никакого досуга. Не собираются сельчане вместе на праздники, даже Новый год не отмечают, хотя в этом году благодаря главе поселения поставили красивую ёлку. По их словам, в близлежащем Зуеве, например, тоже уже много лет нет клуба, но мероприятия проводятся, есть хоть какая-то культурная жизнь. О том, что несколько лет назад закрылся медпункт. А это для деревни, большинство жителей которой – пенсионеры, событие довольно печальное. «Скорая» сюда едет долго, «за это время можно и помереть». За таблетками приходится ездить в город, а это затратно, как мы с вами уже выяснили. А ведь раньше приезжали в Карловку врачи из районной больницы, самые необходимые лекарства можно было купить в медпункте. Сожалеют о том, что нет бани, библиотеки. О том, что нет практически ничего. Есть только люди, живущие своей, обособленной, для многих неинтересной жизнью. Виноваты ли они в том, что так вышло? Ведь говорят же, что не место красит человека, а человек место. Но не нам судить.
Доживём до лета
На вопросы о том, что же хорошего в вашей деревне, ответ был один – природа. Да, здесь и правда тихо, спокойно. Лес в двух шагах. Жители пользуются его дарами, собирают грибы, ягоды и выходят торговать на дорогу, ведущую в Кириши. Это довольно внушительный заработок для большинства сельчан. Дачники облюбовали этот красивый уголок. Как и во многих деревнях, нас звали приехать сюда летом, когда всё вокруг красивое, море цветов. Только исчезнут ли осенне-зимние проблемы с приходом весны? Смогут ли яркое солнце и красивое пение птиц заставить людей забыть о своих заботах и горестях? Станут ли ходить автобусы? Не отключат ли воду? О том, чтобы возродить клуб, школу, почту, баню, ФАП речи не идёт. Мы всё меньше верим в сказки.
Но есть и ещё плюсы. В прошлом году в деревне была заасфальтирована улица Центральная. Исправно вывозится мусор. Зимой дороги чистили от снега. Достаточно ли этого для полноценной жизни? Не знаю. Не уверена. А как кажется вам?
Олеся САДОВНИКОВА, фото автора