Когда-то давно, в пору тотального дефицита, новая обувь доставалась с трудом и носилась предельно аккуратно. Ремонт был обязательной процедурой, продлевающей жизнь любой обувке от детских сандаликов до модельных туфель. В домах быта существовали целые цеха мастеров, занимающихся их починкой.
С тех пор многое изменилось. Времена сейчас другие. И профессию сапожника не назовёшь престижной.
Обувных дел мастеров в нашем городе не так уж много. Поэтому, думаю, практически каждый житель, а особенно жительница Чудова, хоть раз да оказывалась среди клиентов мастера по ремонту обуви Вячеслава Кулешова.
Родился Вячеслав далеко отсюда, в солнечном Джамбуле. Там окончил школу и работал слесарем-наладчиком швейного оборудования. Сначала на фабрике, а после её закрытия по частным заказам. Времена наступили трудные, каждый выживал, как мог, многие шили на заказ, поэтому работы хватало. Потом Вячеслав сам начал шить кожаные куртки, продавал их на рынке.
– Первую шил два месяца, собирал из лоскутков, подгонял. Но зато и продал дороже чем у многих. Учился сам. Первые уроки дала одна из клиенток, у которой ремонтировал машину, – вспоминает мастер.
Лиха беда начало – по книгам освоил выделку шкурок, стал шить шапки – здесь уже мама помогла. А после появился интерес к обувному делу, которому опять же учился самостоятельно, сначала наблюдая за работой других сапожников, а потом и сам совершенствуя навыки.
– Помогли освоить ремесло усидчивость и привычка во что бы то ни стало доводить начатое дело до конца, – считает наш герой. – Я всегда был упорным, даже чересчур: не могу оставить что-то, пока не доделаю, пока результат меня не будет устраивать. Ещё в детстве любил всякие задачи, головоломки, и не мог отступить, пока не соберу, не решу. Сам по книге научился плести макраме. Настенное панно с плетёными кашпо для цветов и полочками моя тётка увезла с собой в Германию.
Во многом тем, что я сейчас знаю и умею, я обязан своим родителям, которые наставляли, помогали, поддерживали во всех увлечениях. Спасибо им за это.
Когда в 1999 году судьба занесла в Чудово, Вячеслав скоро нашёл работу по специальности, в Доме быта был и сапожником, и наладчиком в швейном цеху. А потом всё же решил работать самостоятельно. С того момента, как было принято это решение, теперь прошло 8 лет.
– За все эти годы я ни разу не был в отпуске. В течение первых трёх лет работать приходилось с 6 утра и до часу ночи. Даже во сне перед глазами всё время ботинки летали, – улыбается мастер. – В последнее время заказов стало меньше. Обуви сейчас много, которая и ремонту не подлежит. Такую не беру, сразу говорю, что ничего не смогу сделать. С людьми стараюсь быть честным, доверие клиентов важно для меня. Сам выбираю и покупаю материал, сам ремонтирую, сам отвечаю за свою работу. Каждый раз берясь за дело, стремлюсь к тому, чтобы результат понравился мне самому.
Тогда, как мне кажется, будет доволен и заказчик.
В мастерской он так и работает один. У сына, которому уже 18, совсем другое увлечение, и выбор его Вячеслав уважает. Пытался пригласить молодых людей подработать, но желающих осваивать сапожное ремесло не нашлось – не престижно. Но обувных дел мастер не переживает по этому поводу. Он просто каждое утро идёт на работу и делает своё дело так, «чтобы было красиво». И пока такие мастера есть на земле, ремесло сапожника не исчезнет. Хочется пожелать вам, Вячеслав, исполнения всех желаний и пусть в вашей мастерской никогда не переводятся заказчики.
Татьяна ИВАНОВА, фото автора