В минувшее воскресенье в посёлке Тёсово-Нетыльский был захвачен советскими войсками немецкий танк
В четвертый раз в Тёсово-Нетыльском состоялся военно-исторический фестиваль «Забытый подвиг – 2-я ударная армия». Год от года фестиваль растет как в размерах площадки, на которой происходит мероприятие, так и в количестве приезжающих реконструкторов и зрителей. Если в первый раз приехали более сотни участников, то в последний – уже более 700 человек со всей территории России и даже зарубежных стран, в частности, Прибалтики и Финляндии. До 7 тысяч возросло и количество зрителей, они прибывали сюда и в частном порядке, и организованными группами на автобусах. Некоторые машины успели припарковаться на отведенных для них местах, остальные вставали вдоль дороги, и вереница из них растянулась аж до деревни Клепцы. А вечером на выезде из поселка образовалась самая настоящая автомобильная пробка.
Интерес к военно-исторической реконструкции велик. В этом году губернатор Новгородской области Сергей Митин прибыл пообщаться с участниками и осмотреть интерактивные площадки. Перед началом мероприятия вместе с вице-президентом ОАО «РЖД» Олегом Валинским, начальником Октябрьской железной дороги Владимиром Голосковым, он возложил цветы к воинскому мемориалу в центре поселка.
Напомним, военно-историческая реконструкция в поселке Тёсово-Нетыльский всегда посвящена одной теме – трагической судьбе 2-й ударной армии Волховского фронта, попавшей в окружение под Мясным Бором в 1942 году. Армия должна была отвлечь на себя силы противника от блокадного Ленинграда и пробиться к Луге. Но амбициозные задачи превышали ее возможности. Армия прорвала оборону противника, пошла навстречу своим войскам, не обращая внимания на фланги. В марте 1942 года немецкие войска нанесли два сходящихся удара по флангам, взяв в кольцо всю армию. Именно в местах Мясного Бора и Тёсово-Нетыльского измученные, голодные, ограниченные в оружии и патронах бойцы 2-й ударной вели борьбу с противником не на жизнь, а на смерть. Большинство из них остались лежать в этой земле навечно.
Но трагедия 2-й ударной на этом не закончилась. Из-за предательства генерала армии Власова эти события оказались вычеркнутыми из истории, и долгие годы о них замалчивалось. Поэтому организаторы фестиваля поставили перед собой цель напомнить о подвиге простого солдата 2-й ударной. Это справедливо перед памятью павших.
За три часа до начала «боевых действий» на территории торфопредприятия «Тёсово-1», где традиционно происходит реконструкция, начали работать интерактивные площадки. Советские и немецкие военные, одетые по всем правилам своего времени, старательно изображали отдых на привале, каждый на своей стороне. Кто-то готовил на костре обед, другие заряжали в барабан патроны... Зрители могли свободно ходить по лагерям враждующих сторон, расспрашивать об оружии, фотографироваться хоть за пулеметом, хоть на танке.
А меня заинтересовала собака – на немецкой овчарке было – снаряжение, она явно являлась участником театра военных действий.
– Это Герда, она изображает подрывника танков, – рассказала хозяйка Наталья Фёдорова, член клуба реконструкторского и служебного собаководства из Санкт-Петербурга.
Оказалось, что во время войны собак специально обучали бросаться под танки. На них крепили взрывные механизмы, танки взрывались, собаки тоже. К счастью, такое практиковалось не очень долго, потом собак стали использовать в качестве саперов, связистов и санитаров. Герда – реконструктор с рождения, хозяева берут ее участвовать в «боях» с раннего возраста, и она уже привыкла к взрывам и стрельбе.
Одной из «фишек» этого года стало участие в боевых действиях настоящего немецкого танка. Его собрал мастер Владимир Елистратов с группой единомышленников.
– Этот танк мы делали почти год. И не стесняясь, скажу, что такого качества копия – единственная в мире. Обычно делают легкие реплики, из тонкого металла. У нашего соблюдено все – толщина металла, правильно подобраны двигатель, трансмиссия. Он и по весу, и по ходовым качествам полностью аналогичен немецкому. Танк работает, ездит и даже стреляет, – рассказал мастер.
В поселок Тёсово-Нетыльский танк доставили на трале, а на поле боя он должен поддерживать атакующую немецкую пехоту. Но, в конечном счете, у всех немецких танков в современных реконструкциях одинаковая судьба – советские войска их захватывают, а танкистов берут в плен.
Традиционно в Тёсово-Нетыльской реконструкции принимают участие местные жители, изображая беженцев. Также «беженцы» прибывают и издалека. Все они одеты подобающим образом – в ватниках, платках. Особые чувства вызывали их чумазые дети. На одной из женщин были даже обуты лапти. Оказалось, что сама она приехала из Королева, а лапти купила в ломбарде и уже не в одной реконструкции изображала в них беженку.
– Сегодня по сценарию у нас будет две группы беженцев. Одни выезжают на машине и во время взрыва несколько человек «погибнут», остальные побегут к санитарному поезду. Вторая группа выходит из леса и натыкается на немцев, – рассказала участница.
Работники Селогорского ДК в этом году не только были «беженцами», но и подготовили концертную программу «У войны не женское лицо», рассказав о нелегкой судьбе деревенских женщин в тылу врага.
Ожидая большое количество зрителей, в этом году была развернута и соответствующая торговая площадка. Кроме традиционных шашлыков и кофе, торговали военной атрибутикой, сувенирами патриотической направленности. Поисковая экспедиция «Долина» представила свою экспозицию находок времен Великой Отечественной войны. И для всех желающих была возможность попробовать солдатской каши из полевой кухни (кашу приготовили повара Тёсово-Нетыльской школы, а на раздаче стоял командир поискового отряда «Скиф» Юрий Кун).
Говоря о реконструкции, обязательно надо упомянуть музей Тёсовской узкоколейной дороги, который параллельно проводил фестиваль узкоколейной техники с презентацией своих уникальных экспонатов. Среди последних приобретений музея – деревянный вагон завода Ammendorf. По словам директора музея Алексея Помигуева, в частных коллекциях таких экспонатов нет. Еще один экспонат – изотермический вагон-ледник завода Bautzen, также единственный в России.
Часть экспонатов музея приняло участие в самой реконструкции, и в этом есть момент исторической достоверности. На точно такой же узкоколейке шли бои в 1942 году за прорыв блокады Ленинграда.
Прибывший на фестиваль вице-президент ОАО «РЖД» Олег Валинский высоко оценил труд молодых людей, организовавших музей узкоколейной техники. В качестве подарка музей получил еще один экспонат – уникальный тепловоз 1958 года постройки.
У зрителей было достаточно времени, чтобы осмотреть все интерактивные площадки, покататься на дрезине и попробовать гречневой каши. С началом самой реконструкции боевых действий все зрители выстроились вдоль ограждения, за которое строго-настрого было запрещено выходить. Следили за порядком сотрудники полиции. Надо сказать, что стрельба была настолько оглушительной, что ведущий даже рекомендовал открывать рот, чтобы не закладывало уши. Участники не жалели патронов, бабахала зенитка, на дальнем плане взрывался лед. «Раненые» эффектно падали, «погибшие» лежали неподвижно. Выехал и обещанный немецкий танк... Было несколько мощных взрывов, в том числе с высоким огненным столбом. Основное действие длилось больше часа. И, конечно, закончилось победой – Красное знамя над головой бойцов ознаменовало окончание боя.
...Комментируя прошедший бой, организатор фестиваля Павел Желтов рассказал, что не все задуманное удалось воплотить:
– Всегда кажется, что можно было сделать больше. Тем не менее подавляющую часть задуманного нам удалось сделать, – сказал он. – И как всегда, сразу после окончания одной реконструкции мы начинаем готовиться к следующей.
А это значит, что в 2017 году состоится реконструкция, посвященная 75-летию гибели 2-й ударной армии.
Ольга ПАРИЦКАЯ
Фото автора